Центральный районный суд г. Новосибирска В составе:
Председательствующего судьи Е.А. Певиной
При секретаре В.С. Байрамовой
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлении Воронкина Сергея Михайловича об оспаривании действий ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" в лице Новосибирского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"
УСТАНОВИЛ:
Воронкин ВС обратился в суд с заявлением об оспаривании действий ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" в лице Новосибирского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", указав в заявлении, что 03 февраля 2011 года он по договору купли-продажи приобрел в собственность жилой дом площадью 43,6 кв.м., расположенный в городе Новосибирске, по ул. Ленинградская.47. Право собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра по НСО. Жилой дом ранее принадлежал на праве собственности Западно-Сибирской конференции Церкви Адвентистов Седьмого Дня.
В сентябре 2011 года из искового заявления, поданного в Октябрьский районный суд "Централизованной религиозной организацией Центрально-Сибирская Миссия Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня" ему стало известно, что 31 марта 2011 года ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" Новосибирским филиалом выдана справка о прекращении существования объекта недвижимости за N 54000-14404/2011 на жилой дом, расположенный в Новосибирской области, г. Новосибирск ул. Ленинградская,47 на основании запроса Централизованной религиозной организации Центрально-Сибирская Миссия Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня и выдан технический паспорт по состоянию на 11 апреля 2011 года.
Считает, что указанные действия нарушают права его собственника по следующим основаниям.
Порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства регламентирован в Положении об организации в Российской Федерации государственного учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N921 (далее Положение).
Пунктом 2 Положения определены основные задачи государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
В силу пункта 6 Положения техническая инвентаризация капитального строительства подразделяется на первичную техническую инвентаризацию и техническую инвентаризацию изменений характеристик объекта капитального строительства. Государственный технический учет объектов капитального строительства подразделяется на первичный государственный учет и государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства.
В пункте 7 Положения установлено, что первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера. Государственный технический учет в связи с изменением характеристик объекта капитального строительства осуществляется по результатам технической инвентаризации таких изменений. По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
Технический паспорт является документом, составленным по результатам осуществления технической инвентаризации, содержащий описание и индивидуализацию объекта капитального строительства с установленными на конкретную дату характеристиками.
Сведения (документы) об объектах капитального строительства предоставляются организацией (органом) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, проводившей техническую инвентаризацию соответствующего объекта, и течение месяца с даты получения заявления (запроса), если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 17 Положения).
В соответствии с пунктом 1.3 Административного регламента исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и государственной функции "Ведение государственного технического учета объектов капитального строительства" утвержденного приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 26.04.2007 N146, государственная функция "Ведение государственного технического учета объектов капитального строительства" исполняется федеральным органом исполнительной власти Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и территориальными органами Роснедвижимости.
Согласно пункту 1.4 Устава ФГУП "Ростехинвентаризация", утвержденного приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 28.04.2006 N П/0092. ФГУП "Ростехинвентаризация" находится в ведомственном подчинении Федерального агентства кадастра объектов недвижимости; полномочия собственника имущества ФГУП "Ростехинвентаризация" осуществляют Федеральное агентство по управлению имуществом и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2004N418 и от 03.12.2004 N 739.
Одним из видов деятельности ФГПУ "Ростехинвентаризация" является техническая инвентаризация и учет объектов капитального строительства (пункт 2.2 Устава).
В соответствии приложением 1 к Уставу Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация" имеет 95 филиалов и представительств, в Новосибирской области осуществляет свою деятельность через филиал, находящийся в городе Новосибирске.
В пункте 2.2 Положения о филиале ФГУП "Ростехинвентаризация" по Новосибирской области (приложение 1 к приказу ФГУП "Ростехинвентаризация" от 24.08.2007 N 217) одним из видов его деятельности указана деятельность по технической инвентаризации и учету объектов капитального строительства.
Таким образом, на ФГУП "Ростезинвентаризация" возложена обязанность (государственная функция) по проведению технической инвентаризации и изготовлению технических паспортов на объекты капитального строительства на территории Новосибирской области.
В соответствии п.16 Положения, сведения об объектах капитального строительства предоставляются по заявлениям (запросам) собственника, владельца (балансодержателя) или их доверенных лиц (при предъявлении надлежащим образом оформленной доверенности).
У ФГУП "Ростехинвентаризация" отсутствовали правовые основания для проведения технической инвентаризации и выдачи "Централизованной религиозной организацией Центрально-Сибирская Миссия Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня" технического паспорта жилой дом, расположенный в г. Новосибирске, по ул. Ленинградской, 47 по состоянию на 11 апреля 2011 года.
Кроме того, в соответствии с условиями дополнительного соглашения N 1 от 28.12.1998 года к договору аренды земельного участка от 06.07.1998 года N 4244 заключенного между мэрией г. Новосибирска и Западно-Сибирской конференцией Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня, земельный участок представлялся в аренду для эксплуатации индивидуального жилого дома по ул. Ленинградская. 47 и для строительства временного разборного в деревянных конструкциях сооружения церковного назначения с использованием его сроком на три года с последующим сносом.
Сведения, содержащиеся в техническом паспорте по состоянию на 1 апреля 2011 года не соответствуют действительности: архитектурно-планировочных и эксплуатационных показателях неверно указан год постройки вместо 1999 года указан 2004 год; не указаны данные об объекте назначения здания; из плана эксплуатации первого этажа здания видно, что площадь помещений N 12. 13. 14 составляет 44.0 кв.м и указанные помещения расположены в тех же осях, в которых расположены помещения N 1, 2, 3, 4, 5 общей площадью 43,6 кв.м, указанных в техническом паспорте по состоянию на 23.03.1998 г, что жилой дом не снесен, а самовольно реконструирован с сохранением жилого дома.
Истец полагает, что сведения об инвентаризационной стоимости, внесенные БТИ в технический паспорт на принадлежащий ему объект, являются недостоверными и не соответствуют закону, просит суд признать незаконными действия Новосибирского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по проведению технической инвентаризации по состоянию на 11 апреля 2011 года и выдачи технического паспорта от 11 апреля 2011 года и справки от 31 марта 2011 года "Централизованной религиозной организацией Центрально-Сибирская Миссия Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня" о прекращении существовании объекта; признать недостоверными сведения, содержащиеся в справке о прекращении существовании объекта недвижимости N 54000-14404/2011 от 31 марта 2011 года; признать недостоверными сведения, содержащиеся в техническом паспорте по состоянию на 11 апреля 2011 года на объект недвижимости жилой дом по ул. Ленинградской, 47 в г. Новосибирске.
В судебном заседании представитель заявителя Воронкина СМ - Петрова ЛА, действующая на основании доверенности, доводы изложенные в заявлении поддержала, пояснила суду в соответствии с вышеизложенным, полагает, что истцом правильно определен порядок гражданского судопроизводства.
В судебном заседании представителем заинтересованного лица ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" Новиньковым АА заявлено ходатайство об оставлении заявления без рассмотрения, поскольку "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" не является государственным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, данные функции выполняет Федеральное государственное учреждение Земельная кадастровая палата Новосибирской области, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" является коммерческой организацией, которой не могут быть переданы государственно-властные полномочия в силу прямого указания ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Представитель Западно-Сибирской конференции Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня - Петрова ЛА, действующая на основании доверенности, не согласилась с доводами представителя ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ".
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу, что поданное Воронкиным С. М. заявление не подлежит рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ и должно быть оставлено без рассмотрения.
В соответствии со ст. 254, 255 главы 25 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласноп.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, и в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены. По правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, также рассматриваются дела об оспаривании решений, действия (бездействия) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятых, совершенных при осуществлении ими переданных им в установленном порядке конкретных государственно-властных полномочий. К таким лицам, в частности, относятся юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ сертификации, государственные учреждения, уполномоченные на проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов (статьи 2. 24. 26.32 Федерального закона "О техническом регулировании"), государственные учреждения, подведомственные федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (статья 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" в области государственной регистрации прав на имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные данным Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" федеральным органом исполнительной власти и государственным бюджетным учреждением не являются, из Положения о Новосибирском филиале следует, что предприятие осуществляет техническую инвентаризацию и учет объектов капитального строительства, иные функции, но не занимается государственным кадастровым учетом и регистрацией права на объекты недвижимости. Поэтому действия и решения ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" не могут опираться по правилам главы 25 ГПК РФ.
Таким образом, суд считает, что имеется спор о праве органа технической инвентаризации учитывать объект капитального строительства, расположенный по адресу: г. Новосибирск ул. Ленинградская, 47 как объект, прекративший существование либо как объект, подвергшееся реконструкции, а также выдавать указанную информацию конкретному лицу - Централизованной религиозной организации Центрально-Сибирской Миссии Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня.
Согласно ч. 4 ст. 1 ГПК РФ, в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникающие в ходе гражданского судопроизводства, федеральные суды общей юрисдикции и мировые судьи применяют норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действуют исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Поскольку при рассмотрении дела в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, выяснилось наличие спора о праве, подведомственного суду, в силу ч. 4 ст. 1 и ч. 3 ст. 247 ГПК РФ, суд принимает по аналогии ч. 3 ст. 263 ГПК РФ, и разъясняет заявителю право разрешить спор в порядке искового производства.
На основании ст. 222-223, 254- 255 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Оставить заявление Воронкина Сергея Михайловича об оспаривании действий ФГУП "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости" в лице Новосибирского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" без рассмотрения.
Разъяснить Воронкину С. М. право на обращение в суд в порядке искового производства.
Определение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 15 дней.
Определение изготовлено судом в окончательной форме 04 июня 2012 года.
Судья Е.А. Певина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.