Судья Центрального районного суда г.Новосибирска Бутырин А.В.,
при секретаре судебного заседания
с участием:
прокурора
представителя заявителей
представителя заинтересованного лица -
Совета депутатов г.Новосибирска
представителя заинтересованного лица -
мэрии г.Новосибирска
Семеновой Е.Е.,
Ямщиковой В.С.
Широковских М.Е.
Обоимовой А.В.
Харламова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании объединенное гражданское дело
по заявлению Говорун Аллы Коммунаровны, Шевченко Владимира Даниловича, Вирясовой Нины Васильевны об оспаривании решения Совета депутатов г.Новосибирска,
по заявлению Говорун Аллы Коммунаровны, Шевченко Владимира Даниловича, Вирясовой Нины Васильевны, Гаревских Алексея Харионовича об оспаривании решения Совета депутатов г.Новосибирска, внесении изменений в Правила землепользования,
по заявлению Говорун Аллы Коммунаровны, Шевченко Владимира Даниловича, Фоминых Татьяны Матвеевны об оспаривании решения органа местного самоуправления
УСТАНОВИЛ:
Говорун А.К. обратилась в суд с заявлением, в котором просит признать решение Совета депутатов города Новосибирска от 24 июня 2009г. N 1288 "О правилах землепользования и застройки города Новосибирска" в части утверждения на карте градостроительного зонирования территории Новосибирска на территории Нарымского сквера, граничащей с ул. 1905 года, двух земельных участков в качестве территорий зоны делового, общественного и коммерческого назначения ОД-1, а остальной территории Нарымского сквера как территории зоны озеленения Р-2 незаконным и не влекущим правовых последствий с момента принятия. С аналогичными заявлениями обратились в суд заявители Шевченко В.Д., Фоминых Т.М. Производство по указанным заявлениям объединено в одно.
Также заявители Говорун А.К., Шевченко В.Д., Вирясова Н.В. обратились в суд с заявлением, в котором просят признать решение Совета депутатов города Новосибирска от 24 июня 2009г. N 1288 "О правилах землепользования и застройки города Новосибирска" в части утверждения на карте градостроительного зонирования территории Новосибирска на территории Нарымского сквера, граничащей с ул. 1905 года, двух земельных участков в качестве территорий зоны делового, общественного и коммерческого назначения ОД-1, а остальной территории Нарымского сквера как территории зоны озеленения Р-2 незаконным и не влекущим правовых последствий с момента принятия.
Кроме того, в заявлении Говорун А.К., Шевченко В.Д., Вирясовой Н.В., Гаревских А.Х. заявлено требование утвердить на карте градостроительного зонирования территории Новосибирска в Правилах землепользования и застройки города Новосибирска (утверждены решением Совета депутатов города Новосибирска от 24 июня 2009г. N 1288) всю территорию Нарымского сквера в границах, зафиксированных Государственным Актом от 20.09.1990 серии А-I N 645153 как зону сквера.
Кроме того, с аналогичными требованиями обратились заявители Говорун А.Л., Шевченко В.Д., Вирясова Н.В., Гаревских А.Х., заявив помимо указанных требований также требование о дополнении статьи 23 Правил землепользования и застройки города Новосибирска частью 4 следующего содержания: "На территории общего пользования градостроительный регламент не распространяется в соответствии с законодательством Российской Федерации", обязать Совет депутатов города Новосибирска оплатить восстановительную стоимость 250-ти клёнов в соответствии с таблицей 1 Приложения к решению Совета депутатов города Новосибирска от 15.10.2008 N 1073 (Приложение к Правилам содержания, охраны и воспроизводства зеленых насаждений в городе Новосибирске), исходя из того, что диаметр деревьев на высоте 1,3 м. составлял 4 см.
Определением суда производство по указанным гражданским делам объединено в одно.
В ходе рассмотрения по делу представителем заявителей был заявлен отказ от требований в части - обязать Совет депутатов города Новосибирска оплатить восстановительную стоимость 250-ти клёнов в соответствии с таблицей 1 Приложения к решению Совета депутатов города Новосибирска от 15.10.2008 N 1073 (Приложение к Правилам содержания, охраны и воспроизводства зеленых насаждений в городе Новосибирске), исходя из того, что диаметр деревьев на высоте 1,3 м. составлял 4 см., отказ в данной части принят судом, производство по делу в указанной части судом прекращено.
В обоснование требований заявителями указано, что Советом депутатов города Новосибирска 24.06.2009г. принято решение N 1288 "О правилах землепользования и застройки рода Новосибирска". Пунктом 1 указанного решения утверждены Правила землепользования и застройки города Новосибирска, пунктом 2 утверждена карта градостроительного зонирования территории города Новосибирска. Данное решение опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска N 51, часть 3, от 07.07.2009г. Указанный правовой акт устанавливает обязательные правовые предписания для неопределенного круга лиц, является нормативным правовым актом. Согласно карте градостроительного зонирования два земельных участка, расположенные на территории Нарымского сквера, граничащие с ул.1905 года, обозначены как территории зоны делового, общественного и коммерческого назначения ОД-1. Остальная территория Нарымского сквера обозначена как территория зоны озеленения Р-2. Согласно Правилам землепользования и застройки города Новосибирска на территориальные зоны ОД-1 и Р-2 распространяются градостроительные регламенты. Например, пункт 2 части 1 статьи 23 Правил предусматривает такой условно разрешенный вид использования зоны Р-2 как гостиницы. Государственным актом на право пользования землей от 20.09.1990 года серии А-I 645153 закреплены границы занимаемого Нарымским сквером земельного участка площадью 7,87га. Территория вдоль ул.1905 года по плану входит в землепользование Нарымского сквера. Обозначение на карте градостроительного зонирования двух земельных участков на территории сквера вдоль ул.1905 года в качестве зон делового, общественного и коммерческого назначения ОД-1 не основано на законе. Не основано на законе и обозначение на карте градостроительного зонирования остальной территории Нарымского сквера как территории зоны озеленения Р-2. Территория Нарымского сквера в границах улиц 1905 года, Советской, Челюскинцев, Нарымской является территорией общего пользования (зеленым фондом), т.е. это территория, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Считает, что вышеуказанное решение в оспариваемой ей части противоречит: п.2 ч.4 ст.36 Градостроительного Кодекса РФ - действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территории общего пользования; ч.12 ст.85 Земельного Кодекса РФ - земельные участки общего пользования могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации; ч.7 ст.36 Градостроительного Кодекса РФ - использование земельных участков, на которые действие градостроительного регламента не распространяется, определяется в соответствии с федеральными законами; ст.7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" поскольку указанная статья не предоставляет органам местного самоуправления прав по нормативному регулированию вопросов, связанных с охраной окружающей среды. Утверждение двух участков озеленённой территории (зелёного фонда) в качестве зон ОД-1, допускающих строительство капитальных сооружений, является не чем иным, как нормативным регулированием вопроса охраны окружающей среды; ст.61 Федерального закона "Об охране окружающей среды" - зелёный фонд городских и сельских поселений представляет собой совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах этих поселений. Охрана зелёного фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. На территориях, находящихся в составе зелёного фонда запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории, препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Спорная территория, кроме того, что она является сквером, является также территорией зелёного фонда и представляет собой зелёную зону, покрытую древесно-кустарниковой и травянистой растительностью. Принятие новых Правил землепользования в оспариваемой части не является мероприятием, обеспечивающим сохранение и развитие зелёного фонда и необходимым для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды, т.к. на территории зоны озеленения Р-2 допускается строительство гостиниц. Площадь зелёных насаждений новыми Правилами уменьшена примерно на 1 гектар. Деятельность, которая становится возможной на спорных территориях, благодаря новым Правилам землепользования, оказывает негативное воздействие на указанные территории и препятствует осуществлению ими функций экологического, санитарного, гигиенического и рекреационного назначения; пункту 2.3.2 Генерального плана 2007 года "Основные задачи Генерального плана города Новосибирска", который предусматривает обеспечение рационального использование природных ресурсов... на основе: сохранения существующих природных и озеленённых территорий..., расширения территорий озеленения.... Территория, на которой установлены зоны ОД-1 - это территория озеленения (зелёный фонд), на которой новые Правила допускают строительство капитальных сооружений, также как и на территории зоны Р-2. Правила землепользования в оспариваемой части позволяют уничтожить существующую озеленённую территорию ОД-1, а в перспективе территорию зоны Р-2. Решением в оспариваемой части нарушены права заявителей. Решением Центрального районного суда от 19.02.2007г. и определением суда кассационной инстанции указанное распоряжение признано противоречащим п.11 ст.30 Земельного кодекса РФ, п.1 ст.36 Градостроительного кодекса РФ, ст.42 Земельного кодекса РФ. Данными судебными актами установлен факт, что в результате строительства объектов недвижимости на территории, прилегающей к ул.1905 года между улицами Нарымской и Советской, нарушатся права заявителей на отдых и благоприятную окружающую среду. Оспариваемое решение Совета депутатов является основанием для строительства объектов недвижимости на территории Нарымского сквера, поэтому нарушает права заявителей на отдых и благоприятную окружающую среду (п.5 ст.37 и ст.42 Конституции РФ), нарушаемую при строительстве объектов, сокращающих площадь зеленых насаждений и зоны отдыха населения, проведения культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, благоприятную экологическую обстановку, а также воспроизводство чистого воздуха.
Также в ходе рассмотрения по делу представителем заявителей Широковских М.Е., действующей на основании доверенностей, представлено заявление о дополнении оснований заявленных требований, согласно которым учитывая, что заявителями оспаривается зонирование территории в границах расположения Нарымского сквера как зона озеленения (Р2), что, по мнению заявителей, незаконно, поскольку одним из условно разрешённых видов использования данной категории земельных участков являются гостиницы, суду первой инстанции необходимо установить, по каким критериям отнесение данного земельного участка было произведено к зоне рекреационного назначения - зона озеленения Р2, к какой зоне ранее относилась данная территория и т.д.
До проверки в установленном законом порядке распоряжений мэрии города Новосибирска от 14 мая 2007г. N 3952-р и от 29 июня 2007г. N 6287-р, на основании которых осуществлено установление зоны делового, общественного и коммерческого назначения (ОД1) вдоль улицы 1905 года, невозможно принять решение по настоящему делу.
Решением Центрального районного суда города Новосибирска от 19 февраля 2007г., вступившим в законную силу, было установлено, что нарушение правового режима земельного участка, уменьшение размеров Нарымского сквера может привести к его загрязнению, засорению, негативно отразиться на среде обитания объектов животного и растительного мира, таким образом, нарушаются права неопределённого круга граждан, в том числе, проживающей вблизи от сквера Говорун А.К. на отдых и благоприятную окружающую среду. Данный вывод сделан судом исходя из обстоятельств, установленных по делу, в том числе, связанных с уменьшением размера земельного участка, занимаемого сквером, предоставлением участка под строительство.
В основе указанных распоряжений лежит Положение о застройке 2003г., в том числе, и схема зонирования, как лежит указанное Положение и в основе оспариваемых Правил в целом. Решением Городского Совета г.Новосибирска от 09.04.2003 N 241 принято Положение о застройке города Новосибирска. Данное решение опубликованное в газете "Вечерний Новосибирск" N 91-92, 07.05.2003, а также в "Бюллетене правовых актов муниципалитета Новосибирска" N 2, 2003, ч.1 стр.65, устанавливало на период его действия обязательные правовые предписания для неопределенного круга лиц, являлось нормативным правовым актом. Советом депутатов г.Новосибирска 19.09.2007г. принято решение N 693 "Об утверждении схемы зонирования территории города Новосибирска и внесении изменений в Положение о застройке города Новосибирска, принятое решением Городского Совета Новосибирска от 09.04.2003 N 241", пунктом 1 которого утверждена схема зонирования территории города Новосибирска, пунктом 2 внесено изменение в Положение о застройке города Новосибирска, принятое решением Городского Совета от 09.04.2003 N 241 (в редакции решений Городского Совета от 26.05.2004 N 396, от 27.10.2004 N 483, от 01.02.2006 N 183, от 24.05.2006 N 273, от 30.06.2006 N 302, от 26.02.2007 N 523, от 27.06.2007 N 648) в виде дополнения его приложением "Схема зонирования территории города Новосибирска" в редакции приложения к настоящему решению. Данное решение с приложением опубликовано 21.09.2007 в приложении к изданию "Бюллетень органов городского самоуправления Новосибирска" N 69. Согласно схеме зонирования территория Нарымского сквера обозначена как территория подзоны отдыха и оздоровления рекреационной зоны А2, на которую распространяется градостроительный регламент. Данный регламент предусматривает размещение гостиничных предприятий как разрешенный вид использования земельных участков указанной подзоны.
В настоящее время все вышеуказанные документы утратили силу, однако указанные документы нарушают конституционные права заявителей с момента их принятия по настоящее время. Это конституционное право истцов на отдых и благоприятную окружающую среду. На основании указанных документов изданы распоряжения мэра, заключены договоры аренды на участки Нарымского сквера, которые предусматривают строительство двух гостиничных предприятий. Один из участков огорожен и вырыт котлован. Вырублено 500 деревьев. Заявители с октября 2007 года не могут использовать спорные территории как рекреационную зону. На основании указанных документов приняты новые Правила землепользования, которые тождественны старому Положению в его последнем варианте в части Нарымского сквера. Отличие состоит только в названии зон.
Заявители считают все вышеуказанные документы незаконными и нарушающими их права, свободы и охраняемые законом интересы с момента принятия по настоящее время по следующим основаниям.
Абзац 33 пункта 5.2.2.1. Положения о застройке города Новосибирска, принятого решением Городского Совета Новосибирска от 09.04.2003 N 241 (в редакции решений Городского Совета от 26.05.2004 N 396 и последующих) устанавливает обязательные правовые предписания для неопределенного круга лиц, является нормативным правовым актом, которым предусмотрено размещение гостиничных предприятий, как разрешенный вид использования земельных участков указанной подзоны, в связи с чем, противоречит п.9 ст.85 Земельного кодекса РФ.
Гостиничное предприятие не относится к рекреационным объектам, не может располагаться в рекреационной зоне, однако строительство гостиниц в иных территориальных зонах допустимо (Экспертное заключение экспертно-консультативного Совета Сибирского отделения Российской Академии архитектурно-строительных наук от 19 мая 2008г.). Положение о застройке г.Новосибирска (абзац 33 пункта 5.2.2.1), разрешающее размещать гостиничные предприятия в рекреационной зоне, противоречит Градостроительному кодексу РФ и должно быть приведено в соответствие с ним. Статья 2 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004г. N 191-ФЗ гласит: "Установить, что утверждённая до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация... действует в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации". Следовательно, Положение о застройке г.Новосибирска не является действующим в части возможности размещения гостиничного предприятия в рекреационной зоне. Таким образом, абзац 33 пункта 5.2.2.1. Положения о застройке города Новосибирска противоречит п. 11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, статье 2 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004г. N 191-ФЗ.
Также решение Городского Совета депутатов г.Новосибирска от 19.09.2007 N 693 в части утверждения в новой редакции схемы зонирования территории г.Новосибирска на территории Нарымского сквера, граничащей с ул. 1905 года, двух земельных участков в качестве многофункциональных деловых подзон (Б1) устанавливает обязательные правовые предписания для неопределенного круга лиц, является нормативным правовым актом.
Согласно оспариваемой схеме зонирования два земельных участка, расположенные на территории Нарымского сквера, граничащие с ул. 1905 года, обозначены как территории многофункциональных деловых подзон (Б1).
Государственным актом на право пользования землей от 20.09.1990 года серии A-I N 645153 закреплены границы занимаемого Нарымским сквером земельного участка площадью 7,87 га. Территория вдоль ул. 1905 года по плану входит в землепользование Нарымского сквера. Подпунктом 5.2.2.1. Положения о застройке города Новосибирска, принятого решением Городского Совета Новосибирска от 09.04.2003 N 241 (в ред. от 30.06.2006) скверы также отнесены к подзоне отдыха и оздоровления рекреационной зоны. Обозначение в оспариваемой схеме зонирования двух земельных участков на территории сквера вдоль ул. 1905 г. в качестве многофункциональных деловых подзон не основано на законе.
Таким образом, решение Городского Совета депутатов г.Новосибирска от 19.09.2007 N 693 в части утверждения в новой редакции схемы зонирования территории г.Новосибирска на территории Нарымского сквера, граничащей с ул. 1905 года, двух земельных участков в качестве многофункциональных деловых подзон (Б1), -противоречит Государственному акту на право пользования землей от 20.09.1990 серии A-I N 645153.
Решение Городского Совета депутатов г.Новосибирска от 19.09.2007 N 693 в части утверждения в новой редакции схемы зонирования территории г.Новосибирска на территории Нарымского сквера, граничащей с ул.1905 года, двух земельных участков в качестве многофункциональных деловых подзон (Б1), -противоречит Постановлению Совета Министров РСФСР от 30.04.1968г. N 277, ряду утвержденных градостроительных документов (см.п. 2.3), п. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, СНиП 2.07.01-89*.
Распространение градостроительного регламента на территорию сквера в границах, установленных Государственным Актом 1990г. также является незаконным.
Государственным актом на право пользования землей от 20.09.1990 серии А-I N 645153 закреплены границы занимаемого Нарымским сквером земельного участка площадью 7,87 га. Территория вдоль ул. 1905 года по плану входит в землепользование Нарымского сквера. Территория Нарымского сквера в границах улиц 1905 года, Советской, Челюскинцев, Нарымской является территорией общего пользования (зеленым фондом).
На 20 сентября 1990 года граница Нарымского сквера проходит прямой линией по ул. 1905 года (зафиксировано в Государственном акте на право пользования землёй от 20.09.1990г. серии А-I N 645153, выданном тресту "Горзеленхоз"). Согласно постановлению коллегии Министерства культуры РСФСР от 19.02.1990г. N 12, коллегии Госстроя РСФСР от 28.02.1990г. N 3, Центрального совета ВООПИК от 16.02.1990г. N 12 (162) в Список исторических населённых мест РСФСР включён г.Новосибирск. Согласно п.4 ст.60 Федерального закона от 25.06.2002г. N 73-ФЗ градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений, подлежит обязательному согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия. В соответствии с пунктом 2.3 Постановления Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29 октября 2002г. N 150 "Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации", "градостроительная документация о застройке территорий поселений включает в себя: проекты планировки частей территорий поселений; проекты межевания территорий; проекты застройки кварталов, микрорайонов, других элементов планировочной структуры поселений". Оспариваемое распоряжение подтвердило новую планировку и межевание территории Нарымского сквера, которая была уже зафиксирована в кадастровом паспорте земельного участка с кадастровым номером 54:35: 021035:0060, поставленного на кадастровый учёт 21 сентября 2006г. (оспаривается в Центральном суде). Указанная градостроительная документация, в соответствии с которой должно было быть издано оспариваемое распоряжение, не согласована с федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Таким образом, распоряжение мэра от 04.05.2007г. N 3786-р противоречит п.4 ст. 60 Федерального закона от 25.06.2002г. N 73-ФЗ.
Согласно распоряжению территория Нарымского сквера уменьшается примерно на 1 гектар. Таким образом, на территорию, которая была незаконно отделена от сквера, после отделения распространяются градостроительные регламенты. В частности, Положение о застройке, действующее на момент принятия распоряжения, допускало строительство гостиниц на отделённой территории. Однако согласно Государственного акта 1990г., который не был отменён, спорная территория продолжала оставаться территорией сквера (территорией общего пользования). Не устанавливались новые границы сквера и другими правовыми актами. Уменьшение территории сквера не основано на законе. Территория Нарымского сквера в границах улиц 1905 года, Советской, Челюскинцев, Нарымской является территорией общего пользования (зеленым фондом).
Таким образом, распоряжение от 04.05.2007г. N 3786-р противоречит п.2 ч.4 ст.36 Градостроительного кодекса РФ, ч.12 ст.85 Земельного кодекса, ч. 7 ст.36 Градостроительного кодекса РФ.
Пунктом 3 статьи 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды" определено, что государственное регулирование в области охраны зелёного фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством. Ст. 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" "Полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды" предусматривает исчерпывающий перечень полномочий. В частности, частью 3 ст. 7 к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Однако указанная статья не предоставляет органам местного самоуправления прав по нормативному регулированию вопросов, связанных с охраной окружающей среды. Отделение участка озеленённой территории (зелёного фонда) от территории Нарымского сквера с распространением на эту территорию градостроительного регламента, допускающего строительство в зелёном фонде капитальных сооружений, является не чем иным, как нормативным регулированием вопроса охраны окружающей среды.
Таким образом, дополнительным основанием незаконности распоряжения является его противоречие статье 7 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Спорная территория, кроме того, что она является сквером, является также территорией зелёного фонда и представляет собой зелёную зону, покрытую древесной кустарниковой растительностью и травянистой растительностью. То, что в одной своей части - 6,9 га - эта территория является зелёным фондом, - мэрия признаёт, в другой части (незаконно отделённая территория) ответчик отказывается считать эту территорию зелёным фондом. А между тем, на этой территории произрастало до недавнего времени 500 деревьев. Даже в соответствии с документами мэрии (акт оценки зелёных насаждений от 17 апреля 2007г.) на территории не сквера произрастало деревьев -397 штук, кустарников - 48 штук, пионов - 30 штук, газон - 3520 квадратных метров. Разрешено снести 286 деревьев и 44 кустарника, из которых нет ни одного аварийного. И этот факт с очевидностью свидетельствует, что указанная территория является зелёным фондом. Отделение от сквера участка порядка 1 гектара не является мероприятием, обеспечивающим сохранение и развитие зелёного фонда и необходимым для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды. Площадь зелёных насаждений оспариваемым распоряжением уменьшена примерно на 1 гектар. В соответствии с таблицей 3 СНиП 2.07.01-89* "Площадь озеленённых территорий, кв.м /чел" на человека должно приходиться 16 квадратных метров озеленённых территорий. По официальной информации Новосибирского городского комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов мэрии города Новосибирска, представленной в Обзоре состояния окружающей среды в г.Новосибирске за 2002, 2005, 2007, 2008 годы, плотность зелёных насаждений в Железнодорожном районе, где располагается Нарымский сквер, - 4,5 кв.м/чел. По информации независимых экологов плотность зелёных насаждений составляет не более 1,5-2 кв.м на человека. Деятельность, которая становится возможной на спорных территориях, благодаря оспариваемому распоряжению, с очевидностью является деятельностью, оказывающей негативное воздействие на указанные территории и препятствует осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения. Очевидным является факт, что возведение капитальных сооружений на площадях, занимаемых до этого зелёными насаждениями, является деятельностью, препятствующей осуществлению этими территориями функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.
Таким образом, дополнительным основанием незаконности распоряжения является его противоречие статье 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Распоряжение N 3786-р от 04 мая 2007г. противоречит п.8 ст.28 ФЗ N 178 от 21.12.01г. "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Также на момент издания распоряжения и до сегодняшнего дня является действующим утверждённый Проект детальной планировки центра г. Новосибирска (1974г.). Таким образом, дополнительным основанием незаконности распоряжения является его противоречие утверждённому Проекту детальной планировки центра г. Новосибирска (1974г.).
Определением Верховного Суда РФ от 20 декабря 2006 года (Дело N 47-Г06-460) установлено, что в соответствии со статьями 15, 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и со ст.7 Федерального закона "Об охране окружающей среды" организация мероприятий по охране окружающей среды относится к вопросу местного значения. Следовательно, охрана окружающей среды является не только правом, но и обязанностью органов местного самоуправления. Таким образом, Совет депутатов г.Новосибирска своих обязательных функций не выполняет. Уменьшение площади сквера при нарушении нормативов обеспеченности зелёными насаждениями на 1-го человека в несколько раз против нормы есть не что иное, как неисполнение своей обязанности, предусмотренной выше указанными статьями законов, мэрией города Новосибирска. Вместо исполнения выше обозначенных законов мэрия г.Новосибирска умышленно и сознательно на протяжении многих лет создаёт заявителям условия, непригодные для жизни, и планирует в дальнейшем лишь усугублять их, что отрицательно сказывается на здоровье заявителей и сокращает их жизнь.
Таким образом, дополнительным основанием незаконности распоряжения является его противоречие статьям 15,16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд, проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, должен учитывать следующее. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Устава города Новосибирска, муниципальные правовые акты города Новосибирска, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Таким образом, дополнительным основанием незаконности распоряжения является его противоречие части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 51 Устава города Новосибирска.
Земельный участок, занятый Нарымским сквером, как территория общего пользования, является территорией незастроенной и не предназначенной для строительства. В соответствии с ч.2 ст.41 Градостроительного кодекса РФ "подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий". В соответствии с ч.3 ст.41 ГрК РФ "в случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством". Между тем, оспариваемое распоряжение устанавливает границы незастроенного и не предназначенного для строительства земельного участка не в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством, а в соответствии с законодательством градостроительным.
Таким образом, дополнительным основанием незаконности распоряжения является его противоречие ч.3 ст. 41 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч.5 ст.45 Градостроительного кодекса РФ "органы местного самоуправления обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения, правил землепользования и застройки. Между тем, оспариваемое распоряжение противоречит Генеральному плану и Положению о застройке.
Таким образом, дополнительным основанием незаконности распоряжения является его противоречие ч.5 ст.45 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч.10 ст.45 Градостроительного кодекса РФ "подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки с учётом... границ зон с особыми условиями использования территорий". Зона территории общего пользования (сквер) является зоной с особыми условиями использования территории. Однако распоряжение издано без учёта указанного факта. Кроме того, в соответствии с Положением о застройке (схемой зонирования) на всей спорной территории, которая разделяется на две части, установлена подзона отдыха и оздоровления А2 рекреационной зоны.
Таким образом, дополнительным основанием незаконности распоряжения является его противоречие ч.10 ст.45 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч.41 Основных положений генерального плана города Новосибирска 1968 года предусмотрено "создание системы зелёных
насаждений...". Вся градостроительная документация предусматривала на момент принятия распоряжения, что граница сквера по ул. 1905 года проходит прямой линией.
Зелёный массив сквера вместе с придомовым озеленением у дома N 83 по ул. 1905 года вдоль по указанной улице должен был слиться с зелёным массивом аллеи, идущей
по Красному проспекту.
Таким образом, дополнительным основанием незаконности распоряжения является его противоречие ч.41 Основных положений генерального плана города Новосибирска 1968 года.
В соответствии с пунктом 2.3.3. Положения о застройке "межевание территорий общего пользования не проводится". Между тем, оспариваемое распоряжение произвело межевание территории общего пользования.
Таким образом, дополнительным основанием незаконности распоряжения является его противоречие пункту 2.3.3. Положения о застройке города Новосибирска.
В основании распоряжения лежит межевание территории общего пользования. А между тем, в соответствии с частью 3 Положения о порядке устройства границ землепользования в застройке городов и других поселений (Постановление Правительства РФ от 21.08.2000 N 615) при межевании территории сложившейся застройки городов и других поселений, из границ земельного участка исключаются территории общего пользования.
Таким образом, дополнительным основанием незаконности распоряжения является его противоречие части 3 Положения о порядке устройства границ землепользования в застройке городов и других поселений (Постановление Правительства РФ от 21.08.2000 N 615).
Заявители о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Суд на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся заявителей.
Представитель заявителей Широковских М.Е., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании поддержала требования заявителей в полном объеме, просила их удовлетворить, дала пояснения в соответствии с заявлением, а также уточнениями и дополнениями к заявлению, приобщенными к материалам дела.
Представитель заинтересованного лица - Совета депутатов г.Новосибирска Обоимова А.В., действующая по доверенности, не признала доводы заявления, просила отказать в его удовлетворении в полном объеме, дала соответствующие пояснения, в том числе, согласно письменному отзыву, приобщенному к материалам дела.
Представитель заинтересованного лица - мэрии г.Новосибирска Харламов А.В., действующий по доверенности, не признал доводы заявления, просил отказать в полном объеме, дал соответствующие пояснения, в том числе, согласно письменному отзыву, приобщенному к материалам дела.
Суд, выслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено судом, пунктом 1 Решения Совета депутатов города Новосибирска N 1288 от 24.06.2009 года утверждены Правила землепользования и застройки города Новосибирска (далее - Правила); пунктом 2 данного Решения утверждена карта градостроительного зонирования территории города Новосибирска, согласно которой на территории Нарымского сквера, граничащей с улицей 1905 года, обозначена территория зоны делового, общественного и коммерческого назначения ОД-1 и территория зоны озеленения Р-2. Решение опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска 07.07.2009 года N 51.
В силу части 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст.ст. 8, 34, 35, 36 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе утверждать правила землепользования и застройки поселений, устанавливать территориальные зоны на территории данного муниципального образования, границы территориальных зон, а также градостроительные регламенты и разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства для таких зон.
Утверждение Правил землепользования и застройки городских округов согласно пункту 3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления городских округов.
Город Новосибирск наделен статусом городского округа на основании Закона Новосибирской области от 02.06.2004 года N 200-ОЗ "О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области".
Согласно части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Пунктом 26 статьи 9 Устава города Новосибирска к вопросам местного значения города Новосибирска относится утверждение генерального плана города Новосибирска, правил землепользования и застройки города Новосибирска.
Непосредственное утверждение Правил отнесено согласно пункту 8 части 2 статьи 35 Устава города Новосибирска к полномочиям Совета депутатов города Новосибирска.
В соответствии с частью 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Статьей 31 Градостроительного кодекса РФ определен порядок подготовки проекта правил землепользования и застройки.
Статьей 32 Градостроительного кодекса РФ определен порядок утверждения правил землепользования и застройки.
Решение Совета депутатов города Новосибирска от 24.06.2009 года N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска" разработано и принято в соответствии с требованиями статей 31 и 32 Градостроительного кодекса РФ и содержит необходимые разделы, предусмотренные статьей 30 Градостроительного кодекса РФ.
С учетом этого, суд также находит неподтвержденными доводы заявителей о несоответствии оспариваемых Правил Закону РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", и, в частности, ст.ст. 15 и 16 названного Закона.
18.05.2009 года проведены публичные слушания по проекту решения Совета депутатов города Новосибирска "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска" в соответствии с распоряжением мэрии города Новосибирска от 16.03.2009 года N 4800-р "О назначении публичных слушаний".
По результатам публичных слушаний комиссией по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Новосибирска 18.05.2009 года с учетом предложений приглашенных экспертов и иных участников публичных слушаний сделано заключение, что публичные слушания признаны состоявшимися, процедура проведения публичных слушаний соблюдена, проект решения Совета депутатов города Новосибирска "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска" получил положительную оценку и рекомендуется к принятию.
Доказательств признания незаконным порядка проведения публичных слушаний и заключения в ходе рассмотрения по делу не представлено.
Таким образом, Совет депутатов г.Новосибирска при принятии оспариваемого решения действовал в пределах компетенции и в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством.
Государственным актом на право пользование землей от 20.09.1990г. серия А-I N 645153 исполком Новосибирского городского Совета народных депутатов передал в бессрочное и бесплатное пользование 7,87 га земли, участок, фактически занятый Нарымским сквером, тресту "Горзеленхоз".
Согласно ст. 19 Земельного Кодекса РСФСР к ведению городских Советов народных депутатов в области регулирования земельных отношений относится предоставление на основании утвержденного генерального плана города и проекта планировки и застройки земельных участков в пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование и передача их в собственность и аренду в соответствии со статьей 23 настоящего Кодекса; планирование использования земель, находящихся в их ведении.
Таким образом, на момент издания акта исполком Новосибирского городского Совета народных депутатов являлся органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками.
Постановлением мэрии г.Новосибирска N1610 от 14.12.1994г. изменена структура управления развитием и текущим содержанием благоустроительного комплекса г.Новосибирска, а именно - с 01.01.1995г. реорганизовано путем преобразования треста "Горзеленхоз" и др., а на базе реорганизованных создано Главное Управление благоустройства и озеленения (ГУБО), подчиненное в своей деятельности Департаменту транспорта связи и дорог, Муниципальное строительно-эксплуатационное предприятие зеленого хозяйства, МП "ДЭП "Коммунавтодор", МП "ДЭП Октябрьского района".
Постановлением мэрии г.Новосибирска N10822 от 25.09.2000г. Муниципальное строительно-эксплуатационное предприятие зеленого хозяйства, МП "ДЭП "Коммунавтодор", МП "ДЭП Октябрьского района" ликвидированы.
Из ответа Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г.Новосибирска от 02.09.2010г. следует, что земельный участок, предоставленный Государственным актом от 20.09.1990г. серия А-I N 645153 тресту "Горзеленхоз", процедуру постановки на государственный учет не проходил. Таким образом, данный земельный участок находится в муниципальной собственности.
Согласно ст.42 Устава города Новосибирска полномочиями по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Новосибирска обладает мэрия города Новосибирска.
В пределах своих полномочий мэрией города Новосибирска издано распоряжение от 29.05.2007 N 3952-р, которым утвержден проект границ земельных участков и предварительно согласовано ООО "РГС Недвижимость" место размещения зданий гостиничного предприятия по ул. 1905 года.
Распоряжением мэрии города Новосибирска от 29.06.2007 6287-р ООО "РГС Недвижимость" были предоставлены в аренду земельные участки земель населенного пункта для строительства гостиничного предприятия по ул. 1905 года в Железнодорожном районе. Данные земельные участки сформированы и имеют кадастровые номера.
Заявители также ссылаются на распоряжение мэра г. Новосибирска N 5469-р от 14.07.2006 "Об утверждении проектов границ и внесении изменений в распоряжение мэра от 25.11.2005 N 9291-р" как на доказательство установления новых границ Нарымского сквера. Также, по мнению заявителей, указанное распоряжение является основанием установления зон ОД-1. Вместе с тем, указанные доводы не могут быть приняты во внимание, исходя из следующего.
25.11.2005 мэром г. Новосибирска принято распоряжение N 9291-р "Об утверждении проектов границ и о предварительном согласовании ООО "РГС Недвижимость" мест размещения общественного комплекса в составе гостиницы с административным центром и универсальным спортивным залом по ул. 1905 года в Железнодорожном районе г. Новосибирска".
Во исполнение указанного распоряжения мэром г. Новосибирска издано распоряжение N 5469-р от 14.07.2006, которым был утвержден проект границ земельного участка.
Распоряжением мэра г. Новосибирска от 04.05.2007 N 3786-р признано утратившим силу распоряжение от 14.07.2006 N 5469-р.
Распоряжением мэра г. Новосибирска от 14.05.2007 N 3952-р утвержден новый проект границ земельного участка для размещения гостиницы.
Издание названных распоряжений фактически привело к тому, что распоряжение N 5469-р от 14.07.2006 не явилось основанием для предоставления земельного участка для строительства гостиницы, то есть оно не было исполнено.
Относительно доводов заявителей о незаконности распоряжений мэрии г.Новосибирска N 3786-р от 04.05.2007г., N 3952-р от 14.05.2007г., N 6287-р от 29.06.2007г., N 10129-р от 10.10.2007г., на основании которых фактически была уменьшена территория Нарымского сквера, ранее проходившая прямой линией по ул.1905 года, суд полагает следующее.
Указанные распоряжения являются ненормативными правовыми актами, устанавливающими, изменяющими или отменяющими права и обязанности конкретного лица, а именно - устанавливали правоотношения между ООО "РГС Недвижимость" и мэрией г.Новосибирска, были рассчитаны на однократное применение и прекратили свое действие после исполнения, в момент заключения договоров аренды.
В то же время суд полагает, что доказательств незаконности указанных распоряжений в ходе рассмотрения по делу не представлено.
Как указано выше, Исполнительным комитетом Новосибирского городского Совета народных депутатов тресту "Горзеленхоз" выдан Государственный
акт A-I N 645153 от 20.09.1990, которым за указанным землепользователем было за-
креплено в бессрочное бесплатное пользование 7,87 га земли в границах согласно
плану землепользования.
В соответствии с Постановлением мэрии города Новосибирска 1994 года N 1610 трест "Горзеленхоз" был реорганизован путем создания на его базе Муниципального строительно - эксплуатационного предприятия зеленого хозяйства. В дальнейшем, согласно Постановлению мэрии N 1822 от 25.09.2000, муниципальное строительно-эксплуатационное предприятие зеленого хозяйства было ликвидировано.
По результатам проведенной сплошной инвентаризации земель на территории г. Новосибирска во исполнение постановления Правительства РФ от 02.02.1996 N 105 "Об утверждении Положения о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений" и постановления мэра г. Новосибирска от
15.12.1998 N 1195 "О проведении сплошной инвентаризации земель на территории г.
Новосибирска" постановлением мэрии г. Новосибирска от 14.08.2000 N 1539 были утверждены планы границ земельных участков в квартале Железнодорожного района,
ограниченном улицами: 1905 года, Советская, Нарымская и Сибирская. В том числе
были определены границы земельных участков под объектами недвижимости (зданиями и сооружениями), расположенными на земельном участке, который по Государственному акту A-I N 645153 от 20.09.1990, выданному исполнительным комитетом Новосибирского городского Совета народных депутатов, был предоставлен в бессрочное и бесплатное пользование тресту "Горзеленхоз" г. Новосибирска как земельный участок площадью 7,87 га, фактически занимаемый Нарымским сквером, а именно: земельного участка N3 площадью 0,0630 га по ул. 1905 года, 74, на котором располагалось принадлежащее ОАО "Кларино" здание мастерской; земельного участка N1 площадью 0,1493 га по ул. 1905 года (74*), на котором располагалось административное здание Всероссийского общества охраны природы; земельного участка N 8 площадью 0,2955 га по ул. 1905 года (74*), на котором располагались гаражи МУ "УЖХ" администрации Железнодорожного района г. Новосибирска; земельного участка N9 площадью 0,1161 га по ул. Советская, 93, на котором рас-
полагалась общеобразовательная вечерняя школа N 6; земельного участка N10 площадью 0,0042 га по ул. Советская (93*), на котором располагалась трансформаторная подстанция ТП-346 Новосибирских городских электрических сетей;
земельного участка N 4 площадью 0,0325 га по ул. Нарымская (21*), на котором
располагалась градирня Новосибирского государственного цирка; земельного участка N 13 площадью 0,0073 га по ул. Нарымская (21*), на котором располагалась трансформаторная подстанция ТП-942 Новосибирских городских электрических сетей; земельного участка N 7 площадью 7,5298 га по ул. Нарымская (21*), занимаемого
сквером.
Наличие вышеуказанных зданий, расположенных вдоль ул. 1905 года, в т.ч. и здания общеобразовательной вечерней школы N 6, для эксплуатации которых в дальнейшем постановлением мэрии г. Новосибирска от 14.08.2000 N 1539 были определены границы земельных участков, указывает на то, что граница земельного участка, фактически занимаемого Нарымским сквером, в натуре не проходила прямой линией вдоль ул. 1905 года.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10, 11 данного Кодекса.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.04.1968 N 277 был утвержден Генеральный план г. Новосибирска, который действовал до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке решением Совета депутатов г. Новосибирска от 28.12.2007 N 824 нового Генерального плана. С учетом данного обстоятельства, несостоятелен довод заявителей о несоответствии оспариваемых Правил ч.41 Основных положений Генерального плана г.Новосибирска 1968 года.
Решением городского Совета города Новосибирска от 09.04.2003 N 241 было принято Положение "О застройке города Новосибирска", которое действовало до утверждения решением Совета депутатов города Новосибирска от 24 июня 2009 г. N 1288 Правил землепользования и застройки города Новосибирска.
Решением Совета депутатов г. Новосибирска от 19.09.2007 N 693 была утверждена схемы зонирования территории города Новосибирска, и внесены соответствующие изменения в Положение о застройке города Новосибирска, принятое решением Городского Совета от 09.04.2003 N 241. В соответствии с утвержденной схемой зонирования земельные спорные участки стали относиться к общественно деловой зоне, многофункциональной подзоне (Б1).
Согласно п. 14 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ (в ред. от 22.07.2008) "О введении в действие Земельного кодекса РФ" с 1 января 2010 года при отсутствии правил землепользования и застройки, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. Настоящее правило не распространяется на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также на земельные участки, предоставляемые в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации и документами территориального планирования субъектов РФ.
В силу п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Согласно п. 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ виды использования земельного участка (жилой, общественно-деловой, производственный, рекреационный и иные) определяется градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей. Землепользователи могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В силу п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 данного Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредствам определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Пунктом 11 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен закрытый перечень случаев, когда предварительное согласование предоставления земельного участка не производится, а именно: при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
В соответствии с ч. 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст. 32 Земельного кодекса РФ.
Поскольку градостроительной документацией строительство гостиничного предприятия не было запланировано, то предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должно было осуществляться с предварительным согласованием мест размещения объектов в вышеуказанном порядке на основании обращения с соответствующим заявлением лица, заинтересованного в таком предоставлении.
Поэтому доводы о том, что земельные участки для строительства гостиничного предприятия были предоставлены с предварительным согласованием мест размещения объектов в нарушение п. 1 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации необоснованны.
Довод заявителей о противоречии принятых Правил ч.3 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ не может быть принят, поскольку в силу указанной нормы, подготовка документации по планировке территории в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством РФ осуществляется в случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков, в данном же случае земельные участки, расположенные в зоне ОД-1 вдоль улицы 1905 года на основании договоров аренды N 67171 и N 69039 были предоставлены для строительства гостиницы ООО "РГС Недвижимость" еще до принятия оспариваемых Правил.
По этим же основаниям судом не принимаются ссылки истцов о противоречии оспариваемых Правил положениям ч.ч.5 и 10 ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, поскольку в данном случае указанными нормами регулируются правоотношения, связанные с подготовкой и утверждением документации по планировке территории, а для предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта на основании распоряжений мэрии г.Новосибирска не требовалось подготовки и утверждения документации по планировке территории.
Согласно п.4 ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса РФ, при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Согласно п.3 ч.2 ст.34 Градостроительного кодекса РФ границы территориальных зон устанавливаются по границам земельных участков.
Соответственно, установление зоны делового, общественного и коммерческого назначения (ОД-1) вдоль улицы 1905 года было осуществлено в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ, а именно, с учетом сложившей планировки территории и существующего землепользования.
Согласно п.1 ст. 21 оспариваемого решения зона озеленения (Р-2) является зоной рекреационного назначения.
Согласно ч.11 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.
Территория в границах ул.1905 года, ул. Нарымской, ул. Челюскинцев, Советской, частично занята сквером, в связи с чем, территория в границах расположения сквера обозначена на карте градостроительного зонирования территории г.Новосибирска как зона рекреационного назначения, а именно зона озеленения (Р-2).
Согласно ст. 36 Градостроительного кодекса РФ и ст. 85 Земельного кодекса РФ градостроительный регламент устанавливается для каждой территориальной зоны и его действие распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Также п. 2 ч. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования.
Исходя из ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования образуются исключительно из земель поселений и могут включаться в состав различных территориальных зон: жилых; общественно-деловых; производственных; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационных; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иных территориальных зон и в соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ такие земельные участки не подлежат приватизации. К их числу отнесены по их назначению земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.
В свою очередь, Градостроительный кодекс РФ говорит не о земельных участках, а о территориях общего пользования, включая в неисчерпывающий перечень таких территорий площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары. Но понимать территории общего пользования исключительно как незастроенные и в перспективе незастраиваемые территории, неверно. Значительное число таких земель представляют собой застроенные или по меньшей мере благоустроенные территории, в отношении которых возможна та или иная градостроительная деятельность.
В данном случае сложилась ситуация, когда в границы установленной зоны озеленения рекреационного назначения, для которой установлен градостроительный регламент, включена территория общего пользования, при этом на данную территорию действие регламента не распространяется, что полностью соответствует действующему законодательству.
С учетом изложенного доводы заявителей что обозначение на карте градостроительного зонирования территории г.Новосибирска территории в границах ул.1905 года, ул. Нарымской, ул. Челюскинцев, ул.Советской как зоны озеленения (Р-2), полагая при этом, что данная территория является территорией общего пользования, на которую не распространяется действие строительных регламентов, не могут быть приняты.
Также не подлежат удовлетворению доводы заявителей о противоречии Правил ч.7 ст.1 и ч.4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, поскольку в соответствии с ч.4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, решением Совета депутатов г.Новосибирска от 24.06.2009 года N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска" была утверждена карта градостроительного зонирования территории города Новосибирска (приложение N 2), определяющая границы территориальных зон. При этом, границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается.
При этом границы территориальных зон могут не совпадать с границами земельных участков, поставленных на кадастровый учет и входящих в ту или иную зону, единственным условием является ненахождение одного земельного участка в различных территориальных зонах. В то же время действующее законодательство не содержит требования об отображении на карте градостроительного зонирования кадастровых номеров земельных участков, входящих в ту или иную зону. В связи с чем, учитывая, что первичным элементом градостроительного зонирования является территориальная зона, а не земельный участок в ее границах, суд полагает, что оспариваемые Правила не противоречат статье 85 Земельного кодекса и статье 30 Градостроительного кодекса, на что ссылаются заявители.
Довод заявителей о незаконности кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 54:35:021035:60 не может быть принят, поскольку в данном случае он не имеет какого-либо правового значения по существу рассматриваемого спора и не предполагает незаконность оспариваемого нормативного акта.
При этом, карта градостроительного зонирования не содержит обозначения границ земельных участков, которые, как указывают заявители, были отнесены к территориальной зоне, предоставляющей право осуществления на этих участках размещения гостиниц. Согласно части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. При этом согласно пункту 3 части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ, границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков. При утверждении Правил, земельные участки, расположенные по ул.1905 года, уже были предоставлены по договорам аренды от 03.07.2007г. N 67171 и от 23.10.2007г. N 69039 ООО "РГС Недвижимость".
Кроме того, судом не принимается довод заявителей о том, что Правила противоречат Федеральному закону от 02.01.2000 года N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре", поскольку данный закон утратил силу 16.05.2008 года в связи с принятием Федерального закона от 13.05.2008г. N 66-ФЗ.
Довод заявителей о противоречии оспариваемых Правил "Положению о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 года N 105 (в редакции постановления Правительства РФ от 21.08.2000 года N 615) не может быть принят, поскольку в основе Правил лежит не межевание территории общего пользования, а деление территории города Новосибирска на территориальные зоны, для каждой из которых устанавливаются градостроительные регламенты с отражением видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков и параметров разрешенного строительства.
В соответствии со ст.ст. 85, 98 Земельного кодекса РФ и ст. 35 Градостроительного кодекса РФ допускается использование земельных участков в составе рекреационных зон для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.
Кроме того, в соответствии со ст.ст. 1 и 5 ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" гостиницы являются средством размещения туристов. Совокупность гостиниц и иных средств размещения является составной частью туристской индустрии, а размещение туристов является составной частью туристского продукта.
Согласно п. 5.2.2.1 "Положения о застройке города Новосибирска", утвержденного решением городского Совета от 09.04.2003 N 241, действовавшего до утверждения решением Совета депутатов города Новосибирска от 24 июня 2009 г. N 1288 Правил землепользования и застройки города Новосибирска, в подзоне отдыха и оздоровления рекреационной зоны разрешается размещение гостиничных предприятий.
Поскольку на земельных участках в составе рекреационных зон разрешается размещение гостиничных предприятий, то разрешается и их строительство.
Довод заявителей о том, что Правила противоречат п. 8 ст. 28 Федерального
закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального
имущества" является несостоятельным в связи с тем, что заявителями не
указывается, в чем заключается противоречие. Во-вторых, в данном пункте речь
идет о невозможности отчуждения, то есть о передаче земли, принадлежащей
одному лицу, в собственность другого лица, земельных участков в составе ряда
земель. В Правилах не содержится информации об отчуждении каких-либо участков, также они не устанавливают основания отчуждения земельных участков.
По аналогичным основаниям суд не принимает доводы заявителей о противоречии Правил ч.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не содержит положений, которые бы предусматривали возможность приватизации земельных участков общего пользования.
В соответствии с ч. 6 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 35 Устава города Новосибирска установление состава, порядка подготовки и утверждения местных нормативов градостроительного проектирования города Новосибирска находится в исключительной компетенции Совета депутатов города Новосибирска.
Положение о местных нормативах градостроительного проектирования города Новосибирска принято Решением городского Совета от 30.05.2007 N 592. В соответствии с данным Положением местные нормативы градостроительного проектирования г. Новосибирска были утверждены Постановлением мэрии г. Новосибирска от 23.07.2007 г. N 563-а (в ред. постановления мэра г. Новосибирска от 07.10.2008 N 668). При этом распоряжением мэра N 3952-р от 14.05.2007 изменения в утвержденные постановлением мэрии г Новосибирска от 23.07.2007 г. N 563-а местные нормативы градостроительного проектирования не вносились.
Ссылка заявителей на противоречие Правил проекту детальной планировки центра г.Новосибирска (1974г.) какими-либо доказательствами не подтверждена, в том числе, не представлено доказательств того, что проект детальной планировки центра г.Новосибирска действовал на момент принятия оспариваемого акта и действует в настоящее время. Кроме того, как следует из ответа Департамента строительства и архитектуры мэрии г.Новосибирска от 16.02.2012г. N 1736-6/13 на судебный запрос, в настоящее время проект детальной планировки не является видом документации по планировке территории.
Согласно п. 5 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территориальные зоны - это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. Согласно ст. 11.1 Земельного кодекса РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Таким образом, понятия земельный участок и территориальная зона не тождественны.
Необходимость подготовки документации по планировке территории для утверждения проекта границ земельного участка и проведение публичных слушаний п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ не предусмотрена.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний. При этом при издании распоряжения мэра N 3952-р от 14.05.2007 разрешенное использование занимаемого Нарымским сквером земельного участка не изменялось.
В то же время при проведении публичных слушаний и даче заключения по проекту решения Совета депутатов г.Новосибирска "О правилах землепользования и застройки г.Новосибирска" учитывалось мнение экспертов, проект получил положительную оценку и рекомендован к принятию. Доказательств недействительности результатов публичных слушателей в судебное заседание не представлено. Кроме того, на стадии проектирования и согласования проекта гостиничного предприятия ООО "РГС "Недвижимость" в установленном законодательством порядке были получены предусмотренные Градостроительным кодексом РФ заключения, подтверждающие факт отсутствия вредного воздействия на окружающую среду со стороны проектируемого объекта.
В связи с чем, суд полагает необоснованным довод заявителей о противоречии оспариваемых Правил ст.ст. 15, 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст.7, 61 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Ссылка заявителей на экспертное заключение от 07.12.2006г., которым территория Нарымского сквера определена как особо охраняемая природная территория, территория зоны отдыха и объект культурного наследия не может быть принята, исходя из следующего.
Пунктом 4 статьи 60 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" определено, что градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений, и градостроительные регламенты, устанавливаемые в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны, включаемые в правила застройки муниципальных образований, подлежат обязательному согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации в целях данного Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. Конкретными видами объектов культурного наследия, согласно названной статье, выступают памятники, ансамбли, и достопримечательные места.
Пунктом 4 ст.34 Федерального закона N73-Ф3 "Об объектах культурного наследия..." установлено, что порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением администрации Новосибирской области N54 от 27.07.2005г. в целях обеспечения сохранности объектов историко-культурного наследия, находящихся на территории Новосибирской области, на основании Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865, утвержден перечень объектов культурного наследия, расположенных на территории Новосибирской области. Территория Нарымского сквера в данном перечне отсутствует.
В связи с чем, суд полагает необоснованным довод заявителей о несоответствии Правил требованиям пункта 4 статьи 60 Федерального закона N73-Ф3 "Об объектах культурного наследия...".
Ссылка заявителей на экспертное заключение РААСН от 10.07.2009г. и заключение экспертной комиссии общественной экологической экспертизы также не может быть принята, т.к. в них дается оценка соответствия оспариваемых Правил и решения мэрии о выборе земельного участка для размещения спортивного оздоровительного комплекса Градостроительному Кодексу РФ. Вывод о том, каким образом принятые Правила землепользования и застройки г.Новосибирска нарушают охраняемые права именно заявителей и на основании чего можно сделать такой вывод данное заключение не содержит.
Кроме того, заявители указывают, что обжалуемое решение Совета является основанием для строительства капитальных объектов.
Однако, согласно ст.51 Градостроительного кодекса РФ, основанием для строительства является разрешение на строительство, которое представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
Также п. 4.7 СНиП 2.07.01.-89* установлено, что площадь территории парков, садов и скверов следует принимать не менее: городских парков - 15га, парков планировочных районов - 10га, садов жилых районов - 3га, скверов - 0,5га; для условий реконструкции площадь скверов может быть меньших размеров.
Таким образом, территория занятая Нарымским сквером значительно в несколько раз превышает нормативные размеры.
Следовательно, суд не усматривает несоответствия оспариваемых Правил положениям пункта 6 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ, СНиП 2.07.01.-89*.
Решением Совета депутатов г.Новосибирска N824 от 26.12.2007г. утвержден Генеральный план г.Новосибирска.
Согласно п.1.6, Генеральный план города Новосибирска разработан на период до 2030 года открытым акционерным обществом "Сибирская инвестиционная архитектурно-строительная компания" по заданию Департамента строительства и арихтектуры мэрии в соответствии с целевой программой "Генеральный план города Новосибирска", принятой решением городского Совета Новосибирска от 30.12.2002 N 204.
В п. 3.2.2 Генерального плана г.Новосибирска дается оценка санитарно-экологического состояния территории и негативного влияния объектов капитального строительства. При этом указано, что вследствие влияния совокупности природных и техногенных факторов территория города Новосибирска неоднородна по санитарно-экологическому состоянию. На карте-схеме санитарно-экологического состояния, негативного воздействия объектов капитального строительства выделены границы участков территории города по степени ее загрязненности: условно чистые; умеренно загрязненные территории; загрязненные территории.
В перечень умеренно загрязненные и загрязненные территория Нарымского сквера и Железнодорожного района г.Новосибирска не включены.
В связи с чем, основываясь на совокупности установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что оснований утверждать, что Правила нарушают охраняемые права заявителей нет. В связи с чем, также не может быть принята ссылка заявителей на ст.7 и ст.61 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и пункт 2.3.2 Генерального на 2007 года "Основные задачи Генерального плана города Новосибирска".
Довод заявителей о том, что дополнительным основанием незаконности решения Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска" является несоблюдение порядка его обнародования, не может быть принят исходя из следующего.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения одним из полномочий органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов является учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов.
Согласно ч. 2 ст. 35 Устава города Новосибирска (принят решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007 N 616) учреждение печатного средства массовой информации для официального опубликования муниципальных правовых актов города Новосибирска, иной официальной информации относится к полномочиям Совета депутатов города Новосибирска.
Решением от 19.09.2007 N 678 Совета депутатов города Новосибирска
"Об источнике официального опубликования муниципальных правовых актов
города Новосибирска" источником официального опубликования муниципальных правовых актов города Новосибирска определено периодическое печатное издание "Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска".
Решение Совета депутатов г. Новосибирска от 24.06.2009 N 1288 "О Правилах землепользования и застройки города Новосибирска" опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления города Новосибирска, N 51 (часть 3), 07.07.2009 года, что не опровергается заявителями.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт опубликован в периодическом печатном издании, определенном в установленном законом порядке, следовательно, не противоречит ч. 3 ст. 15 Конституции РФ и ч. 2 ст. 51 Устава города Новосибирска.
При установленных обстоятельствах, оценив обстоятельства и материалы по делу в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований об оспаривании решения Совета депутатов г.Новосибирска, внесении изменений в Правила землепользования.
С учетом установленных судом обстоятельств, не подлежат удовлетворению также требования заявителей об утверждении на карте градостроительного зонирования территории Новосибирска в Правилах землепользования и застройки города Новосибирска (утверждены решением Совета депутатов города Новосибирска от 24 июня 2009г. N 1288) всей территорию Нарымского сквера в границах, зафиксированных Государственным Актом от 20.09.1990 серии А-I N 645153 как зону сквера, а также дополнении статьи 23 Правил землепользования и застройки города Новосибирска частью 4 следующего содержания: "На территории общего пользования градостроительный регламент не распространяется в соответствии с законодательством Российской Федерации". Кроме того, утверждение правил землепользования и застройки согласно части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов, а именно - к полномочиям представительного органа местного самоуправления (часть 1 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ), что исключает в данном случае компетенцию суда по внесению такого рода изменений. В соответствии с частью 4 статьи 32 Градостроительного кодекса РФ физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке. Суд в порядке производства по делам, возникшим из публичных правоотношений, установив, что оспариваемый нормативный акт или его часть противоречит федеральному закону либо нормативному акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части (часть 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ). Таким образом, оснований для удовлетворения требований заявителей не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования по заявлению Говорун Аллы Коммунаровны, Шевченко Владимира Даниловича, Вирясовой Нины Васильевны об оспаривании решения Совета депутатов г.Новосибирска, по заявлению Говорун Аллы Коммунаровны, Шевченко Владимира Даниловича, Вирясовой Нины Васильевны, Гаревских Алексея Харионовича об оспаривании решения Совета депутатов г.Новосибирска, внесении изменений в Правила землепользования, по заявлению Говорун Аллы Коммунаровны, Шевченко Владимира Даниловича, Фоминых Татьяны Матвеевны об оспаривании решения органа местного самоуправления - оставить без удовлетворения.
Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.
Решение в окончательной форме изготовлено 12.05.2012
Судья А.В.Бутырин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.