судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Захарова Н.И.
судей Орловой О.А. и Нагайцевой Л.А.
при секретаре Смольниковой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Комитета по социальной защите населения администрации Усманского района Липецкой области на решение Усманского районного суда Липецкой области от 27 сентября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Киселева ФИО10 удовлетворить: Признать незаконным отказ Комитета по социальной защите населения администрации Усманского района Липецкой области в назначении Киселеву ФИО10 государственного социального пособия от 19 июля 2012 года.
Обязать Комитет по социальной защите населения администрации Усманского района Липецкой области назначить и выплачивать Киселеву ФИО10 государственное социальное пособие с 01.07.2012 года по 30.09.2012 года.
Взыскать с Комитета по социальной защите населения администрации Усманского района Липецкой области в пользу Киселева ФИО10 расходы по уплате государственной пошлины в сумме "данные изъяты""
Заслушав доклад судьи Орловой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Киселев С.А. обратился в суд с иском к Комитету по социальной защите населения администрации Усманского района Липецкой области о признании неправомерным отказа в назначении государственной социальной помощи, обязании назначить и выплачивать государственную социальную помощь с 01.07.2012 г. В обоснование требований ссылался, что ответчик необоснованно отказал в назначении указанной выплаты, поскольку его доход является ниже величины прожиточного минимума, установленного в Липецкой области.
В судебном заседании Киселев С.А. поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика Комитета по социальной защите населения администрации Усманского района Липецкой области по доверенности Терновых Н.В. просила отказать в иске, ссылаясь, что истец не имеет права на получение данных мер социальной поддержки.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе ответчик Комитет по социальной защите населения администрации Усманского района Липецкой области просит отменить указанное решение, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Выслушав истца Киселева С.А., возражавшего против жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела следует, что Киселев С. А. проживает один в многоквартирном жилом доме по адресу: "адрес"; приусадебного земельного участка и подсобного хозяйства не имеет, нигде не работает, является инвалидом третьей группы бессрочно, с 18.06.2009 года по настоящее время зарегистрирован в ОКУ "Усманский районный ЦЗН" в качестве безработного.
Разрешая заявленные требования Киселева С.А., суд первой инстанции правильно руководствовался положениями Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", согласно статьи 7 которого, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
В соответствии со ст.1 Закона Липецкой области от 29 марта 2005 г. N 179-ОЗ "О государственной социальной помощи" право на государственную социальную помощь в виде социального пособия имеют малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане..., являющиеся гражданами Российской Федерации и проживающие на территории области, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в области.
Размер социального пособия малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам..., устанавливается в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или одиноко проживающего гражданина, но не более 300 рублей в месяц в расчете на одного человека (ст.2 Закона Липецкой области от 29 марта 2005 г. N 179-03).
Социальное пособие малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам... назначается на три месяца с месяца обращения (ст.3 Закона Липецкой области от 29 марта 2005 г. N 179-03).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период (ст. 15).
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи утвержден Постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. N 512.
Исходя из анализа указанных правовых норм, следует, что нуждаемость в государственной социальной помощи в виде социального пособия (малообеспеченность) определяется с учетом трех критериев в совокупности: 1) прожиточного минимума в субъекте РФ; 2) всех доходов и имущества лица; 3) причин нуждаемости, не зависящих от лица.
Действительно, действующее законодательство не содержит конкретного указания на то, какие причины минимального дохода гражданина можно признать независящими от него, то есть объективными.
К таким причинам следует относить объективные обстоятельства, наступление которых не зависит от лиц, обратившихся за государственной социальной помощью, оценка конкретных обстоятельств нуждаемости и обращения за помощью производится органом социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Удовлетворяя исковые требования истца Киселева С.А., суд первой инстанции правомерно признал незаконным отказ в назначении Киселеву С.А. государственного пособия, со ссылкой, на отсутствие дохода за три месяца, предшествующих обращению за назначением социального пособия, при условии, что истец является трудоспособным гражданином, но не работает, дохода в центре занятости населения в период с апреля по июнь 2012 г. не имеет и не улучшает свое материальное положение (ответ от 19.07.2012 г. N).
Из материалов дела следует, что Киселев С.А. зарегистрирован в ОКУ "Усманский районный ЦЗН" в качестве безработного с 18.06.2009 г., согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида, ему "данные изъяты".
Доказательств, свидетельствующих о том, что истцу были предложены указанные должности, от которых он отказался, а также иных сведений об уклонении истца от трудоустройства либо ином его недобросовестном поведении, суду не представлено. В период с апреля 2012 г. по 17.06.2012 г., Киселев С.А. не получал пособие в соответствии с пунктом 4 статьи 31 Закона РФ "О занятости населения в РФ". Личного подсобного хозяйства и приусадебного земельного участка истец не имеет, поскольку проживает в многоквартирном жилом доме.
Следовательно, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что Киселев С.А. по независящим от него причинам имеет среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума в сумме "данные изъяты", установленного в Липецкой области Постановлением Администрации Липецкой области от 10.07.2012 г. N 278, а потому имеет право на оказание ему государственной социальной помощи в виде социального пособия.
Доводы апелляционной жалобы по существу являются позицией стороны ответчика, изложенной в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Ссылка истца на невозможность рассмотрения апелляционной жалобы ответчика в связи с неуплатой ответчиком государственной пошлины при подаче жалобы судебная коллегия признает несостоятельной.
В соответствии с пунктом 1.1 Постановления главы администрации Усманского района Липецкой обл. от 19.05.2009 N 480 "Об утверждении Положения о комитете по социальной защите населения администрации Усманского района" Комитет по социальной защите населения администрации Усманского района является структурным подразделением администрации Усманского района, обеспечивающим реализацию политики Российской Федерации, Липецкой области и Усманского района в области социальной защиты граждан. Непосредственно осуществляет государственные полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, переданных органам местного самоуправления в соответствии с Законом Липецкой области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки и социальному обслуживанию населения", и координирует деятельность подведомственных муниципальных учреждений.
Следовательно, Комитет по социальной защите населения администрации Усманского района, как государственный орган, освобождается от уплаты государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на решение суда в силу положений подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия не входит в обсуждение вопроса о взыскании с ответчика государственной пошлины в пользу Киселева С.А. в сумме "данные изъяты", поскольку апелляционная жалоба не содержит доводов, оспаривающих решение суда в данной части, оснований выходить за пределы жалобы ответчика судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усманского районного суда Липецкой области от 27 сентября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика Комитета по социальной защите населения администрации Усманского района Липецкой области- без удовлетворения.
Председательствующий: ( подпись)
Судьи: ( подписи)
Верно: Судья:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.