судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Игнатенковой Т.А.,
судей Фроловой Е.М. и Берман Н.В.,
при секретаре Тутыхиной О.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, не привлеченного к участию в деле, Управления социальной защиты населения Липецкой области на решение Липецкого районного суда Липецкой области от 31 мая 2012 года, которым постановлено:
"Признать незаконным отказ администрации сельского поселения Введенский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от 16 ноября 2011 г. в постановке Журавель А.Ф. на очередь на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий среди граждан, уволенных с военной службы.
Обязать администрацию сельского поселения Введенский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области поставить на очередь на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий Журавель ФИО12 (как гражданина, уволенного с военной службы) с составом семьи три человека: супруга - Журавель ФИО13 и дочь - Захарова ФИО14".
Заслушав доклад судьи Фроловой Е.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Журавель А.Ф. обратился в суд с иском администрации сельского поселения Введенский сельсовет Липецкого района Липецкой области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении. В обоснование иска ссылался на то, что 26.01.1994 г. он с составом семьи 4 человека решением жилищной комиссии при администрации г. Липецк поставлен на учет для получения жилой площади среди военнослужащих, уволенных в запас. В последующем он переехал для проживания в "адрес", где проживает по договору коммерческого найма. Распоряжением зам. главы администрации г. Липецка 22.07.2009 г. он снят с очереди в связи с выездом на другое постоянное место жительства. В ноябре 2011 г. он обратился к ответчику с заявлением о постановке его на учет нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий среди военнослужащих, уволенных в запас. Однако получил отказ со ссылкой на то, что полномочия по постановке на очередь военнослужащих на получения жилья выполняют федеральные органы исполнительной власти. Просит обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании льготного удостоверения, дающего право на бесплатное получение жилья в собственность за счет средств федерального бюджета.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Введенский сельсовет Липецкого района Липецкой области возражала против иска, ссылаясь на то, что постановка на учет военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, не входит в компетенцию администрации сельского поселения.
Суд постановил решение, которым иск удовлетворил.
Заинтересованное лицо УСЗН Липецкой области в апелляционной жалобе просит решение суда отменить и постановить новое, которым в иске отказать. Ссылается на то, что Журавель А.Ф не мог быть поставлен на учет в 1994 г. администрацией г. Липецка, поскольку после увольнения был направлен на воинский учет в Бердичевский ГВК Житомирской области, также не подтвержден факт сдачи жилого помещения по месту службы. Кроме того, право на обеспечение жилым помещением имеют граждане, уволенные с военной службы, вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 г. Дополнительным доводом является обеспеченность истца жилым помещением в период с 1998 г. по 2007 г.
Выслушав представителя УСЗН, истца и его представителя, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и письменные возражения на них, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
По смыслу ст. ст. 254 - 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, должностного лица в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Основанием для рассмотрения заявления в порядке главы 25 ГПК РФ является наличие властного волеизъявления государственного органа, органа местного самоуправления, их должностных лиц, выразившееся в соответствующем решении, действии (бездействии), которое непосредственно затрагивает права и законные интересы заявителя.
Согласно ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие граждан на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий - ст. 53 ЖК РФ.
Из материалов дела следует, что приказом Минобороны РФ от 03.11.1992 г. подполковник Журавель А.Ф. уволен с действительной военной службы в запас по сокращению штатов, выслуга лет в календарном исчислении 19,2 г., в льготном - 21,4 г.
Довод УСЗН о том, что после увольнения истец направлен на воинский учет в Бердичевский ГВК Житомирской области, поэтому не имел право постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении администрацией г. Липецке, несостоятелен.
При увольнении истец сдал жилое помещение, что подтверждается справкой КЭЧ (л.д. 144 т. 1), в г. Бердичевске жилое помещение не приобрел, при переезде на место жительство в г. Липецк правомерно 26.01.1994 г. поставлен на учет лиц, нуждающихся в жилом помещении, как гражданин, уволенный с военной службы.
Согласно ФЗ "О статусе военнослужащих", Положению о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей, утвержденному постановлением Совмина СССР от 17.02.1981 г. N 193, и Правилам учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 г. N 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются военнослужащие, уволенные по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями.
При таких обстоятельствах действия администрации г. Липецка по постановке Журавель А.Ф. на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении, соответствовали закону.
Довод жалобы о том, что истец не может претендовать на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в связи с обращением в Введенский сельсовет в ноябре 2011 г., поскольку право на обеспечение жилым помещением имеют граждане, уволенные с военной службы, и вставшие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 г., судебная коллегия полагает ошибочным, противоречащим правовой позиции Конституционного Суда РФ, отраженной в постановлении от 15.10.2012 г. N 21-П "По делу о проверки конституционности положений пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина Н.М. Кабулова".
Так в п. 2.3. названного постановления Конституционный суд РФ указал, что положения абзацев первого - четвертого п. 2.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" не соответствуют Конституции РФ, ее статьям 7 (ч. 2), 19 (ч. 2), 40 и 55 (ч. 3), в той мере, в какой эти положения - в силу неопределенности своего нормативного содержания, порождающей возможность их неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения, - препятствуют признанию за уволенными с военной службы гражданами, которые первоначально были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 01.01.2005 г., а затем переехали на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и по этой причине были приняты на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 01.01.2005 г., права на обеспечение жилыми помещениями по их выбору в форме предоставления либо жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения и тем самым - реализации ими конституционного права на жилище на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях место жительства не меняли.
При этом в целях сохранения стабильности правоотношений в интересах субъектов права Конституционный Суд РФ считает, что обеспечение уволенных с военной службы граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 01.01.2005 г., а затем в связи с изменением постоянного места жительства принятых на учет по новому месту жительства уже после 01.01.2005 г., жилыми помещениями по их выбору в одной из предусмотренных данными законоположениями форм должно осуществляться исходя из времени принятия этих граждан на соответствующий учет по новому месту жительства.
Вместе с тем, судебная коллегия находит обоснованным довод УСЗН о том, что истец подлежал снятию с очереди администрацией г. Липецка в связи с приобретением жилых помещений в 1998 г. и 2002 г.
Согласно сведениям БТИ, как имеющимся в материалах дела (л.д. 88 т. 1), так и представленным в суд апелляционной инстанции, Журавель А.Ф. приобрел по договору купли-продажи 28.10.1998 г. индивидуальный жилой дом в "адрес", общей площадью 60,4 кв. м, жилой - 41,9 кв. м, а также по договору приватизации от 21.08.2002 г. долю 47/129 в квартире "адрес" общей площадью 45,1 кв. м, жилой - 25,8 кв. м (на долю приходится 9,4 кв. м жилой площади).
Постановлением Липецкого облисполкома и президиума облсовета профсоюзов от 29.12.1984 г. N 741, а также Положением о порядке использования жилого фонда на территории г. Липецка, утвержденного решением Липецкого городского Собрания представителей от 02.02.1995 г. N 54, с учетом изменений, утвержденных решением Липецкого городского Совета депутатов от 18.09.2001 г. N 79, предусмотрено, что площадь предоставленных жилых помещений должна соответствовать нормам жилищного законодательства РФ и Правилам учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Липецкой области, и установлена из расчета 9 м2 на человека. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи 8 и менее квадратных метров (п. 7 подп. а).
Согласно п. 4 ст. 2 Положения "О порядке использования муниципального жилищного фонда на территории г. Липецка, утвержденного Решением Липецкого городского совета депутатов от 29 марта 2005 г. N 27, норма предоставления муниципального жилого помещения в г. Липецке установлена не менее 15 кв. м, но не более 19 кв. м общей площади на человека. Учетная норма площади жилого помещения, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях города Липецка, - 13,5 кв. м общей площади на человека.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что истец и члены его семьи, жена и двое детей, а в настоящее время жена и дочь, в период с 1998 г. по 2007 г. были обеспечены жилым помещениям.
Истец произвел отчуждение права собственности на долю квартиру 25.03.2003 г., на дом - 04.07.2007 г.
Таким образом, вновь обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истец имеет право только с 05.07.2012 г.
В Введенский сельсовет с заявлением, а также в суд с иском Журавель А.Ф. обратился до истечения срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ, что является самостоятельным основанием как для отказа в постановке на учет, так и в удовлетворении иска.
Ссылка истца на то, что он не был обеспечен жилым помещением за счет федерального бюджета, поэтому не утратил статус нуждающегося при приобретении доли в квартире и жилого дома, основана на неверном толковании закона.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что решение суда постановлено с нарушением норм материального права.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Липецкого районного суда Липецкой области от 31 мая 2012 года отменить и постановить новое:
"Журавель ФИО15 в иске к администрации сельского поселения Введенский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области о признании незаконным отказа в постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшении жилищных условий среди граждан, уволенных с военной службы, отказать".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.