Определение Центрального районного суда г. Новосибирска по делу N 11-196/2011
(Извлечение)
Центральный районный суд города Новосибирска 630099, г. Новосибирск, ул. Горького, д.89 Дело N 11-196/2011 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 26 сентября 2011 года г. Новосибирск Центральный районный суд г. Новосибирска в составе
председательствующего судьи С.Л. Малахова
при секретаре Н.С. Цирукиной
рассмотрев в апелляционном порядке гражданское дело по иску Г. к Военному комиссариату Новосибирской области о взыскании недополученной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Г. обратился в суд с иском к военному комиссариату Новосибирской области о взыскании недоплаченной пенсии в связи с увеличением оклада по воинскому званию за период с 1 января 1999 г. по 30 июня 1999 г. с учетом индексации на дату подачи заявления в общей сумме 6670 рублей 68 копеек. В обоснование иска истец указал, что является получателем пенсии в военном комиссариате Новосибирской области с августа 1994 года.
Решением мирового судьи четвертого судебного участка Центрального района г. Новосибирска от 16.05.2011 иск Г. удовлетворен, с Военного комиссариата Новосибирской области в пользу истца взыскана недополученная пенсия за период с 01.01.1999 по 30.06.1999 с учетом индексации в размере 6670 рублей 68 копеек.
Не согласившись с указанным решением Военный комиссариат Новосибирской области обратился в районный суд с жалобой, согласно доводам которой, при вынесении решения мировым судьей не применены положения ГПК РСФСР, действовавшего на момент рассматриваемых правоотношений, в соответствии с которыми нормативный акт или отдельная его часть, признанные незаконными решением суда, считались недействующими с момента вступления этого решения в законную силу. В связи с чем, оснований для перерасчета истцу за период с января по июнь 1999 года до вступления в законную силу решения Верховного суда РФ от 20.10.1999 года NВКПИ 99-18 не имеется. Военный комиссариат не вправе самостоятельно определять иные размеры окладов по воинскому званию с 01.01.1999, так как это относится к компетенции Правительства РФ. Кроме того, военнослужащим, состоящим на службе, в период с 01.01.1999 по 30.06.1999 повышения окладов по воинскому званию не производилось, поэтому применять для пересмотра пенсий с 01.01.1999 указанное повышение окладов, не установленное законодательством, оснований не имеется.
В судебное заседание стороны не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, представили заявления с просьбой рассмотреть дело в свое отсутствие.
Руководствуясь положениями пункта 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, исследовав собранные по делу доказательства в полном объеме, суд находит решение мирового судьи законным, обоснованным и не подлежащем отмене.
В соответствии со статьями 43, 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии военнослужащим исчисляются из денежного довольствия военнослужащих; для исчисления пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в частности, оклады по должности, воинскому или специальному званию; назначенные пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих одновременно с его увеличением. Таким образом, увеличение любой из составляющих денежного довольствия для исчисления пенсии влечет пересмотр пенсии одновременно с увеличением этой составляющей.
Удовлетворяя требования истца, мировой судья руководствовался положениями пункта 2 статьи 12 Закона РФ "О статусе военнослужащих", учитывая признание недействительными положений пункта 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999 N72 "О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, таможенных органов РФ и федеральных органов налоговой полиции" на основании Решения Верховного суда РФ от 20.10.1999 NВКПИ 99-18. Суд апелляционной инстанции с такой позицией согласен по следующим основаниям.
Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) предусматривалось, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям (абзац 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих").
Из содержания данной нормы следует, что минимальный предел окладов по воинским званиям (не менее половины окладов по воинским должностям) предусмотрен не только в отношении первичных воинских званий, но установлен для всех военнослужащих. Иное толкованиеабзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" не соответствует буквальному тексту Закона и противоречит принципу равенства всех перед законом (статья 19 Конституции Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72, принятым в соответствии сУказом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 1638, военнослужащим повышены с 1 января 1999 г. в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 1 июля 1999 г. установлены месячные оклады по воинским званиям согласноприложению N 1.
В силу нормыабзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" оклады по воинским званиям не могли быть меньше половины действовавших с 1 января 1999 г. окладов по воинским должностям. ДанныйЗакон подлежал применению судом в соответствии счастью 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации,статьей 5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации",частью 2 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации как нормативный акт, имеющий большую юридическую силу, чемУказ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1998 г. N 1638 иПостановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1999 г. N 72, не предусмотревшие с 1 января 1999 г. увеличение размеров окладов по воинским званиям до половины окладов по воинским должностям.
То обстоятельство, чтопункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации не подлежит применению только с момента вступления в законную силуРешения Верховного Суда Российской Федерации от 20 октября 1999 г., вопреки доводам Военного комиссариата Новосибирской области, не препятствовало суду применить при разрешении иска нормуабзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" как норму, имеющую большую юридическую силу по сравнению с названной нормой акта Правительства Российской Федерации.
Требованиеабзаца 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" являлось обязательным для ответчика, производившего начисление пенсии, вследствие чего ссылка ответчика на неповышение военнослужащим с 1 января 1999 г. окладов по воинским должностям не может рассматриваться как законное основание для неувеличения пенсии истцу в соответствии с названным положением Закона.
Учитывая, что выплата пенсии в меньшем размере, чем это предусмотрено законом, причинила имущественный вред истцу, суд вправе удовлетворить его требование об индексации суммы недоплаченной пенсии с учетом индекса роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики. Индексации подлежит сумма недоплаты за период с февраля 1999 г. (поскольку первая недоплата была за январь 1999 г.) до декабря 2010 года (в соответствии с требованиями истца). Согласност. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
Недоплаченная сумма пенсии подлежит взысканию с учетом индексации. Общая сумма задолженности с учетом суммы индексации составляет 6670 рублей 68 копеек.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о законности и обоснованности решения мирового судьи и не находит оснований для его изменения или отмены.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи четвертого судебного участка Центрального района г. Новосибирска от 16.05.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Новосибирской области - без удовлетворения.
Судья С.Л. Малахов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.