Ордынский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Филипповского сельского совета Ордынского района Новосибирской области о признании незаконным бездействия по организации мест захоронений, соответствующих требованиям законодательства, возложении обязанности по обращению в администрацию Ордынского района с заявлением о предоставлении земельных участков под кладбищами в собственность, оформлению права собственности на земельные участки под кладбищами, указывая, что прокуратурой района была проведена проверка исполнения земельного законодательства администрацией сельского совета. В ходе проведенной проверки было установлено, что на территории муниципального образования имеется одно действующее кладбище около с. Филиппово. Данное кладбище на балансе администрации сельского совета не состоит, в реестре муниципальной собственности не числится. Согласно ст. 14 ч.1 п. 22 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. В соответствии со ст. 25 ч.2 ФЗ от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.07.2011 г. N 84 утверждены санитарные правила и нормы 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" установлены гигиенические требования к размещению, проектированию, строительству, реконструкции, реставрации (в том числе воссоздании) эксплуатации кладбищ. В силу ст. 35 п.1, 13 Градостроительного кодекса РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, размещение которых может быть обеспечено только путем их выделения. В нарушение указанных норм администрация сельского совета не выполняет обязанность по организации мест захоронения, отвечающих требованиям законодательства, так как земельные участки, занятые кладбищами не оформлены в муниципальную собственность. При таких обстоятельствах нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц- жителей муниципального образования, на получение установленных законом гарантий осуществления погребения умерших, право на благоприятную окружающую среду, так как выполнение мероприятий по содержанию кладбищ в соответствии с санитарными правилами, их реконструкция невозможны в связи с отсутствием оформленного права собственности на земельные участки, занятые кладбищами, так как достаточные денежные средства не закладываются в местный бюджет. Кроме того, участки для захоронений предоставляются гражданам при отсутствии права у муниципального образования распоряжаться данными земельными участками. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Филипповского сельского совета Ордынского района НСО по организации на территории поселения мест захоронений, соответствующих требованиям земельного, градостроительного, санитарно- эпидемиологического законодательства; возложить на администрацию Филипповского сельского совета обязанность в срок до 01.06.2012 г. обратиться в администрацию района с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного под кладбищем в собственность поселения и в срок до 01.06.2013 г. оформить право собственности на указанные земельные участки.
Помощник прокурора Ордынского района района Лисицына О.В. исковые требования поддержала по обстоятельствам, указанным в иске, уточнив срок исполнения обязанности обратиться в администрацию района с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного под кладбищем около с. Филиппово в собственность поселения- до 01.11.2012 г., оформить право собственности на указанный земельный участок- до 31.12.2013 г. Отказалась от требований о признании незаконным бездействие администрации Филипповского сельского совета Ордынского района НСО по организации на территории поселения мест захоронений, соответствующих требованиям земельного, градостроительного, санитарно- эпидемиологического законодательства. Определением Ордынского районного суда от 20.09.2012 г. производство в части требований о признании незаконным бездействие администрации Филипповского сельского совета Ордынского района НСО по организации на территории поселения мест захоронений, соответствующих требованиям земельного, градостроительного, санитарно- эпидемиологического законодательства было прекращено.
Представитель ответчика- администрации Филипповского сельского совета Ордынского района НСО Бакланова Е.В. согласна, пояснила, что на территории муниципального образования имеется одно действующее кладбище около с. Филиппово. В 2008 г. межевание земельного участка, занятого кладбищем, осуществлялось, категория земель- земли сельскохозяйственного назначения. Это паевые земли. Однако не смогли осуществить перевод земельного участка в иную категорию, так как отсутствовал Порядок перевода сельскохозяйственных земель, в связи с чем не оформили право муниципальной собственности, а поскольку сведения в государственном кадастре недвижимости о земельном участке были временными, в настоящее время земельный участок не состоит на кадастровом учете. В настоящее время они заключили договор на межевание межевание проведено, должны получить кадастровый паспорт. Содержанием кладбищ администрация сельского совета занимается за счет статьи расходов "благоустройство", осуществляют уборку кладбища от мусора, огородили его.
Представитель третьего лица- администрации Ордынского района Моисеев П.М. с исковыми требованиями прокурора не согласен, пояснил, что указанные в иске кладбища существуют длительное время, они были созданы до образования администрации Филипповского сельского совета, следовательно, оформление права собственности на данные земельные участки являются правом муниципального образования, а не его обязанностью. Оформление права собственности возможно только после перевода земель из категории сельскохозяйственных в особо охраняемые. Данный перевод возможен после принятия Порядка отнесения земель к особо охраняемым, который принимает Совет депутатов сельского совета, и осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 7 ФЗ N 172-ФЗ от 21.12.2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". Предоставление земельного участка, занятого кладбищем, который состоит из паевых долей, возможно путем выкупа этих долей, либо за счет увеличения площади границы населенного пункта, на что требуется время. Кроме того, бюджет Филипповского сельского совета является дотационным, статьи расходов носят целевой характер, на текущий год в бюджете денежные средства на оформление земельного участка под кладбищем отсутствуют.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит частичному удовлетворению.
При проведении прокуратурой проверки было установлено, что на территории Филипповского сельского совета имеется одно действующее кладбище, расположенное около с. Филиппово. Данные обстоятельства не отрицаются сторонами и подтверждаются старым Генеральным планом совхоза "Филипповский", из которого видно, что оно находится за границей населенного пункта и не в лесной полосе (л.д. 23-24).
Кладбища не состоят на балансе администрации муниципального образования и в реестре муниципальной собственности, земельные участки, занятые кладбищами, не оформлены в муниципальную собственность, что не отрицается сторонами и подтверждается информацией главы администрации N594 от 23.03.2012 г. (л.д. 15).
Согласно ст. 14 ч.1 п. 18 ФЗ N 131- ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ст. 5 Устава Филипповского сельского Совета Ордынского района НСО к вопросам местного значения сельского Совета относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (п.3), организация ритуальных услуг и мест захоронений (п. 21).
Согласно ст. 18 ФЗ РФ N 8-ФЗ от 12.01.1996 г. "О погребении и похоронном деле" общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 16 п. 4, п. 5 ФЗ РФ N 8-ФЗ от 12.01.1996 г. "О погребении и похоронном деле" предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч.2 ст. 15 Федерального закона N 8-ФЗ от 12.01.1996 г. "О погребении и похоронном деле" места погребения (с расположенными на них кладбищами) по принадлежности могут быть государственными и муниципальными. Из системного толкования указанных положений можно сделать вывод об отнесении земельных участков, занятых кладбищами к собственности муниципальных образований. Следовательно, земли кладбищ могут находиться только в государственной или муниципальной собственности, а общественные кладбища могут быть только муниципальными. Этот вывод соответствует и положениям ст. 50 ч.2 п. 3 ФЗ N 131-ФЗ N 131- ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которой в собственности поселений может находиться имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Согласно ст. 209, ст. 215 ГК РФ, ст. 51 ФЗ РФ N 131- ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальное имущество без каких-либо ограничений может находиться в режиме казны муниципального образования; закрепляться за муниципальными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; передаваться на ином вещном или обязательственном праве, в т.ч. праве аренды, иным физическим или юридическим лицам.
Следовательно, земли кладбищ могут находиться в муниципальной собственности, так и передаваться после оформления муниципальной собственности муниципальным образованием во владение и пользование иным юридическим лицам (муниципальным предприятиям и учреждениям либо иным хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в сфере погребения и оказания ритуальных услуг).
Довод представителя третьего лица о том, что оформление права собственности на такие земельные участки является в силу ст. 6 ч.1 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122- ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" правом муниципального образования, а не обязанностью, суд отвергает, так как по смыслу данной нормы признаются юридически действительные права, возникшие до вступления в силу указанного закона, у муниципального же образования права на земельный участок не возникали, доказательств об обратном суду не предоставлены.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код 93.03) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код 93.03.11); кладбищ по захоронению, включая услуги по покупке или аренде места для захоронения (код 93.03.11.110); по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код 93.03.11.130); по уходу за могилами, прочими местами захоронения, включая услуги по озеленению кладбищ (код 93.03.11.131).
Таким образом, предоставление мест под захоронение может рассматриваться как составная часть услуг кладбищ по захоронению. При отсутствие оформленных прав муниципального образования на земельные участки, занятыми кладбищами, услуга по предоставлению гражданам земельных участков на этом кладбище для захоронения осуществляется без имеющихся на то полномочий.
Содержание кладбищ осуществляется согласно объяснений представителя ответчика за счет местного бюджета из статьи расходов "Благоустройство", в подтверждение чего предоставлены ведомственные структуры расходов бюджета на 2012 г., где навыполнение функций по благоустройству отнесено 784, 5 тыс. руб., отдельно статья расходов на содержание кладбища не выделена.
Согласно ст. 14 ч.1 п. 18ФЗ N 131- ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Вместе с тем, согласно ст. 17 п.3, п. 4 ФЗ РФ N 8-ФЗ от 12.01.1996 г. "О погребении и похоронном деле" для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения" (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением N 84 от 28.06.2011 г. Главного государственного врача РФ, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ч.1 ФЗ РФ N 7- ФЗ от 10.01.2001 г. "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в бюджет муниципального образования заложены средства на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, в том числе на территории кладбища, а не расходы на полномочия, закрепленные в ст. 14 ч.1 п. 18 ФЗ N 131- ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, которые требуют отдельно предусмотренных в бюджете денежных средств.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что отсутствие оформленного муниципального права на земельный участок, занятый кладбищем, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, так как проведение предусмотренных законом мероприятий по содержанию кладбища, контролю за состоянием кладбища не возможно без достаточного финансирования за счет средств местного бюджета, в который не включены статьи расходов по содержанию кладбища в связи с отсутствием права муниципальной собственности на земельный участок, занятый кладбищем, и как следствие, на само кладбище. Кроме того, нарушаются права неопределенного круга лиц на получение установленных законом гарантий погребения умерших на отведенных и предоставленных для этих целей земельных участков лицом, обладающим такими полномочиями.
В настоящее время администрацией Филипповского сельского Совета работа по оформлению земельного участка, занятого кладбищем, в муниципальную собственность начата, но не завершена. Так, согласно договору подряда на выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка N 47-12 от 03.05.2012 г., заключенному администрацией Филипповского сельского совета с ООО "Фарос", подрядчик обязуется провести кадастровые работы в отношении земельного участка, занятого кладбищем, изготовить межевые планы по образованию данных земельных участков. Следовательно, фактически ответчиком не отрицается необходимость оформления указанных земельных участков в муниципальную собственность.
Согласно ст. 19 ч.1 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.
Согласно ст. 11 ч. 2 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Согласно ст. 79 ч.1 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Согласно ст. 2 ч.1 ФЗ N 172-ФЗ от 21.12.2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Согласно ст. 8 ч.1 п.2 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Требования к ходатайству о переводе земель сельскохозяйственных угодий в другую категорию установлены приказом Министерства сельского хозяйства РФ N 168 от 17.05.2010 г. "Об описании ходатайства о переводе находящемся в собственности РФ земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию и составе прилагаемых к нему документов", в частности в ходатайстве необходимо указывать кадастровый номер земельного участка, категорию земельного участка, его площадь и местоположение, обоснование перевода земельного участка в другую категорию. К ходатайству прилагаются документы, в частности: выписка из государственного кадастра недвижимости, выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, акт выбора земельного участка.
Согласно ст. 7 ч.1 п. 2, ч. 2 ФЗ N 172-ФЗ от 21.12.2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных с созданием особо охраняемых природных территорий. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), в другую категорию не допускается.
Согласно ст. 3 ч.4 п.2 ФЗ N 172-ФЗ от 21.12.2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства.
Согласно ст. 5 ч.1, ч. 2 ФЗ N 172-ФЗ от 21.12.2004 г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие акт о переводе земель или земельных участков, направляют копию такого акта в течение пяти дней со дня его принятия в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости. О внесенных изменениях орган кадастрового учета уведомляет заинтересованных правообладателей земельных участков с указанием акта о переводе земель или земельных участков, а также органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для внесения в течение семи дней изменений в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем присуждения обязанности в натуре, в связи с этим довод представителя ответчика о том, что действующим законодательством не предусмотрен избранный прокурором способ защиты нарушенных прав, судом отвергается.
Согласно п.2 ст. 206 ГК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая, что для перевода оформления права собственности на земельный участок, занятый кладбищем, необходимо перевести его из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, что требует значительного времени и затраты бюджетных денежных средств, которые носят целевой характер, суд находит возможным предоставить ответчику срок для обращения в администрацию района с заявлением о предоставлении земельных участков в собственность установленном порядке с приложением всех необходимых документов- до 31.12.2013 г.
Прокурор просит возложить на администрацию Филипповского сельского совета обязанность оформить право собственности поселения на земельный участок, занятый кладбищем, в срок до 01.06.2013 г. Вместе с тем, по указанным выше основаниям оформление такого права не возможно до принятия решения об изменении категории земельного участка. В настоящее время такое решение не принято уполномоченным органом. Кроме того, решение о предоставлении земельного участка в собственность принимает администрация Ордынского района, следовательно, суд не может подменить своим решением властные полномочия администрации Ордынского района по распоряжению земельных участков, собственность на которые не разграничена. В связи с изложенным, суд приходит к выводу об отказе прокурору в удовлетворении требований к администрации Филипповского сельского совета Ордынского района Новосибирской области об оформлении права собственности на земельный участок под кладбищем.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Филипповского сельского совета Ордынского района Новосибирской области обратиться в администрацию Ордынского района с заявлением о предоставлении земельного участка, занятого кладбищем, расположенным около с. Филиппово Ордынского района, в муниципальную собственность, в установленном порядке с приложением необходимых документов в срок до 31.12.2013 г.
Отказать прокурору Ордынского района в удовлетворении исковых требований к администрации Филипповского сельского Совета о возложении обязанности оформить право собственности поселения на земельный участок, занятый кладбищем, в срок до 01.06.2013 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Новосибирского областного суда через канцелярию Ордынского районного суда в течении месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде.
Судья-
Решение в мотивированном виде изготовлено 24.09.2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.