Центральный районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Литвиненко Е.В.
с участием прокурора Громова Е.Г.
при секретаре Ламановой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вевер С. А., Гальчак П. Я. об оспаривании Положения об администрации района города Новосибирска,
УСТАНОВИЛ:
Вевер С.А., Гальчак П.Я. обратились в суд с заявлением, в котором просят признать недействующим с момента принятия и противоречащим федеральному законодательству абзац 1 пункта 1.3 Положения об администрации района горда Новосибирска, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от 22 февраля 2006 года N207 О территориальных органах мэрии города Новосибирска".
В обоснование заявленных требований указывают на то, что 22 февраля 2006г. городским Советом Новосибирска было принято решение N207 "О территориальных органах мэрии города Новосибирска", пунктом 2 которого было утверждено Положение об администрации района города Новосибирска. Пунктом 3 названного решения определено, что администрации районов города Новосибирска действуют на основании Положения об администрации района города Новосибирска, утвержденного настоящим решением. Указанное решение было официально опубликовано в газете "Вечерний Новосибирск" N44 от 15 марта 2006г. Абзацем 1 пункта 1.3 Положения об администрации района города Новосибирска предусмотрено, что администрация является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Данная норма указанного нормативного правого акта противоречит норам федерального законодательства и нарушает права и законные интересы заявителей по следующим основаниям: согласно пункта 1.1 Положения администрация района города Новосибирска является территориальным органом мэрии Новосибирска. Согласно пункту 1.4 Положения администрация осуществляет полномочия мэрии Новосибирска по решению вопросов местного значения в соответствии с предоставленными полномочиями на территории района города Новосибирска с целью обеспечения жизнедеятельности населения и социально-экономического развития района. Согласно пункту 3.1 Положения администрацию возглавляет глава администрации района, который назначается и освобождается от должности распоряжением мэра и подчиняется в своей деятельности мэру, а также первым заместителям мэра, заместителям мэра в пределах предоставленных им полномочий. Согласно абз.4 пункта 3.4 Положения глава администрации действует без доверенности от имени мэрии в пределах полномочий администрации, представляет ее в государственных органах и иных организациях. В силу п.1 ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом или учредительными документами. В силу п. 3 ст. 40 Устава города Новосибирска, принятого решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007г. N616 и зарегистрированного в Управлении Минюста РФ по Сибирскому федеральному округу 10 августа 2007г. N RU543030002007001, мэрия города Новосибирска является юридическим лицом и зарегистрирована в качестве юридического лица в ИФНС России по Центральному району. Ввиду изложенного администрации районов города Новосибирска, будучи органами юридического лица мэрии города Новосибирска, сами не могут являться юридическими лицами, иное противоречило основным началам гражданского законодательства и п.1 ст. 53 ГК РФ. Оспариваемое положении нарушает права и законные интересы заявителей, поскольку администрация Октябрьского района города Новосибирска, обладая самостоятельным статусом юридического лица на основании оспариваемого Положения, обратилась в Октябрьский районный суд города Новосибирска в качестве ситца с иском к заявителям о сносе постройки, которую они считают самовольной.
Определением суда от 28 сентября 2009г. для участия в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены администрации районов города Новосибирска л.д.34 т.2).
Определением суда от 20 января 2010г. гражданское дело по заявлению Вевер С.А., Гальчак П.Я. было соединено для рассмотрения в одно производство с гражданским делом по заявлению Гаврилова В.И. с аналогичными требованиями л.д.27 т.1).
Определением суда от 20 января 2010г. для участия в деле в качестве заинтересованного лица была привлечена мэрия города Новосибирска л.д.28-29 т.1).
Определением суда от 01 марта 2010г. производство по делу в части требований заявителя Гаврилова В.И. было прекращено л.д.64-68, 96-97 т.1)
В судебное заседание заявители Вевер С.П. и Гальчак П.Я. не явились, уведомлены, направили в суд своего представителя Савченко А.Н., действующего на основании доверенности, который в судебном заседании заявленные требования поддержал, дал соответствующие пояснения л.д.123).
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Совета депутатов города Новосибирска Мошачкова Т.Н., действующая о доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дала соответствующие пояснения л.д.69-71 т.1).
В судебном заседании представитель мэрии г. Новосибирска Запруднова М.В., действующая по доверенности, не признала заявленные требования по основаниям, изложенным в письменном отзыве, дала соответствующие пояснения л.д.72-75 т.1).
Представитель администрации Октябрьского района г. Новосибирска Манохина Е.Н., представитель администрации Советского района города Новосибирска Ульянова Ю.А., представитель администрации Заельцовского района города Новосибирска Вельчинская С.Н., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, представили письменные возражения, поддержали пояснения представителей мэрии города Новосибирска и городского Совета депутатов л.д.125-126,129-130 т.1).
Представители администраций Ленинского, Первомайского, Центрального, Дзержинского, Кировского, Калининского, Железнодорожного районов города Новосибирска в судебное заседание не явились, уведомлены предоставили суду письменные отзывы на заявление л.д.53-57,116 т.1).
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика и третьего лица в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего требования не подлежащими удовлетворению, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
Судебным разбирательством установлено, что 22 февраля 2006г. городским Советом Новосибирска было принято решение N207 "О территориальных органах мэрии города Новосибирска", которым были учреждены территориальные органы мэрии города Новосибирска - администрации районов города Новосибирска. Также было утверждено Положение об администрации района города Новосибирска и установлено, что администрации районов города Новосибирска действуют на основании Положения об администрации района города Новосибирска, утвержденного настоящим решением л.д.7-10 т.1).
Указанное решение было официально опубликовано в газете "Вечерний Новосибирск" N44 от 15 марта 2006г. л.д.11 т.1).
Абзацем 1 пункта 1.3 Положения об администрации района города Новосибирска предусмотрено, что администрация является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иными правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" (далее по тексту - Федеральный закон N131-ФЗ).
Указанный Федеральный закон является специальным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с осуществлением местного самоуправления и содержит нормы, которые определяют приоритет правого регулирования при выявленном нормативном противоречии различных актов, в том числе и одно уровня.
Согласно пункту 3 ст.5 названного Федерального закона в случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.
Структура органов местного самоуправления определена в пункте 1 ст.34 Федерального закона N131-ФЗ, согласно которой ее составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Уставом города Новосибирска, принятым решением городского Совета Новосибирска от 27.06.2007г. N616 и зарегистрированным в Управлении Минюста РФ по Сибирскому федеральному округу 10 августа 2007г. N RU543030002007001, в статье 27 определена структура органов местного самоуправления города Новосибирска, которую составляют представительный орган муниципального образования города Новосибирска - Совет депутатов города Новосибирска; глава муниципального образования города Новосибирска -мэр города Новосибирска; местная администрация (исполнительно-распорядительный орган) муниципального образования города Новосибирска - мэрия города Новосибирска; контрольный орган муниципального образования города Новосибирска - контрольно-счетная палата города Новосибирска.
В соответствии с пунктами 1, 7, 8 ст. 37 Федерального закона N13-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Местная администрация обладает правами юридического лица. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
Территориальные органы создаются для более эффективного решения вопросов местного значения в городах, имеющих районное деление, или в поселениях, входящих в состав муниципального образования, и могут, в свою очередь, иметь отраслевые и функциональные отделы.
Статьей 40 Устава города Новосибирска закреплено, что местная администрация обладает правами юридического лица.
Статья 40 Устава города соответствует положениям пункта 7 ст. 37 Федерального закона N131-ФЗ.
07 апреля 2004г. городским Советом Новосибирска было принято решение N425 "О структуре мэрии города Новосибирска", в соответствии с которым в структуру мэрии были включены структурные подразделения (территориальные органы) мэрии города Новосибирска - администрации районов города Новосибирска.
Таким образом, в органе местного самоуправления - мэрии города - были созданы территориальные органы местной администрации.
Согласно пункту 4 ст. 41 Устава города Новосибирска структурные подразделения (отраслевые (функциональные) и территориальные органы) мэрии города Новосибирска могут обладать правами юридического лица. Структурные подразделения (отраслевые (функциональные) и территориальные органы) мэрии города Новосибирска, обладающие правами юридического лица, действуют на основании решений Совета депутатов города Новосибирска об учреждении таких структурных подразделений (отраслевых (функциональных) и территориальных органов) и положений о них, утверждаемых решениями Совета депутатов города Новосибирска.
В соответствии со ст. 41 Федерального закона N131-ФЗ от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования (пункт 1).
Основаниями для государственной регистрации органов местного самоуправления в качестве юридических лиц являются устав муниципального образования и решение о создании соответствующего органа местного самоуправления с правами юридического лица.
Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования (пункт 3 ст. 41).
Аналогичная норма содержится в ст. 35 пункт 2 подпункт 4 Устава города Новосибирска, согласно которому к полномочиям Совета депутатов города Новосибирска также относится принятие решений об учреждении структурных подразделений (отраслевых (функциональных) и территориальных органов) мэрии города Новосибирска, являющихся юридическими лицами в соответствии с действующим законодательством, и утверждение положений о них.
Данные полномочия Совета депутатов были реализованы путем принятия решения городского Совета от 22 февраля 2006г. N207 "О территориальных органах мэрии города Новосибирска", которым было утверждено оспариваемое Положение об администрации района города Новосибирска.
Таким образом, закрепленное в абзаце 1 пункта 1.3 Положения об администрации района города Новосибирска положение о том, что администрация является юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, соответствует положениям Устава города Новосибирска и Федерального закона от 06.10.2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления".
При таких обстоятельствах суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Вевер С. А., Гальчак П. Я. об оспаривании Положения об администрации района города Новосибирска -отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через районный суд в течение 10 дней.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2010г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.