Апелляционное определение СК по гражданским делам Липецкого областного суда от 07 ноября 2012 г.
(Извлечение)
судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего
Захарова Н.И.
судей
Малыка В.Н. и Москалёвой Е.В.
при секретаре
Еремкиной А.А.
с участием прокурора
Пучковой С.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционное представление и.о.прокурора г.Ельца на решение Елецкого городского суда Липецкой области от 28 августа 2012 года
, которым постановлено:
В иске прокурору города Ельца к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ельцу об обязании получить надлежащим образом оформленную лицензию на осуществление медицинской деятельности в ИВС ОМВД России по городу Ельцу, признании незаконным бездействия в неполучении лицензии, обязать организовать в изоляторе временного содержания функционирование медицинского кабинета - отказать.
Заслушав доклад судьи Захарова Н.И., представителя ОМВД Росси по г. Ельцу и УМВД России по Липецкой области по доверенности Чаукину ФИО11 мнение прокурора Пучковой С.Л., поддержавшей представление прокурора, объяснения представителей 3-го лица Управления Росздравнадзора по Липецкой области Высочкину ФИО12 и Никифорова ФИО13, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Ельца в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Ельцу с заявлением, в котором просил обязать ответчика получить надлежащим образом оформленную лицензию на осуществление медицинской деятельности в ИВС ОМВД России по городу Ельцу, признать незаконным бездействия в неполучении лицензии, обязать организовать в изоляторе временного содержания функционирование медицинского кабинета.
Свои требования мотивировал тем, что в результате проверки в ОМВД России по городу Ельцу был установлен факт нарушения требований ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", приказа МВД РФ от 22.11.2005 года N950 "Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", а также иных ведомственных приказов МВД РФ в связи с осуществлением ответчиком медицинской деятельности в ИВС ОМВД России по г.Ельцу без получения соответствующей лицензии. В нарушение закона ответчик осуществляет медицинскую деятельность без специальной лицензии, получение которой обязательно, грубо нарушая права подозреваемых и обвиняемых.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на отсутствия фактов осуществления в ИВС медицинской деятельности.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционном представлении и.о. прокурора города Ельца просит отменить решение суда и принять новое решение, которым удовлетворить исковые требования прокурора в полном объеме, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда установленным обстоятельствам дела.
Выслушав объяснения представителей сторон и третьих лиц, мнение прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований к его удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьи 24 Федерального закона от 15.07.1995 года N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан".
На основании статьи 2 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
Согласно п. 46 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Аналогичная нормы закреплены в Постановлении правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года N291 "Положения о лицензировании медицинской деятельности", в силу которых медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению. В приложении N3 имеется перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, в том числе работы (услуги) по медицинским осмотрам (предварительным и периодическим).
Порядок оказания доврачебной медицинской помощи подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в изоляторах временного содержания, определен ведомственными нормативными актами.
Так, в соответствии с пунктом 1 Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, утвержденной Приказом МВД РФ N1115, Минздрава РФ N475 от 31.12.1999 года медицинские работники изолятора временного содержания органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Согласно пунктов 2,7,9 указанной Инструкции при оказании медицинской помощи медицинские работники ИВС руководствуются Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 года N5487-1, а также другими нормативными актами. Одной из основных задач медицинских работников ИВС является организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС. Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой г. Ельца проверки ИВС ОМВД России по г.Ельцу было установлено, что должностные лица ИВС осуществляют медицинскую деятельность в виде медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС без специального разрешения - лицензии, и вне специально отведенного для этих целей кабинета с медицинским оборудованием. Такими действиями нарушаются требования ФЗ ""О лицензировании отдельных видов деятельности" и других нормативных актов, обязывающих наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также права лиц, содержащихся в ИВС.
Отказывая прокурору в заявленных требованиях, суд пришел к верному выводу о том, что оснований для возложения обязанности на должностных лиц ОМВД России по г.Ельцу получить лицензию на осуществление медицинской деятельности не имеется, поскольку фактически должностными лицами ИВС такая деятельность не ведется, а провидится лишь первичное освидетельствование, лиц, поступивших в ИВС. Медицинскую помощь оказывает бригада скорой медицинской помощи, при наличии жалоб и признаков заболевания, вызываемая дежурным ОВД, которая решает вопрос о состоянии здоровья и необходимости госпитализации. Более того, в штате ОМВД России по г.Ельцу, в том числе в ИВС, отсутствует какой-либо медицинский работник (фельдшер медицинской части), что также свидетельствует о том, что фактически медицинская деятельность не осуществляется и как следствие этого, требование прокурора о возложении обязанности получить лицензию, не основано, как на законе, так и на материалах дела.
Доводы апелляционного представления прокурора сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, оснований к признанию ошибочными которых, не имеется.
Судебная коллегия считает, что выводы суда подробно мотивированы, не противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и действующему законодательству, судом правильно определены существенные для дела обстоятельства.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Елецкого городского суда Липецкой области от 28 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционное представление и.о. прокурора г.Ельца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.