Судья Советского районного суда г. Новосибирска Самулин С.Н.,
с участием законного представителя юридического лица - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" Шерстовой И.И., действующей на основании доверенности N 3067/111 от 01 августа 2012 года, при секретаре Гаврюшовой Ю.С.,
рассмотрев в соответствии со ст.ст. 29.1, 29.6, 29.7 Кодекса РФ об Административных правонарушениях, дело об административном правонарушении в отношении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" "данные изъяты", суд
УСТАНОВИЛ:
В период с 18 по 29 июня 2012 года на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее Рособрнадзор) от 31 мая 2012 года N 655 государственным инспектором отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства Управления надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями была проведена внеплановая документарная проверка в отношении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" (далее университете), расположенном по адресу: ул. Пирогова, 2 г. Новосибирск, по вопросу соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
В ходе проверки выявлены нарушения лицензионных требований, а именно: в нарушение требований п.п. "г" п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 года N 174, п. 38 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 612, приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года N 761 Н (в ред. 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" должности педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала, привлеченных к реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, не соответствуют установленным требованиям, в том числе штатным расписанием не предусмотрены следующие должности педагогических работников: учитель, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед), тьютор, педагог-библиотекарь, старший вожатый, педагог дополнительного образования (включая старшего), музыкальный руководитель, концертмейстер, руководитель физического воспитания, инструктор по физической культуре, инструктор-методист, инструктор по труду, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, тренер-преподаватель (включая старшего), мастер производственного обучения; учебно-вспомогательного персонала: вожатый, помощник воспитателя, младший воспитатель, секретарь учебной части. Кроме того, квалификационные требования, предъявляемые к должностям старшего воспитателя и преподавателя, указанные в должностных инструкциях, не соответствуют требованиям к квалификации, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года N 761 Н (в ред. 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 года N 174 невыполнение лицензиатом (институтом) лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "г" пункта 5, является грубым нарушением лицензионных требований и условий, нарушение которых влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, т.е. юридическим лицом федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" осуществлялась деятельность, не связанная с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), когда такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), т.е. совершено правонарушение, предусмотренное ст. 19.20 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Законный представитель юридического лица - университета, Шерстова И.И. не признала наличие выявленных в ходе проверки нарушений, просила прекратить административное дело в отношении университета в связи с отсутствием события административного правонарушения. Пояснила, что Специализированный учебно-научный центр физико-математического и химико-биологического профиля является структурным подразделением Новосибирского государственного университета (далее СУНЦ НГУ), создан он в 1988 году в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 21.10.1988 г. N 1241 на базе Новосибирской ФМШ. Специализированные физико-математические школы в Москве, Ленинграде, Новосибирске и Киеве были учреждены постановлением Совета Министров СССР 23 августа 1963 года. Целью создания физико-математических школ было выявление детей, проявивших склонности и способности к изучению математики, физики, химии и биологии, и создание условий для развития творческих способностей школьников. В СУНЦ НГУ учебный процесс приближен к университетскому, с одним и двух годичным сроком обучения. Предусматриваются должности научно-педагогического (профессорско-преподавательского), учебно-вспомогательного (в том числе воспитательского), административно-управленческого, инженерно-технического и иных видов персонала. По мнению представителя университета, отождествлять СУНЦ НГУ с обычной общеобразовательной школой или школой-интернатом неправомерно. Действие типового положения об общеобразовательной школе-интернате распространяется на СУНЦ НГУ только в той части, что реализуются общеобразовательные программы с выдачей аттестатов о среднем (полном) общем образовании. Также пояснила, что в августе 2012 года в должностной инструкции старшего воспитателя устранены недочеты, и она приведена в соответствие с квалификационными требованиями, предъявляемыми к данной должности. Кроме того все работающие в СУНЦ НГУ воспитатели и старшие воспитатели имеют большой педагогический стаж, обладают для занимаемых должностей достаточным практическим опытом, что не противоречит квалификационным требованиям, указанным в п. 9 приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года N 761 Н. На преподавателей СУНЦ НГУ не распространяется действие приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года N 761 Н, так как должности преподавателя и старшего преподавателя предусмотрены приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 года N 1 Н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", которым и руководствуется СУНЦ НГУ в своей работе. Поэтому нарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях в СУНЦ НГУ отсутствуют.
В ходе судебного заседания по ходатайству законного представителя юридического лица к материалам дела были приобщены письменные возражения по акту проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки юридического лица; копия лицензии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки выданной университету на право ведения образовательной деятельности с приложениями; копии документов подтверждающих создание специализированной школы-интерната физико-математического и химико-биологического профиля; копия положения о структурном подразделении Новосибирского государственного университета - Специализированного учебно-научного центра (СУНЦ НГУ); копия положения о порядке и условиях конкурсного отбора и заключения трудовых договоров с научно-педагогическими работниками Новосибирского госуниверситета; копия штатного расписания СУНЦ НГУ; копии должностных инструкций воспитателя, старшего воспитателя, преподавателя, старшего преподавателя кафедры СУНЦ НГУ, список сотрудников СУНЦ НГУ на 2012 год, копия приказа о присвоении квалификационных категорий на должности "воспитатель", копия протокола заседания аттестационной комиссии.
Из показаний допрошенной в качестве свидетеля Н.П. следует, что она работает в должности заместителя директора в СУНЦ НГУ. В учреждении имеется учебно-вспомогательный состав - воспитатели, старшие воспитатели, профессорско-преподавательский состав - доценты, доктора наук, кандидаты, кандидаты со степенью. В СУНЦ НГУ педагогические работники отсутствуют, так как в 1989 году была проведена реорганизация, СУНЦ стало подразделением НГУ, количество кафедр увеличилось, учителям было предложено перейти на вакантные должности преподавателей кафедр.
Выслушав мнение законного представителя университета, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд считает, что вина федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" в совершении вышеуказанного административного правонарушения доказана.
Поскольку в соответствии с положением о СУНЦ НГУ предметом его деятельности является реализация образовательной программы среднего (полного) общего образования, то должности педагогических работников, а также учебно-вспомогательного персонала, привлеченных к реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования, должны соответствовать п. 38 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года N 612, а также приказу Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года N 761 Н (в ред. 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
Так штатным расписанием СУНЦ НГУ должны быть предусмотрены должности педагогических работников: учитель, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед (логопед), тьютор, педагог-библиотекарь, старший вожатый, педагог дополнительного образования (включая старшего), музыкальный руководитель, концертмейстер, руководитель физического воспитания, инструктор по физической культуре, инструктор-методист, инструктор по труду, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, тренер-преподаватель (включая старшего), мастер производственного обучения; учебно-вспомогательного персонала: вожатый, помощник воспитателя, младший воспитатель, секретарь учебной части.
В нарушение требований п.п. "г" п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, штатным расписанием СУНЦ НГУ не предусмотрены должности педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала.
Кроме того судом установлено, что на момент проведения проверки, проводимой на основании приказа Рособрнадзора, квалификационные требования, предъявляемые к должностям старшего воспитателя и преподавателя, указанные в должностных инструкциях, не соответствуют требованиям к квалификации, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года N 761 Н (в ред. 31.05.2011) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
Так в соответствии с указанным Единым квалификационным справочником на должность преподавателя могут претендовать лишь лица, имеющие высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы. Для должности старшего воспитателя - необходимо высшее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стаж работы в должности воспитателя не менее 2 лет.
Согласно п.п. "г" п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011г. N 174 должно быть наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования.
В соответствии с п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, невыполнение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных п.п. "г" п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2011г. N 174, является грубым нарушением лицензионных требований и условий и влечет за собой ответственность, установленную законодательством РФ.
Вышеуказанные нарушения требований Положения о лицензировании образовательной деятельности со стороны университета на момент составления протокола об административном правонарушении подтверждаются материалами дела:
-протоколом об административном правонарушении N от 13 июля 2012 года (л.д.3). Указанный протокол об административном правонарушении соответствует требованиям КРФобАП, составлен уполномоченным лицом государственного органа, управомоченного на осуществление контроля за деятельностью образовательных учреждений (л.д.6-11, 20-30);
-приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее Рособрнадзор) от 31 мая 2012 года N 655 о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица (л.д.14-19);
-копией акта проверки N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.31-37);
-уставом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет", подтверждающим статус университета как субъекта административной ответственности (л.д.41-88);
-и другими доказательствами.
Оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит их достоверными, согласующимися между собой, полученными в соответствии с административным законодательством, и полностью подтверждающими вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КРФобАП. Каких-либо нарушений требований закона, влекущих за собой прекращение производства по делу, судом не установлено. Обстоятельств, влекущих признание недопустимыми доказательств, положенных в основу настоящего судебного решения, не имеется.
С доводами законного представителя университета о том, что неправомерно отождествлять СУНЦ НГУ с обычной общеобразовательной школой или школой-интернатом, поскольку на СУНЦ НГУ распространяется специальная норма права, суд согласиться не может. Предметом деятельности СУНЦ НГУ (включающего школу-интернат) является реализация образовательной программы среднего (полного) общего образования, и соответственно разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования" единого квалификационного справочника" утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года N 761 Н, устанавливаются соответствующие должности и квалификационные требования педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, привлекаемых к реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования. При этом никаких изъятий для СУНЦ НГУ, законодательством не установлено.
Представленные законным представителем юридического лица в ходе рассмотрения дела копии должностных инструкций воспитателя, старшего воспитателя, старшего преподавателя кафедры СУНЦ НГУ, приведенные в августе 2012 года в соответствие с квалификационными требованиями, вывод суда о виновности университета в указанном правонарушении не опровергают.
Доводы законного представителя юридического лица о том, что все работающие в СУНЦ НГУ воспитатели и старшие воспитатели имеют большой педагогический стаж, обладают для занимаемых должностей достаточным практическим опытом, т.е. отвечают установленным квалификационным требованиям, что не противоречит п. 9 приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года N 761 Н, по мнению суда не свидетельствуют об отсутствии виновности юридического лица в указанном правонарушении.
Как установлено судом отсутствие на момент проверки у большинства старших воспитателей высшего профессионального образования по направлению подготовки "Образование и педагогика" и стажа работы в должности воспитателя не менее 2 лет, свидетельствует о назначении работников, не отвечающих установленным квалификационным требованиям, предъявляемых Единым квалификационным справочником к должностям старшего воспитателя. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
СУНЦ НГУ (включающий школу-интернат), реализует образовательные программы среднего (полного) общего образования, что не относится к реализации программ высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, в связи с чем суд считает, что на должности преподавателя распространяется действие приказа Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года N 761 Н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".
С учетом изложенного суд считает несостоятельными доводы законного представителя университета о том, что имеющиеся в СУНЦ НГУ должности преподавателя и старшего преподавателя предусмотрены лишь приказом Минздравсоцразвития России от 11 января 2011 года N 1 Н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования".
Поскольку СУНЦ НГУ является структурным подразделением университета и структурные подразделения в соответствии с п. 1.12 Устава университета утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 27 мая 2011 года не являются юридическими лицами, то субъектом данного административного правонарушения является университет.
Суд квалифицирует действия юридического лица - федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" по ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, влечет на юридических лиц наложение административного штрафа в размере от ста до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имеющиеся сведения о юридическом лице, свидетельствующие о совершении впервые правонарушения в области образования, смягчающее вину обстоятельство, выразившееся в принятых мерах к устранению допущенного нарушения, отсутствие обстоятельств отягчающих ответственность, в связи с чем полагает возможным назначить федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" наказание в виде административного штрафа, в минимальном размере, предусмотренном соответствующей статьей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 ч. 1 п.п. 1, 29.10, 23.1, 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Новосибирский национальный исследовательский государственный университет" признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей в доход государства путем перечисления на расчетный счет "данные изъяты".
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении вышеуказанного срока, судья, вынесший постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, судья, вынесший постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья /подпись/ Самулин С.Н.
Верно:
Судья: Самулин С.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.