Центральный районный суд города Новосибирска в составе председательствующего-судьи
при секретаре судебного заседания
с участием
истца
представителей ответчика
Ап.11-65/2012
Галиной В.А.,
Топчиловой Н.Н.,
Шпака Н.И.,
Антонюка О.В.,
Леньковой О.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу военного комиссариата Новосибирской области на решение мирового судьи четвертого судебного участка Центрального района города Новосибирска от 25.10.2011 по гражданскому делу по иску Шпака Н.И. к военному комиссариату Новосибирской области о перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛ:
25.10.2011 решением мирового судьи четвертого судебного участка Центрального района городаНовосибирска удовлетворены исковые требования Шпака Н.И. к военному комиссариату Новосибирской области, суд обязал ответчика произвести перерасчет пенсии за период с 01.08.1992 по31.01.1993 с применением должностных окладов, установленных действовавшими нормативными правовыми актами и направить в Сбербанк России поручение для зачисления на его счета недоплаченной пенсии с учетом индексации в размере 7600 руб. 35 коп.
Не согласившись с вынесенным мировым судьей решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой содержатся доводы о нарушении мировым судьей норм материального и процессуального права и просьба об отмене решения мирового судьи. Истец указал, что вывод мирового судьи о том, что истцу не произведен перерасчет пенсии с 01.08.1992 не соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Перерасчет пенсии истцу произведен на основании Указа Президента РФ от 17.07.1992 N781 "О перерасчете пенсий пенсионерам из числа лиц офицерского состава, прапорщиков. мичманов и военнослужащих сверхурочной службы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей", которым предусмотрено пересчитать с 01.08.1992 размеры ранее назначенных пенсий исходя из среднего уровня денежного довольствия, установленного для соответствующей категории военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава по состоянию на указанную дату. В материалах дела имеется соответствующее доказательство, а именно копия листа исчисления пенсии с 01.08.1992. Выводы суда о не произведенном военным комиссариатом перерасчете за период с 01.11.1992 по 01.01.1993 также не соответствуют обстоятельствам, установленным в ходе судебного разбирательства. Сведения о произведенном пересчете, согласно которому увеличен размер пенсии истца, отражены в сберегательной книжке, имеющейся в материалах дела. Вывод суда о незаконности действий должностных лиц военного комиссариата противоречат представленным доказательствам и действующему законодательству. Ответчик считает, что истцом не доказан факт отсутствия перерасчета в спорный период. Одновременное увеличение размера пенсии с каждым увеличением денежного довольствия военнослужащих введена в действие с 01.02.1993. В спорный период отсутствовали основания и предпосылки для точного соответствия размеров должностных окладов, принимаемых органами пенсионного обеспечения для исчисления пенсий, размерам должностных окладов военнослужащих, состоящих на военной службе. В связи с этим ответчик считает, что указание суда на необходимость исчисления пенсии истца исходя из размера должностного оклада для подполковника Безрукова Н.Г., состоящего на военной службе в указанный период, не состоятельна. По мнению ответчика, указанные обстоятельства привели к принятию мировым судьей незаконного и неправильного решения.
Истец Шпак Н.И. в судебном заседании поддержал доводы искового заявления и дополнений к нему, дал пояснения по основаниям, изложенным в письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика, пояснил, что мировой судья правильно усмотрел правовые основания для удовлетворения его исковых требований о перерасчете пенсии в спорные периоды, в связи с чем оснований для отмены решения мирового судьи отсутствуют. Указал, что расчет его пенсии следует производить из размера тех окладов, которые устанавливались военнослужащим в спорный период, состоящим на военной службе. Размер оклада должности, соответствующей должности истца в указанный период подтверждается соответствующей справкой, выданной подполковнику Безрукову Н.Г.
Представители ответчика по соответствующим доверенностям Антонюк О.В. и Леньковой О.Ф. в судебном заседании дали пояснения по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе и дополнительным возражениям.
Выслушав истца, представителей ответчика, исследовав представленные доказательства, проверив законность и обоснованность решения мирового судьи, суд апелляционной инстанции находит основания для отмены решения мирового судьи, при этом исходит из следующего.
С 01.01.1991 введен в действие Закон СССР от 28.04.1990 "О пенсионном обеспечении военнослужащих", в соответствии с которым производилось назначение и исчисление пенсии военным пенсионерам.
В соответствии с пунктом 3 постановления Верховного Совета СССР от 28.04.1990 "О порядке введения в действие Закона СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих" перерасчет пенсий, назначенных лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям до введения в действие Закона пересчитываются по нормам, установленным Законом, исходя из установленных на день введения в действие этого Закона норм и видов денежного довольствия, учитываемых при исчислении пенсий, для соответствующих категорий военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, состоящих на службе.
Абзацем 3 статьи 46 Закона СССР от 28.04.1990 "О пенсионном обеспечении военнослужащих" пенсии лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям исчисляются из денежного довольствия этих военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава. При этом для исчисления им пенсий учитываются соответствующие оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет (непрерывную работу) в порядке и размерах, определяемых СоветомМинистров СССР.
В частности, порядок исчисления пенсий и их размер определялся постановлением Совета Министров СССР от 24.07.1990 N 725, согласно которому пенсии, назначаемые лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, исчисляются из денежного довольствия, выплачиваемого этим военнослужащим, лицам начальствующего и рядового состава на день увольнения со службы, а уволенным со службы до введения в действие Закона СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих" - из денежного довольствия, установленного для соответствующих категорий военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел на день введения в действие этого Закона.
Однако указанное постановление не предусматривало обязанность пенсионных органов по пересмотру размеров пенсий военных пенсионеров одновременно с увеличением размера денежного довольствия военнослужащих, и устанавливало иной механизм увеличения размеров пенсий (индексация исходя из стоимости жизни и роста заработной платы).
Норма, предусматривающая одновременное увеличение размеров пенсии с каждым увеличением денежного довольствия, была введена только с 01 февраля 1993 года и содержалась в Законе РФ от12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
При этом пунктом 3 упомянутого закона также устанавливалось, что право на получение пенсий, назначенных до 01.02.1993 в соответствии с Законом СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих" и другими ранее действовавшими нормативными актами (включая нормативные акты Правительства СССР по данному вопросу), не пересматривается.
Данным законом существенно изменена система денежного довольствия кадровых военнослужащих. Вместе с тем, порядок исчисления пенсий пенсионерам Министерства обороны РФ остался прежним.
В целях поддержки и поощрения лиц, осуществляющих специфические задачи обороны страны и охраны правопорядка, сопряженные с опасностью для жизни и здоровья, иными значительными издержками этих видов профессиональной деятельности, государство вправе устанавливать льготные условия исчисления выслуги лет, равно как и определять порядок их реализации во времени, в пространстве и по кругу лиц, то есть решать вопросы о целесообразности и времени введения соответствующего механизма.
До введения в действие данного закона перерасчет размеров пенсий Министерства обороны РФ в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих допускался только в силу прямого указания в нормативно-правовом акте. При этом условия, порядок и сроки увеличения размеров пенсий и увеличения денежного довольствия военнослужащих регулировались различными нормативно-правовыми актами.
Таким образом, в спорный период в законе отсутствовали условия и предпосылки для точного соответствия размеров должностных окладов, которые учитывались органами пенсионного обеспечения для исчисления пенсий, размерам должностных окладов военнослужащих, состоящих на военной службе.
В соответствии со статьей 45 Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии, назначаемые лицам, уволенным с военной службы, и их семьям исчисляются из денежного довольствия военнослужащих.
Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N941, согласно которому в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий уволенным с военной службы военнослужащим включаются - оклад по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентную надбавку за выслугу лет, исчисленную из этих окладов (включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия).
При этом размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, размеры окладов по воинским званиям военнослужащих устанавливаются постановлениями Правительства РФ в редакции, действующей на момент возникновения правоотношений.
Размеры процентной надбавки за выслугу лет к окладам денежного содержания определены в Федеральном законе от 27.05.1998 N 76-ФЗ.
Согласно статье 14 упомянутого Закона РФ от 12.02.1993 N4468-1 пенсия за выслугу лет устанавливается в следующих размерах:
а) лицам, имеющим выслугу 20 лет и более: за выслугу 20 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, за каждый год выслуги свыше 20 лет - 3 процента указанных сумм денежного довольствия, но всего не более 85 процентов этих сумм;
б) лицам, имеющим общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба: за общий трудовой стаж 25 лет - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, за каждый год стажа свыше 25 лет - 1 процент указанных сумм денежного довольствия.
Проанализировав нормативные акты, действовавшие в период с 01 января 1992 года по31января1993 года, в соответствии с которыми военным пенсионерам производился расчет пенсии, проверяя законность назначения и выплаты пенсии истцу за указанный период, судебным разбирательством установлено следующее.
Шпак Н.И. является пенсионером Министерства обороны РФ с 06.03.1985 (л.д. 8).
Согласно данным расчетной книжки на день увольнения Шпаку Н.И. назначена пенсия в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1982 N986 "Об утверждении положения о пенсионном обеспечении лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы и их семей" (утратило силу 01.01.1991).
При начислении пенсии в расчет принят оклад по воинскому званию "подполковник" в размере 160руб., должностной оклад в размере 172 руб., соответствующий должности истца "старший инспектор-ревизор инспекции управления тыла Сибирского военного округа", установлена надбавка за выслугу лет 25%(л.д.41).
01.01.1991 увеличен должностной оклад истца на 50 руб. (172 + 50 = 222 руб.) на основании ЗаконаСССР от 28.04.1990 "О пенсионном обеспечении военнослужащих" и в соответствии с указаниями Центрального финансового управления Министерства обороны СССР от 25.07.1990 N180/13/1-7942, в связи с чем размер пенсии составил 351 руб. 44 коп., в том числе должностной оклад в размере 222 руб., оклад по воинскому званию в размере 160 руб., 25 % надбавка за выслугу лет в размере 95 руб. 50 коп.:
222 + 160 + 95,50 (25%) = 477,50 * 0,64 за выслугу 28 лет * РК 1,15 = 351,44,
где 0,64 - 64% от суммы денежного содержания (выслуга лет 28), РК 1,15 - районный коэффициент.
01.01.1992 произведен перерасчет пенсии за выслугу лет на основании Указа Президента СССР от19.12.1991 NУП 3074 "О пересмотре размеров пенсий, выплачиваемых пенсионерам из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей", которым установлено, что пенсии, назначенные военнослужащим и из семьям, начиная с 01.01.1992 ежегодно пересматриваются исходя из существующего по состоянию на 01 января уровня денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, состоящих на службе, из которого исчисляются им пенсии.
В соответствии с указаниями Центрального финансового управления Министерства обороны СССР N180/13/1-8444 от 25.12.1991 с приложением в виде таблицы соответствия должностных окладов, должностные оклады, принимаемые в расчет при пересчете пенсии, определялись на основании расчетных данных, разработанных с учетом уровня повышения этих окладов соответствующим категориям состоящих на службе военнослужащих в течение 1991 года, которые приведены в приложении к указаниям. При этом установлено, что при расчете необходимо исходить из должностных окладов, принятых в расчет при назначении пенсии либо перерасчете по новому закону и времени увольнения с действительной военной службы.
В результате произведенного перерасчета, исходя из данных приложения к указаниям, согласно которому должностной оклад истца 222 руб. соответствовал должностному окладу 1197 руб., размер пенсии составил 1380 руб. 92 коп., в том числе должностной оклад в размере 1197 руб., оклад по воинскому званию в размере 304 руб., 25 % надбавка за выслугу лет в размере 375 руб. 25 коп.
(1197 + 304 + 375,25 (25%) = 1876,25 * 0,64 за выслугу 28 лет * РК 1,15 = 1380,92)
01.08.1992 произведен перерасчет пенсии за выслугу лет на основании Указа Президента СССР от16.07.1992 N781 "О перерасчете пенсий пенсионерам из числа лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей", которым установлено пересчитать с 01.08.1992 размеры ранее назначенных им пенсий исходя из среднего уровня установленных по состоянию на эту дату для соответствующих категорий военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава должностных окладов.
В соответствии с Указаниями Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ N 180/13/1-9973 от 16.07.1992 с приложением в виде таблицы по средним уровням должностных окладов должностной оклад истца в размере 1197 руб. соответствовал должностному окладу в размере 4410 руб. В результате перерасчета размер пенсии истца составил 6357 руб. 20 коп., в том числе должностной оклад в размере 4410 руб., оклад по воинскому званию в размере 2500 руб.,
25 % надбавка за выслугу лет в размере 1725 руб. 50 коп.
(4410 + 2500 + 1725,5 (25%) = 8637,5 * 0,64 за выслугу 28 лет * РК 1,15 = 6357,2)
Принимая во внимание, что в Указе Президента СССР от 19.12.1991 N УП-3074 и в УказеПрезидента РФ от 16.07.1992 N781, которые послужили основаниями для перерасчета пенсий соответственно с 01.01.1992 и с 01.08.1992, не был установлен конкретный уровень увеличенного денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, подлежащий принятию для расчета пенсии, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что военный комиссариат Новосибирской области при увеличении Шпаку Н.И. размера пенсии с 01.01.1992 и с 01.08.1992 правомерно руководствовался Указанием Центрального Финансового управления Министерства обороны СССР от 25.12.1991 N180/13/1-8444 и указанием Центрального Финансового управления Минобороны РФ от 16.07.1992 N180/13/1-9973, содержащими расчетные данные об увеличении размеров должностных окладов.
В материалах дела имеются сведения о выплате истцу денежных сумм с учетом повышения и перерасчета за исследованный период (выписка из лицевого счета о зачислениях Сберегательным банком (л.д.26).
01.11.1992 постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 N783 должностные оклады и оклады по воинским званиям военнослужащих повышены в 1,5 раза, распоряжением Правительства от 21.12.1992 N 2392 поручено пересчитать с указанной даты размеры пенсий уволенных военнослужащих исходя из увеличенного денежного содержания военнослужащих (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 12.07.1993 N 656),
Во исполнение Указа Президента РФ о т 16.07.1992 N 781 принято распоряжение Правительства РФ от 21.12.1992 N 2395-р (утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941) о перерасчете с 1 ноября 1992 года размеров пенсий за выслугу лет и по инвалидности лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и пенсии по случаю потери кормильца их семьям, назначенные в соответствии с Законом СССР "О пенсионном обеспечении военнослужащих", исходя из увеличенного с 1 ноября 1992 года денежного содержания военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, состоящих на службе.
Указаниями Главного управления военного бюджета и финансирования от 11.11.1992 N 180/13/1-20266 принято решение о повышении с указанной даты на 30 процентов фактически выплачиваемых размеров назначенных пенсий, в том числе надбавок и повышений, установленных на эту дату.
Принятие указаний обусловлено отсутствием в данный период времени вычислительной техники, необходимостью сокращения сроков пересмотра пенсий и их своевременной выплаты в увеличенном с 01.11.1992 объеме, что подтверждается соответствующими телеграммами заместителя начальника Главного управления военного бюджета и финансирования N180/13/1-10266 от 11.11.1992 и телеграммой Министраобороны РФ N180/13/1-51 от февраля 1993 года.
Во исполнение данных указаний военным комиссариатом Новосибирской области произведен перерасчет размера пенсии, которая составил сумму 8264 руб. 36 коп. (6357,2 * 30% + 6357,2 = 8264,36).
Факт перечисления Шпаку Н.И. пенсии в указанном размере подтверждается выпиской из лицевого счета, открытого на имя истца.
Суд считает, что истцом не представлено доказательств нарушения его прав произведенным перерасчетом пенсии в установленном в соответствии с указаниями Главного управления военного бюджета и финансирования от 11.11.1992 N 180/13/1-20266 размере, полагает, что истцом не доказано, что размер фактически начисленной с указанной даты и выплаченной истцу пенсии существенно занижен относительно размера пенсии, которая бы полагалась истцу в случае ее перерасчета в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.12.1992 N2395-р и постановления Правительства РФ от14.10.1992 N783.
При этом суд принимает во внимание, что Главное управление военного бюджета и финансирования является органом, занимающимся проведением единой экономической и финансовой политики в Вооруженных Силах РФ и финансово-экономическим обеспечением их строительства и подготовки, указания которого обязательны исполнению военными комиссариатами. К компетенции Главного управления военного бюджета и финансирования отнесены, в том числе и полномочия по организации пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, и членов их семей.
Постановлением Правительства РФ N 65 от 27.01.1993 установлены новые должностные оклады военнослужащих и предусмотрен перерасчет пенсий, исходя из увеличенного в соответствии с данным постановлением денежного содержания военнослужащих. Этим же постановлением Министерству обороны РФ было предоставлено право устанавливать оклады по другим должностям военнослужащих применительно к окладам, предусмотренным указанным постановлением.
В соответствии с п. 14 постановления Правительства РФ N 65 от 27.01.1993 оно введено в действие с 01.01.1993.
Согласно указанному постановлению и приказу Министра обороны РФ N 20 от 27.01.1993 "Обупорядочении выплаты денежного довольствия военнослужащим Вооруженных Сил РФ и усилении их социальной защиты" размеры должностных окладов военнослужащих установлены в зависимости от тарифного разряда. Этим же приказом были установлены пределы должностных окладов по соответствующим должностям и тарифным разрядам. При этом оклады были установлены только по типовым должностям.
Пунктом 9 названного приказа определено обеспечить перерасчет с 01.01.1993 пенсий, ранее назначенных, в том числе и лицам офицерского состава и др., исходя из увеличенного в соответствии с настоящим приказом денежного содержания военнослужащих, состоящих на военной службе.
В связи с тем, что занимаемая истцом должность на момент увольнения (старший инспектор-ревизор инспекции управления тыла Сибирского военного округа) являлась нетиповой, расчет его пенсии с 01.02.1993 произведен военным комиссариатом Новосибирской области в соответствии с указанием Главного управления военного бюджета и финансирования Министерства обороны РФ от 25.02.1993 N 180/13/1-91 по специальным расчетным таблицам, исходя из должностного оклада 19 000 руб. (выписка из пенсионного дела подполковника в отставке Шпака Н.И, от 15.10.2008 N1447/ЦСО (л.д.84) с последующей индексацией.
При этом 07.11.2008 Департаментом социальных гарантий Министерства обороны РФ дано указание военному комиссариату Новосибирской области проверить правильность исчисления размера пенсии ШпакуН.И., учитывая, что оклад по должности "старший инспектор-ревизор инспекции управления тыла Сибирского военного округа" до 01.07.2002 соответствовал коду учета машинной обработки информации в системе "PENSION" 1400.
Во исполнение данного указания военным комиссариатом Новосибирской области произведена доплата пенсии за период с 01.02.1993 по 30.06.2002 с учетом разницы в окладе по нетиповой должности "старший инспектор-ревизор инспекции управления тыла Сибирского военного округа" между 1400 кодом учета машинной обработки информации и 1100, взятого на 01.10.2008 (л.д.53).
Факт перечисления Шпаку Н.И. доплаты пенсии в размере 49299 руб. 05.12.2008 не оспаривался.
При таких обстоятельствах суд ссылка истца на незаконность перерасчета пенсии с учетом разницы в должностных окладах не нашла свое подтверждение.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для перерасчета пенсии истцу за оспариваемый период.
Поскольку судом установлено, что изменение должностных окладов, произошедшее в результате организационно-штатных мероприятий после увольнения истца в спорный период не является основанием для пересмотра размера оклада для перерасчета пенсии, то указание мирового судьи на необходимость исчисления пенсии истца с 01.01.1992 исходя из размеров должностного оклада, установленного для подполковника Безрукова Н.Г., суд также считает несостоятельной и не относится к рассматриваемому спору.
В силу ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса РФ снованиями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку обстоятельства, имеющие существенное значение при разрешении данного дела, установлены мировым судьей неверно, опровергаются доказательствами, представленными в материалы дела, что свидетельствует о незаконности и необоснованности принятого мировым судьей решения и является основаниями к его отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи четвертого судебного участка Центрального района города Новосибирска от25.10.2011 по гражданскому делу по иску Шпака Н.И. к военному комиссариату Новосибирской области о перерасчете пенсии отменить, удовлетворив апелляционную жалобу военного комиссариата Новосибирской области.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное определение составлено 29.06.2012.
Судья В.А.Галина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.