Судья суда общей юрисдикции Центрального района г. Новосибирска Федорова Е.Д.
секретаря Кокоревой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мочаловой Марины Юрьевны к Правительству Новосибирской области, Администрации г. Искитима Новосибирской области о признании права на предоставление вне очереди жилого помещения, предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Мочалова М.Ю. обратилась в суд с иском к Правительству Новосибирской области, Администрации г. Искитима Новосибирской области о признании права на предоставление вне очереди жилого помещения, предоставлении жилого помещения на условиях социального найма, общей площадью не менее 15 кв.м.
В судебном заседании истица, представитель истицы поддержали исковые требования (уточненные- л.д. 64-69) и доводы, изложенные в исковом заявлении в полном объёме, пояснив, что дополнений не имеют. Исковые требования обоснованы следующим образом. Истица в раннем возрасте осталась без попечения родителей и на основании постановления администрации г.Искитима НСО N 322 от 15.09.1993 г. была передана вместе с братом Мочаловым А.Ю., 01.09.1987г. рождения под опеку Мочалову В.Н.(брату отца). Место их жительства было установлено на жилплощади опекуна по адресу г. Искитим, Индустриальный м/район, д.4, кв.107. Жилое помещение ни за истцом, ни за её братом не закреплялось. С 1993 года истица была зарегистрирована по вышеуказанному адресу. С 01.09.2002 г. по 29.06.2007 года обучалась в учреждении высшего профессионального образования "Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики" - очная форма обучения. На период обучения временно была зарегистрирована и проживала в общежитии СибГУТИ по адресу г.Новосибирск, ул.Б.Богаткова д.63. После окончания учебного заведения до апреля 2008 года временно проживала и работала в г.Зеленогорске. В 2003 году опека была прекращена. В настоящее время истица проживает на съемной квартире и работает в г.Новосибирске. С регистрационного учета по адресу опекуна вынуждена была сняться, поскольку квартира была Мочаловым В.Н. продана. Другого жилья и средств на его приобретение не имеет. В 2009 г. брат истца, Мочалов А.Ю, получил отдельную благоустроенную квартиру в г.Искитиме. Однако истцу было отказано в предоставлении жилой площади по причине достижения 24 лет. 13.10.2011 года она вновь обратилась с заявлением на имя главы администрации г.Искитима с просьбой о предоставлении ей жилья во внеочередном порядке, мотивируя тем, что она сирота, не имею закрепленного жилого помещения и нуждаюсь в предоставлении жилья. Ответом за N 01-3- 15-5542 от 20.10.2011 г. Мочаловой М.Ю. было отказано в праве на внеочередное предоставление жилья по причине того, что в силу возраста она уже не относится к числу детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как на дату обращения в администрацию её возраст превышает предельный возраст 23 года, установленный Федеральным законом от 21.12.1996г. N159-ФЗ, в связи с чем, законные основания в решении вопроса у администрации района отсутствуют. Исходя из сложившихся объективных обстоятельств просит признать уважительными причины пропуска срока для признания права на обеспечение жильём вне очереди.
Представитель Правительства НСО в судебном заседании признала заявленные исковые требования в полном объеме, считает, что иск подлежит удовлетворению.
Представитель Администрации г. Искитима Новосибирской области в суд не явился, был уведомлён, ранее представлял письменный отзыв на иск, в котором просил отказать в удовлетворении иска (л.д. 31-33,46-48, 74).
Представитель третьего лица Министерства социального развития НСО считает, что иск не подлежит удовлетворению, по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен Мочалов В.Н..
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав материалы дела, находит требования истца подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из нижеследующего.
Судом установлено, что в несовершеннолетнем возрасте истица с 15.09.1993 г. на основании постановления администрации г.Искитима НСО N 322 от 15.09.1993 г. находились под опекой Мочалова В.Н. (брата отца), в связи со смертью родителей: 09.08.1992г. Мочаловой С.И.- матери истца, 30.08.1993г. Мочалова Ю.Н.- отца истца. При установлении опеки место жительства опекаемых было установлено на жилплощади опекуна по адресу: Новосибирска область, г. Искитим, Индустриальный микрорайон, д. 4, кв. 107. Отдельное жилье закреплено не было (л.д. 10).
С 01.09.2002 г. по 29.06.2007 года Мочалова М.Ю. обучалась в учреждении высшего профессионального образования "Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики" заочная форма обучения. На период обучения временно была зарегистрирована и проживала в общежитии СибГУТИ по адресу г.Новосибирск, ул.Б.Богаткова, д.63. После окончания учебного заведения до апреля 2008 года временно проживала и работала в г.Зеленогорске. В 2003 году опека была прекращена. В настоящее время истец проживает на съемной квартире и работает в г.Новосибирске. С регистрационного учета по адресу опекуна вынуждена была сняться, поскольку квартира была продана. Данное обстоятельство подтвердил, допрошенный в судебном заседании свидетель Мочалов В.Н.. Другого жилья и средств на его приобретение истец не имеет.
После обращения в администрацию г. Искитима НСО в 2009 г. Мочалову А.Ю. была предоставлена отдельная благоустроенная квартира в г.Искитиме, как лицу, из числа детей-сирот оставшихся без попечения родителей. Истцу в предоставлении жилого помещения было отказано по причине достижения возраста 24 лет. 13.10.2011 года Мочалова М.Ю. вновь обратилась с заявлением на имя главы администрации г.Искитима с просьбой о предоставлении ей жилого помещения во внеочередном порядке, мотивируя тем, что она сирота, не имеет закрепленного жилого помещения и нуждается в предоставлении жилья, в подтверждение своей просьбы представила весь пакет документов (л.д. 11). Ответом за N 01-3-15-5542 от 20.10.2011 г. истцу было отказано в праве на внеочередное предоставление жилья по причине того, что в силу возраста она не относится к числу детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т.к. на дату обращения в администрацию её возраст превышает предельный возраст 23 года, установленный Федеральным законом от 21.12.1996г. N159-ФЗ, в связи с чем законные основания в решении вопроса у администрации района отсутствуют (л.д. 12).
Ст. 57ЖКРФ: "1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. 2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы."
Ст.1ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" : "Для целей настоящего Федерального закона используются понятия: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке."
В соответствии с аб.2 п.1 ст.8 Федерального Закона РФ N 159-ФЗ от 21.12.1996г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей": "Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
2. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья)."Ст.1 закона Новосибирской области "О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по обеспечению граждан жилыми помещениями." : " 1. В соответствии с настоящим Законом органы местного самоуправления муниципальных образований (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями (далее - отдельные государственные полномочия) следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма:
4) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях).
2. Жилые помещения жилищного фонда социального использования предоставляются гражданам, указанным в пункте 4 части 1 настоящей статьи, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 15 квадратных метров общей площади на человека."
Как следует из материалов дела, пояснений истца, после установления в отношении неё и брата опеки их место жительство было определено на жилой площади опекуна Мочалова В.Н. по адресу: Новосибирская область, г. Искитим, Индустриальный микрорайон, д. 4 кв. 107(л.д. 10). Из представленных суду письменных доказательств, свидетельских показаний следует, что ни родители истца, ни сама Мочалова М.Ю. в г. Искитиме Новосибирской области собственного жилья никогда не имела (л.д. 46, 47, 48, 61,62,79,80).
В судебном заседании истец пояснила, что не знала о том, что нужно для получения жилья вставать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. О вышеуказанном праве, предоставленном ей государством узнала после получения благоустроенного жилья её братом в 2009 году, но для этого необходимо встать на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В связи с чем, впервые истец обратилась с просьбой предоставить ей жильё как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2009 году, а затем собрав весь пакет необходимых документов повторно обратилась 13.10.2011г.. Однако ей было отказано, т.к согласно действующего законодательства её возраст превышает возрастные рамки (от 18 до 23 лет), установленные законом. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18-лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Постановлением Новосибирского областного Совета депутатов от 27 октября 2005г. N 337-ОСД принят Закон Новосибирской области от 04 ноября 2005г. N 337-03 "Об учете органами местного самоуправления граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма", который устанавливает единый порядок ведения органами местного самоуправления учета гражцан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых в Новосибирской области по договорам социального найма, в целях обеспечения реализации жилищных прав граждан в соответствии с федеральным и областным жилищным законодательством, порядок признания органами местного самоуправления граждан малоимущими, а также порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания органами местного самоуправления граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Пунктом 1 ч.1 ст. 4 Закона Новосибирской области от 04 ноября 2005г. N 337-03 предусмотрено, что для принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях (далее - учет), гражданин представляет в исполнительный орган заявление о принятии на учет по форме, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области.
Также исходя из представленных суду доказательств следует, что Мочалова М.Ю. должна была быть поставлена органом опеки и попечительства администрации г. Искитима (по месту жительства) на учет как нуждающаяся в жилом помещении после прекращения над ней опеки, то есть в январе 2003 году, в соответствии с п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений) у неё возникло право на внеочередное получение жилого помещения. Однако, как пояснила сама истец, её бывший опекун, допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля, что с момента установления над ней опеки после смерти родителей, сотрудники органа опеки и попечительства администрации г. Искитима НСО ни дома, ни в школе их не навещали, жилищные условия не проверяли, о их судьбе не интересовались, никакой информационно-правовой работы с ними не проводили.
В судебном заседании сторонами не оспорен тот факт, что Мочалова М.Ю. будучи несовершеннолетней не могла в полной мере реализовать предоставленное законом право на получение жилого помещения, а орган опеки и попечительства не выполнил свои обязанности по контролю за соблюдением прав детей-сирот и не обеспечил обязанность, принятую на себя государством, по предоставлению жилых помещений детям-сиротам по окончании установленной опеки. В нарушение требований ст. 37 ЖК РСФСР (действовавшего на тот момент), ст. 8 названного Федерального закона истец не была обеспечена жилым помещением вне очереди как ребенок-сирота и не была поставлена на очередь на улучшение жилищных условий ни в несовершеннолетнем возрасте, ни при достижении совершеннолетнего возраста.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым и справедливым восстановить Мочаловой М.Ю. срок на обращение в суд за защитой нарушенного права, признав причины его пропуска уважительными.
Распоряжением администрации Новосибирской области от 23 июня 2005г. N 199-р "Об отдельных мерах по реализации Жилищного кодекса Российской Федерации" в целях реализации положений статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации рекомендовано органам местного самоуправления области установить норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) в размере не менее 15 квадратных метров общей площади жилого помещения на человека.
Согласно ст.ст.39,173 ГПКРФ, ответчик вправе признать иск, а суд принять данное признание ответчика, если указанное действие не противоречит действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
В соответствии со ст.198 ч.4 ГПКРФ, в случае признания ответчиком иска в мотивированной части решения может быть указано лишь на признание иска и принятие его судом.
Учитывая, что представителем ответчика- Правительства Новосибирской области, исковые требования истца признаны в полном объёме, доводы, изложенные сторонами в иске и письменных пояснениях, подтверждаются представленными суду доказательствами, суд не находит законных оснований для отказа в принятии признания ответчика исковых требований в полном объёме, признании за истцом права на предоставление жилого помещения во вне очередном порядке, восстановлении срока для постановки на учёт и постановке её на учёт для получения жилья, а также предоставления жилого помещения Администрацией г. Искитима Новосибирской области за счёт средств бюджета Новосибирской области вне очереди.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст.ст. 192-199, 209 ГПКРФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мочаловой Марины Юрьевны к Правительству Новосибирской области, Администрации г. Искитима Новосибирской области о признании права на предоставление вне очереди жилого помещения, предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Признать за Мочаловой Мариной Юрьевной право на предоставления вне очереди в г. Искитиме Новосибирской области жилого помещения.
Обязать Администрацию г. Искитима Новосибирской области за счёт средств бюджета Новосибирской области предоставить Мочаловой Марине Юрьевне благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее 15 кв.м., в г. Искитиме Новосибирской области.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца в Новосибирский Областной суд с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья Федорова Е.Д.
Решение суда изготовлено 07 сентября 2012года.
Судья Федорова Е.Д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.