Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Короленко В.А.,
при секретаре Маркиной И.П.,
с участием представителя истца Жмаева В.М. - Полыгаловой С.В., представителя ответчика администрации Златоустовского городского округа - Сосниной Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жмаев В.М. к администрации Златоустовского городского округа о признании распоряжения в части незаконным, восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Жмаев В.М. обратился в суд с иском к администрации Златоустовского городского округа (далее - "администрация ЗГО"), в котором просил признать незаконным п.п. 9 п. 1 распоряжения главы Златоустовского городского округа от 30.04.2008 г. N 724-р "О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях" и обязать ответчика восстановить на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В обоснование иска Жмаев В.М. сослался на то, что в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в конце 2004 года он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Распоряжением главы администрации ЗГО от 30.04.2008 г. N 724-р "О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях" он был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Однако заявление о снятии с учета он не писал; на момент вынесения оспариваемого распоряжения имел все основания для признания нуждающимся в жилых помещениях; с места жительства в другое муниципальное образование не выезжал; бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения от органов государственной власти или органа местного самоуправления в установленном порядке не получал; земельный участок для строительства жилого дома от органа государственной власти или органа местного самоуправления в установленном порядке не получал; в документах, предоставленных ответчику для постановки на учет, не соответствующих действительности сведений не указывал.
Истец Жмаев В.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Письменно указал, что в марте 2012 года сгорел его дом, расположенный по адресу: "адрес", право пользования другим жилым помещением он не имеет.
Представитель истца Жмаев В.М. Полыгалова С.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), в судебном заседании просила требования истца удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что Жмаев В.М. является инвалидом в связи с наличием заболевания, связанного с радиационным воздействием на Чернобыльской АЭС, на этом основании ему обязаны предоставить жилье. В оспариваемом распоряжении главы ЗГО указано, что истец принят на очередь в список инвалидов и лиц, имеющих заболевание, связанное с радиационным воздействием на Чернобыльской АЭС. Эти основания не утрачены. Жмаев В.М. был принят на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и поэтому ссылается в исковом заявлении на действующую в то время редакцию Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Предусмотренный законом срок для подачи искового заявления пропущен Жмаев В.М. по уважительной причине, о нарушении права на получение жилья ему стало известно в марте 2012 года. С этого момента он длительное время находился на стационарном лечении и обращался в различные инстанции, в том числе и в прокуратуру. Ему не было известно о необходимости обращения сразу в суд.
Представитель ответчика администрации ЗГО Соснина Т.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ N (л.д. 108-110), в судебном заседании с исковыми требованиями Жмаев В.М. не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве на иск (л.д. 62-65). Считает оспариваемое распоряжение законным, поскольку на момент его вынесения у истца не имелось оснований стоять на учете.
Заслушав представителей истца и ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление Жмаев В.М. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 (ч. 1), ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
ДД.ММ.ГГГГ Жмаев В.М. обратился к главе администрации ЗГО с заявлением о постановке на очередь для получения благоустроенного жилья. Заявитель указал, что является инвалидом 2-й группы, перенесшим лучевую болезнь, связанную с радиацией на Чернобыльской АЭС, его семья состоит из двух человек: его и жены ФИО5 (л.д. 41). Инвалидность Жмаев В.М. ввиду перенесенной лучевой болезни подтверждается справкой МСЭ и удостоверением (56-58).
По данным Златоустовского отделения Челябинского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация" от ДД.ММ.ГГГГ Жмаев В.М. на момент выдачи справки являлся собственником жилого "адрес" общей площадью "данные изъяты" кв.м., расположенного по "адрес" в "адрес", на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, супруга истца ФИО5 собственником жилья в "адрес" не числилась (л.д. 38, 42). По данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ износ дома составлял 65% (л.д. 52).
На основании распоряжения главы ЗГО N 28-р от 13.01.2005 г. "О рассмотрении заявлений граждан по жилищным вопросам" Жмаев В.М., 1949 года рождения, проживающий по адресу: "адрес" (дом имеет 65% износа), инвали "адрес"-й группы (заболевание связано с радиационным воздействием на ЧАЭС), признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на очередь в список инвалидов и лиц, имеющих заболевания, связанные с радиационным воздействием на ЧАЭС, нуждающихся в улучшении жилищных условий (удостоверение: серия "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ). Состав семьи - два человека (л.д. 111).
В материалах дела имеется справка МУ "Центр социальной защиты" г. Златоуста N от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Жмаев В.М., проживающему по адресу: "адрес", о том, что распоряжением главы администрации города от ДД.ММ.ГГГГ N он принят на очередь для получения жилья по льготному списку инвалидов ЧАЭС за N с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55).
В ответ на обращение Жмаев В.М. в Управление социальной защиты населения ЗГО ДД.ММ.ГГГГ ему дан ответ N о том, что вопросы постановки на учет и формирование списка на обеспечение жильем, в том числе граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на ПО "Маяк" и приравненных к ним лиц, находятся в компетенции администрации ЗГО. На запрос УСЗН ЗГО о разъяснении условий постановки таких граждан на учет администрацией ЗГО дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ N о том, что список граждан - участников подпрограммы "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", состоящих на учете в Златоустовском городском округе, формируется в хронологической последовательности по дате постановки граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях (в соответствии с п. 12 Правил обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условии граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС?", утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 г. N 866). Инвалиды вследствие катастрофы на ЧАЭС, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, не обладают правом на внеочередное предоставление жилья. Учитывая изложенное, а также указание министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, изложенные в письме от ДД.ММ.ГГГГ Nа, был сформирован список граждан - участников подпрограммы в той же хронологической последовательности, в какой граждане (получатели субсидий) были поставлены на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений. Жмаев В.М. состоит в данном списке под N 47 (л.д. 71).
Жмаев В.М., полагая, что имеет право на внеочередное предоставление жилья и, поэтому не может быть в списке под N 47, обратился в суд с иском к администрации ЗГО, УСЗН ЗГО, МУ "Центр социальной защиты населения" о выделении ему и его семье благоустроенного жилья. Решением Златоустовского городского суда от 16.02.2006 г. в удовлетворении иска было отказано, нарушений прав истца не установлено. Указанное решение вступило в законную силу 28.04.2006 г. на основании определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда (л.д. 86-89, 114).
Согласно представленным суду доказательствам, исковому заявлению и пояснениям истца дом, расположенный по адресу: "адрес", в котором проживал Жмаев В.М., ФИО5 (жена), ФИО6 (сын) и ФИО7, 2008 года рождения (внук), сгорел ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время он не пригоден для проживания (л.д. 11-12, 17-19, 21-22).
Из текста искового заявления и пояснений представителя истца следует, что при обращении в администрацию ЗГО с вопросом предоставления жилья в марте 2012 года Жмаев В.М. стало известно о том, что в 2008 году он был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях. Считает снятие с учета незаконным, просит восстановить его на учете нуждающихся в жилых помещениях, поскольку основания, дающие право на получение жилья, им утрачены не были.
В материалах дела имеется протокол заседания комиссии по реализации целевой программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на территории Златоустовского городского округа Челябинской области на 2006-2010 годы" N от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что Жмаев В.М. состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ как участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Имеет дом на праве собственности общей площадью 41,8 кв.м., где зарегистрированы 3 человека. По данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ дом имеет 65% износа. Документы, необходимые для получения сертификата, Жмаев В.М. предоставить отказался, мотивируя это тем, что не согласен с тем условием, что сертификат выдается только в том случае, если он и члены его семьи предоставят обязательство о безвозмездной передаче имеющегося дома в муниципальную собственность. Комиссией принято решение снять Жмаев В.М. с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (л.д. 35).
Распоряжением администрации Златоустовского городского округа от 30.04.2008 г. N 724-р "О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях" (п.п. 9 п. 1) на основании ч. 1 ст. 56 ЖК РФ Жмаев В.М., 1949 года рождения, снят с учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д. 33).
Указанное распоряжение (п.п. 9 п. 1) суд полагает законным и обоснованным, не нарушающим права истца на предоставление жилого помещения.
Федеральный закон от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (п. 2 ст. 14, п. 1 ст. 15, п. 7 ст. 17) (в редакции до 01.01.2005 г.) гарантировал гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 этого Закона, одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев со дня подачи заявления при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий либо проживания в коммунальных квартирах.
Закон РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действующей с 01.01.2005 г.) гарантирует гражданам, указанным в пунктах 1, 2 и 3 ч. 1 ст. 13 этого Закона, обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 г., жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ.
Правительство РФ, реализуя предоставленные ему полномочия, приняло постановление от 29.12.2004 г. N 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц". Данным постановлением утверждены соответствующие Правила, устанавливающие единый порядок предоставления субсидии на приобретение жилья путем выдачи государственного жилищного сертификата всем гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. и имеющим право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии, в том числе с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Пунктом 3 постановления функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению указанных субсидий, были возложены на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" утверждены изменения, которые вносятся в названную федеральную целевую программу (п. 1), установлено, что мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренные входившими в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы на первом этапе ее реализации подпрограммами (в том числе подпрограммой "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф"), осуществляются на втором этапе реализации указанной Программы в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" (п. 2); постановление Правительства РФ от 16.10.2002 г. N 760 признано утратившим силу с 01.01.2006 г. (п. 7).
В п. 4 абз. 8 раздела II новой Подпрограммы определены имеющие право на получение субсидий участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате аварий, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. В их состав из числа лиц, имеющих право на обеспечение жильем на основании статей 14 и 15 Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1, включены граждане, участвовавшие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
До июня 2011 года Федеральный закон от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантировал обеспечение жилищными сертификатами граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 г. Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 г. N 17-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А.В. Жестикова и П.У. Мягчило" положения п. 2 ч. 1 ст. 14 и п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 19 (ч. 2), 40, 42 и 55 (ч. 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 01.01.2005 г., так и после этой даты.
Федеральным законом от 04.06.2011 г. N 130-ФЗ "О внесении изменений в статьи 14 и 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" пункт 2 части первой статьи 14 Закона изложен в следующей редакции:
"2) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз;".
Пункт 1 части первой статьи 15 Закона изложен в следующей редакции:
"1) обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз;".
Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. N 1050, также является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии со ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в период с 01.01.1984 г. до 01.01.2005 г., то есть на момент постановки истца на учет, нуждающимися в улучшении жилищных условий признавались граждане, в том числе имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов (п. 1); проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям (п. 2).
В силу ст. 51 ЖК РФ, введенного в действие с 01.01.2005 г., гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (п. 2), проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п. 3).
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01.03.2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1,3-6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (п. 2 ст. 56 ЖК РФ).
Как установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривается сторонами, Жмаев В.М. достроил дом, расположенный по адресу: "адрес", на момент вынесения оспариваемого распоряжения проживал и был зарегистрирован в нем с женой и сыном, общая площадь дома составляла 94 кв.м.
Данные обстоятельства подтверждаются выпиской N из Единого государственного реестра объектов капитального строительства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), справкой Златоустовского отделения Челябинского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной по данным технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20), распоряжением главы г. Златоуста от ДД.ММ.ГГГГ N-р "Об утверждении материалов инвентаризации домовладений" (л.д. 23), техническим паспортом на жилой дом индивидуального жилищного фонда, составленным на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-28).
Решением Златоустовского городского Собрания депутатов
от 10.03.2005 г. N 1029 "Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площади жилых помещений", в редакции решения Златоустовского городского Собрания депутатов от 08.11.2006 г. N 73-ЗГО, действовавшей на момент снятия истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, учетная норму площади жилого помещения была утверждена в следующих размерах:
1) 9 квадратных метров общей площади жилого помещения на 1 человека для граждан, проживающих в отдельных квартирах;
2) 6 квадратных метров площади занимаемого жилого помещения на 1 человека для граждан, проживающих в коммунальных квартирах.
Учитывая, что на момент вынесения оспариваемого распоряжения в "адрес", расположенном по "адрес" в "адрес", проживали и были зарегистрированы 3 человека, на каждого из них приходилось более учетной нормы площади жилого помещения, исходя из расчета: 94 кв.м. : 3 чел. = 31,33 кв.м.
Таким образом, основания, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, Жмаев В.М. на ДД.ММ.ГГГГ были утрачены.
Доказательства того, что "адрес" в "адрес" на момент снятия Жмаев В.М. с учета нуждающихся в жилых помещениях, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, не отвечал установленным санитарным и техническим требованиям, суду не представлено.
В соответствии с п.п. "ж" п. 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. N 153, для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет наряду с другими документам обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), - в случаях, указанных в подпунктах "б" п. 16.1 Правил (гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения) и "в" п. 16.1 Правил (гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность).
Как установлено в ходе рассмотрения дела, Жмаев В.М. отказался от предоставления обязательства о сдаче или о безвозмездном отчуждении находящегося в его собственности жилого помещения, о чем был составлен соответствующий акт (л.д. 25, 34-36).
С учетом совокупности представленных доказательств оснований для признания п.п. 9 п. 1 распоряжения главы Златоустовского городского округа от 30.04.2008 г. N 724-р "О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях" незаконным и нарушающим права истца на предоставление жилого помещения не имеется. Как следствие, истец не подлежит восстановлению на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Изложенные в отзыве на иск доводы ответчика о том, что Жмаев В.М. был принят на учет нуждающихся в жилых помещений, не имея предусмотренных законом оснований (износа дома более 65%, площади дома менее учетной нормы), в частности нуждаемости, не имеют правового значения при рассмотрении данного спора, поскольку распоряжение главы ЗГО N 28-р от 13.01.2005 г. "О рассмотрении заявлений граждан по жилищным вопросам", которым истец был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на очередь в список инвалидов и лиц, имеющих заболевания, связанные с радиационным воздействием на ЧАЭС, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не отменено, никем не оспаривалось и не оспаривается в настоящем судебном процессе.
В силу п. 3 ст. 11 ЖК РФ способами защиты жилищных прав являются - восстановление положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения; признание судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу.
Статьей 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено право гражданина обратиться в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В силу п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при подготовке дела к судебному разбирательству надлежит учитывать, что к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения данной категории дел, в частности, относятся: соблюдение срока обращения с заявлением в суд; законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия).
В соответствии с п. 24 указанного Постановления судам необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности.
Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.
Оспариваемое распоряжение принято главой администрации ЗГО 30.04.2008 г. (л.д. 33). Представитель ответчика администрации ЗГО Соснина Т.В. пояснила, что указанное распоряжение было направлено в адрес Жмаев В.М. простым почтовым отправлением, однако письменных доказательств в подтверждение своих доводов не представила.
Как следует из пояснений заявителя, о нарушении своих прав он узнал после обращения в администрацию ЗГО в марте 2012 года с требованием о предоставлении жилого помещения ввиду повреждения его жилого помещения в результате пожара.
Самое раннее извещение Жмаев В.М. администрацией ЗГО о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещения на основании распоряжения главы ЗГО от 30.04.2008 г. N 724-р датировано 06.04.2012 г. (л.д. 76).
Из материалов дела (л.д. 69) следует, что истец узнал о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, получив на руки выписку из обжалуемого распоряжения в отделе жилищной политики администрации ЗГО, в период с 11 марта по 19 марта 2012 года.
При таких обстоятельствах срок обращения с заявлением в суд следует исчислять с указанной даты - с 20.03.2012 г.
Жмаев В.М. обратился в суд с настоящим иском 04.09.2012 г. (л.д. N), то есть, пропустив установленный законом срок обжалования распоряжения главы ЗГО от 30.04.2008 г. N 724-р.
Представитель ответчика Соснина Т.В. просит применить последствия пропуска предусмотренного законом процессуального срока - отказать в удовлетворении иска.
Согласно ч. 1 ст. 112 ГПК РФ лицам, пропустившим установленный федеральным законом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Истец указал на то, что срок пропустил по уважительной причине, так как в результате пожара в доме, переписки с органами власти его состояние здоровья ухудшилось, он обращался за медицинской помощью, находился на стационарном лечении в период с 19 по 30 июля 2012 года (л.д. 69-70, 95).
Учитывая наличие инвалидности у истца (2-я группа), предоставленные письменные доказательства о состоянии здоровья (л.д. 83-85, 96, 97), пропущенный срок для обращения в суд следует восстановить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В иске Жмаеву В.М. к администрации Златоустовского городского округа о признании подпункта 9 пункта 1 распоряжения главы Златоустовского городского округа от 30 апреля 2008 года N 724-р о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях незаконным, восстановлении на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца через суд, вынесший решение.
Председательствующий: Короленко В.А.
Решение не вступило в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.