судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Тельных Г.А.,
судей Михалевой О.В. и Москалевой Е.В.,
при секретаре Смольниковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка на решение Советского районного суд г.Липецка от 26 июля 2012 года, которым постановлено:
"Признать незаконными отказ Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области N 3665-08 от 30.03.2012 года и отказ Департамента градостроительства и архитектуры Администрации города Липецка NН-446 от 15.03.2012 года в предоставлении Никитин А.А. земельного участка.
Обязать Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области предоставить Никитин А.А. в аренду на срок 5 лет земельный участок ориентировочной площадью 892 кв.метра с периметром 133,34 метра, для строительства административно-бытового корпуса с магазином, расположенный по адресу: "адрес" в следующих границах:
точка 1 -координаты х = -1284.49, у = - 827.78; внутр. угол -119,37;
точка 2 -координаты х = -1276,10, у= - 828,10; внутр. угол -91,44; мера длины от точки 1 до точки 2 - 8,40 м., дирекционный угол - 357 градусов 49 мин.;
точка 3 -координаты х = -1272,57, у = -776,82; внутр. угол -87,44; мера длины от точки 2 до точки 3 - 51,4м., дирекционный угол - 86 градусов 04 мин.;
точка 4 -координаты х = - 1273,40, у = -776,80; внутр. угол -149,29; мера длины от точки 3 до точки 4 - 0,83 м., дирекционный угол - 178 градусов 19 мин.;
точка 5 -координаты х = -1297,00, у = -789,80; внутр. угол -180,38; мера длины от точки 4 до точки 5 -26,94 м., дирекционный угол - 208 градусов 51 мин.;
точка6 -координаты х = -1302,63, у= -792,82; внутр. угол -90,47; мера длины от точки 5 до точки 6 - 39,38 м., дирекционный угол - 297 градусов 26 мин.".
Заслушав доклад судьи Тельных Г.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Никитин А.А. обратился в суд с иском к администрации города Липецка, управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области, в обосновании требований указал, что 01.02.2012 года обратился в управление имущественных и земельных отношений с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка площадью 892 кв.метра, расположенного на "адрес", приложив к заявлению схему расположения земельного участка. Управление имущественных и земельных отношений, основываясь на ответах департамента градостроительства и архитектуры гор. Липецка, администрации г. Липецка, отказало в предоставлении земельного участка, сославшись на то, что проектом планировки центральной части города Липецка размещение на испрашиваемом земельном участке административно-бытового корпуса с магазином не предусмотрено. Уточнив исковые требования, просил обязать ответчика управление имущественных и земельных отношении предоставить в аренду на срок 5 лет для строительства административно-бытового корпуса с магазином земельный участок ориентировочной площадью 892 кв.м. с периметром 133,34 метра, расположенный по адресу: "адрес" в ориентировочных границах, координаты которых указал в иске.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка.
В судебном заседании представитель истца Щуров А.В. исковые требования поддержал, ссылался на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика управления имущественных и земельных отношений Липецкой области Овчинникова О.С. иск не признала, полагала, что отказ в предоставлении земельного участка правомерен.
Представитель департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка Исаева Ю.И. заявленные исковые требования не признала. Пояснила, что испрашиваемый истцом земельный участок находится на территории многоэтажной многоквартирной застройки. В непосредственной близости от данного участка планируется строительство многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, предназначенными в том числе под магазины, поэтому отдельно стоящий административно-бытовой корпус с магазином в этом районе города проектом планировки он не предусмотрен.
Представитель ответчика администрации города Липецка в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик департамент градостроительств и архитектуры администрации г.Липецка просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителей ответчиков департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Липецка Исаеву Ю.И., управления имущественных и земельных отношений Липецкой области Овчинникову О.С., поддержавших жалобу, представителя истца Никитина А.А. по доверенности Щурова А.В., полагавшего решение суда правильным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии со ст. 31 Земельного кодека РФ: гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный ст. 29 Земельного кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны: назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты, (ч. 1 ст. 31 ЗК РФ).
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст. 29 Земельного кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, (ч. 2 ст. 31 ЗК РФ).
Согласно п.п. 8, 3 ст. 30 ЗК РФ, решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
Судом установлено, что Никитин А.А. 01.02.2012 года обратился в управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением о предоставлении ему земельного участка площадью 892 кв.м. по "адрес", под строительство административно-бытового корпуса с магазином с приложением схемы расположения земельного участка.
Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области, сославшись на письмо департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Липецка N Н-446 от 15.03.2012 года, отказало истцу в предоставлении земельного участка.
Удовлетворяя заявленные требования Никитина А.А., суд сослался на то, что испрашиваемый истцом земельный участок не планировался для размещения каких-либо объектов, свободен от застройки, никаких обременений на данный участок нет. Указав также, что рядом с этим участком в настоящее время (с правой стороны) располагается индивидуальный жилой "адрес", площадью 102,2 кв.метра, находящийся в общей долевой собственности нескольких физических лиц, и сделал вывод о том, что планируемое зонирование территории не исключает возможности использования участка для строительства отдельно стоящего административно-бытового корпуса с магазином.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
Согласно ст. 9 Градостроительного кодекса РФ установлено, что документы территориального планирования определяют назначение территории.
Согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (п.3, ч.2 данной статьи).
Градостроительные регламенты включаются в Правила землепользования и застройки (ч.2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ).
На территории города Липецка действуют Правила землепользования и застройки города Липецка, утвержденные решением Липецкого городского Совета депутатов от 29.06.2010 г. N 51. Правила включают в себя градостроительный регламент.
Согласно градостроительного регламента, испрашиваемый истцом земельный участок находится в зоне Ж-1 - зона фасадной застройки, основными видами разрешенного использования которой являются, в числе прочих, многоэтажные многоквартирные жилые дома (5-10 этажей и выше), торговые комплексы, магазины, административные здания.
Пунктом 3.1. Порядка распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа город Липецк Липецкой области, утвержденного постановлением администрации от 23.06.2008 года N 150, предусмотрено:
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в Управление имущественных и земельных отношений Липецкой области с заявлением о выборе земельного участка. В
заявлении должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Предоставление земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта не допускается в случаях, если в заявлении указывается место, предусмотренное градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки, для размещения иных объектов.
В соответствии с ч. 5 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
В силу ч. 1 ст. 42 данного Кодекса, подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Как следует из ч.1 ст.26 ГрК РФ, реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Согласно п.п.2, ч.3 ст.42 ГрК РФ основная часть проекта планировки территории включает в себя положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
На территории г.Липецка принят и действует проект планировки центральной части г.Липецка, утвержденный распоряжением администрации г.Липецка от 28.12.2009 года N 448-р.
Поскольку проект планировки не оспаривался, то его правильность и законность предметом судебной проверки не является. Проект был составлен исходя из расчетов технико-экономических показателей площади территории объектов социального и культурно-бытового обслуживания, процента застройки жилых зданий и объектов обслуживания, расчета придомовой территории исходя из этажности жилого дома, количества секций, квартир и других параметров строительства и т.д.
Исходя из Проекта планировки, чертежа к нему, расчетов технико-экономических показателей территории, испрашиваемый истцом участок находится на территории, на которой преимущественно размещается жилая многоэтажная застройка, образующая уличный фронт вдоль магистральных улиц общегородского значения, и примыкающая внутриквартальная территория на глубину не более 50 метров с каждой стороны. Обеспечение населения объектами административно бытового обслуживания и торговли в данном случае документацией по планировке территории предусмотрено за счет проектирования отдельно стоящих зданий указанного назначения или размещения таких объектов в качестве встроенно-пристроенных помещений многоквартирных домов.
Таким образом, следует вывод, что спорный земельный участок не может считаться свободным только из-за того, что на нем не указано расположение конкретных объектов капитального строительства, поскольку планирование разрабатывается с учетом не только непосредственного размещения объектов строительства (земельный участок под строениями), но и территорий, необходимых для их эксплуатации и обслуживания, спорный участок непосредственно примыкает к планируемым многоэтажным домам и предназначен для придомовой территории (благоустройства, озеленения, детских площадок, паковочных мест, подъездов, подходов).
Довод заявителя о том, что в месте планируемого размещения многоквартирного жилого дома располагается индивидуальный жилой "адрес", принадлежащий на праве собственности гражданам, не может быть принято во внимание, поскольку проектом планировки центральной части г.Липецка, было запланировано строительство многоквартирного жилого дома на данном земельном участке, для чего необходим определенный временной промежуток. Более того, расположенные далее по "адрес" индивидуальные жилые дома N, N N, N выкуплены юридическим лицом - ООО "Риэлторский центр "Стройград". Также в суд апелляционной инстанции были предоставлены предварительные договора купли-продажи части долей в жилом "адрес", заключенными между Власовой Н.В., Косенковым П.В., Косенковой Ю.В. и ООО "Риэлторский центр "Стройград".
Также следует отметить, что Проект планировки принят с учетом проведенных публичных слушаний, в установленном порядке какие-либо изменения в него не вносились.
Так как спорный земельный участок расположен на территории, предназначенной для возведения и обслуживания иного объекта, то у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения искового заявления Никитина А.А.
Поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и опровергаются представленными доказательствами, районный суд допустил существенное нарушение норм материального права, то судебная коллегия полагает решение суда в соответствии с п.2,3.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ отменить и постановить по делу новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия.
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суд г.Липецка от 26 июля 2012 года отменить, постановить новое решение, которым Никитин А.А. в удовлетворении иска о возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду отказать.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.