Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Лащ С.И.,
судей Цуркан Л.С., Сидорова П.А.,
при секретаре Гаврилове С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 октября 2012 года апелляционную жалобу ФИО11 на решение Электростальского городского суда Московской области от 27 июня 2012 года по делу по иску ФИО10 к ГУ УПФ РФ N 19 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью,
заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,
объяснения представителей истца и ответчика,
УСТАНОВИЛА:
ФИО12 обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ N 19 по г. Москве и Московской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
В обоснование своих требований указала, что 06.07.2009 г. она обратилась в ГУ-УПФ РФ N 19 по г. Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Однако, в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано, поскольку продолжительность специального стажа ее работы составляет 23 года 08 месяцев 21 день.
С отказом в назначении досрочной трудовой пенсии она не согласна и просила обязать ГУ-УПФ РФ N 19 по г. Москве и Московской области зачесть в стаж, дающей право на досрочную трудовую пенсию период работы в должности инструктора-методиста по ЛФК физиотерапевтического отделения поликлиники "данные изъяты" с 01.10.1980 года по 17.07.1981 года; периоды отпуска по уходу за ребенком с 29.11.1988 года по 04.10.1989 года и с 16.10.1989 года по 31.10.1989 года; период нахождения на курсах повышения квалификации с 15.05.2006 года по 16.06.2006 года; период военной службы в должности медсестры палатной гастроэнтерологического отделения "данные изъяты" с 26.05.1998 года по 30.09.2002 года - как один год и 3 месяца за один год работы, и назначить с 06 июля 2009 года досрочную трудовую пенсию.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ-УПФ РФ N 19 по г. Москве и Московской области просил в иске отказать, требований истца не признал.
Решением суда от 27.06.2012 года исковые требования были удовлетворены частично.
Не согласившись с постановленным решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа во включении в медицинский стаж ФИО13 периода военной службы в должности медсестры "данные изъяты" с 26.05.1998 года по 30.09.2002 года и отказа в обязании назначения ей досрочной трудовой пенсии и постановить новое решение о включении в медицинский стаж истицы указного периода военной службы в должности медсестры с 26.05.1998 года по 30.09.2002 года и назначении ей досрочной пенсии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы в обжалуемой части, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, в соответствии с Протоколом N 32 от 14.08.2009 года ответчиком зачтено в специальный стаж ФИО14 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, 23 года 08 месяцев 21 день.
В специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи лечебной деятельностью ответчиком не были засчитаны периоды:
с 01.10.1980 года по 17.07.1981 года - в должности инструктора-методиста по ЛФК физиотерапевтического отделения поликлиники "данные изъяты",
с 26.05.1998 года по 30.09.2002 года - военной службы в должности медсестры палатной гастроэнтерологического отделения "данные изъяты"
с 07.02.1980 года по 01.05.1980 года, с 29.11.1988 года по 04.10.1989 года и с 16.10.1989 года по 31.10.1989 года - периоды нахождения в отпуске по уходу за детьми до полутора лет,
кроме того, период нахождения истца на курсах повышения квалификации с 15.05.2006 года и 16.06.2006 года.
Решением суда периоды с 01.10.1980 года по 17.07.1981 года, с 07.02.1980 года по 01.05.1980 года, с 29.11.1988 года по 04.10.1989 года и с 16.10.1989 года по 31.10.1989 года и с 15.05.2006 года и 16.06.2006 года были включены в специальный стаж истицы в календарном исчислении в апелляционном порядке решение в данной части сторонами не оспаривалось.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии специального стажа у истицы недостаточно, поскольку период военной службы истицы с 26.05.1998 года по 30.09.2002 года в должности медсестры палатной гастроэнтерологического отделения "данные изъяты" включению в специальный стаж не подлежит, так как военная служба является особым видом государственной службы, а правовое положение военнослужащих определяется специальным законом, а их пенсионное обеспечение осуществляется на основании Закона РФ от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда и находит его основанным на неправильном применении норм действующего законодательства.
Федеральным законом от 04 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" (вступившим в силу 17 июня 2011 г.) урегулирован порядок включения в стаж работы по специальности отдельных периодов прохождения военной службы по контракту.
В соответствии со ст. 1 настоящего Закона гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу.. . или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается трудовая пенсия по старости (в том числе досрочная) или трудовая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЭ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал".
Таким образом, в целях назначения пенсии время военной службы приравнивается в данном случае к трудовой деятельности. Условия и порядок зачета времени военной службы определяются Федеральным законом N 173-Ф3.
Данная правовая норма содержит прямое указания на ее применение в сфере возникновения и реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии, включая специальные аспекты пенсионного законодательства по досрочному назначению и исчислению пенсий отдельным категориям лиц, перечисленным в ст. 27 Федерального закона N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Поскольку, как следует из материалов дела, с 26.05.1998 года по 30.09.2002 года страховые взносы за истицу работодателем (Главным военным клиническим госпиталем "данные изъяты" не уплачивались, а с военной службы она была уволена 30.09.2002 года, не приобретя права на военную пенсию за выслугу лет, то все перечисленные в ст. 1 Закона условия в отношении её выполнены. В настоящее время обязанность перечисления в Пенсионный фонд РФ средств на индивидуальный лицевой счет ФИО15. возложена на федеральный бюджет. Следовательно, указанный период военной службы должен быть включен в её специальный медицинский стаж для назначения досрочной пенсии.
Таким образом, время контрактной службы истицы должно включаться в её медицинский стаж при соблюдении установленных в постановлениях от 22 сентября 1999 года N 1066 и 29 октября 2002 года N 781 особенностей по соответствию должностей и территориальных особенностей дислокации мест её работы.
"данные изъяты" входил в п. 1 списка санитарно-эпидемиологических учреждений, утв. Постановлением Совета Министров от 6 сентября 1991 года N 464, был прямо поименован в п. 5 Списка учреждений, работа в которых засчитывалась в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и входит в состав п. 6 аналогичного списка, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781. Во все упомянутые списки входит и должность медсестры.
Военная служба ФИО16. делится на два периода, отличающихся по механизму зачета их Пенсионным фондом в специальный стаж для назначения досрочной пенсии ("по выслуге лет"): с 26 мая 1998 года по 31 октября 1999 года включительно и с 01 ноября 1999 года по 30 сентября 2002 года включительно.
Период военной службы ФИО17 в должности медсестры палатной гастроэнтерологического отделения "данные изъяты" с 26 мая 1998 г. но 31 октября 1999 г. включительно подпадает под регулирование Постановления Совета Министров от 6 сентября 1991 года N 464 (действовавшего по 31 октября 1999 г. включительно). В абзаце 4 п. 2 указанного Постановления было предусмотрено, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов. Поэтому период военной службы ФИО18 с 26 мая 1998 г. но 31 октября 1999 г. включительно должен был быть зачтен в стаж истицы в безусловном порядке, причем в силу нахождения "данные изъяты" в сельской местности (поселке городского типа) - л.л.д. 22-23 - этот период в соответствии с абзацем 2 п. 2 упомянутого Постановления должен быть зачтен как один год и 3 месяца стажа за один год работы. Это обусловлено тем, что положения абзаца 2 п. 2 распространяются на всех без исключения медицинских работников, работавших в сельской местности, включая и перечисленных в абзаце 2 п. 4 медработников, служивших по специальности в составе Вооруженных Сил СССР. В данном случае медработники - военнослужащие подпадают под регулирование общей нормы - абз. 2 п. 4 упомянутого Постановления, а проходившие службу в сельской местности (поселке городского типа) - дополнительно под регулирование специальной нормы - абз. 2 п. 2. Никаких изъятий в применении этой специальной нормы для военнослужащих не имеется.
Порядок льготного исчисления периодов медицинской деятельности в сельской местности как один год и 3 месяца стажа за один год работы также предусмотрены п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и содержится в подпункте "а" п. 5 аналогичных Правил. утв. Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства влечет ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, период работы истицы с 26 мая 1998 года по 31 октября 1999 года включительно подлежит включению в льготном исчислении.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в Определении от 5 ноября 2002 года N 320-0, согласно которой выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм период военной службы ФИО19 в должности медсестры палатной гастроэнтерологического отделения ГУ "данные изъяты" с 26 мая 1998 года по 31 октября 1999 года подлежит включению в специальный стаж с учетом льготного исчисления как 1 год 3 месяца стажа за 1 год работы (01 год 09 месяцев 16 дней).
Что касается второго периода военной службы ФИО20 с 01 ноября 1999 года но 30 сентября 2002 года, то до 17 июня 2011 года правоприменительная практика шла по пути исключения периодов военной службы по контракту из стажа для назначения трудовой пенсии. Основанием для этого явилось принятие федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ (которым регулировалось и государственное пенсионное страхование), в соответствии с которым правоприменитель считал, что из-за отсутствия поступлений на индивидуальный лицевой счет застрахованных лиц (неуплаты страховых взносов) периоды военной службы не являются периодами трудовой деятельности. (В соответствии с положениями п. п. 2, 5 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 года N 407), расчетный пенсионный капитал является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии и формируется из общей суммы страховых взносов и иных поступлений на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ, а также пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до 1 января 2002 года).
Поскольку местом дислокации "данные изъяты" являлся п. Никольско - Архангельское Балашихинского района Московской области "адрес"), то до 10.06.2003 года госпиталь территориально относился к сельской местности (поселкам городского типа, рабочим поселкам), то в соответствии с п. 2 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 ггода N 1066 и подпунктом а) п. 5 аналогичных Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, для медперсонала действует исключение, которым календарное исчисление стажа заменяется кратным (один год и 3 месяца стажа за один год работы).
Следовательно, период с 01.11.1999 года по 30.09.2002 года также подлежит включению в специальный стаж ФИО21 как один год и 3 месяца за один год работы.
Кратное исчисление периодов работы лиц, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, есть специальная норма, установленная легально и действующая по настоящее время.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, в действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших медицинскую деятельность, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, а также профиля учреждения, в котором осуществляется их трудовая деятельность, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 октября 2008 года N 792-0-0, от 20 ноября 2008 года N 869-0- О и от 15 июля 2010 годаN 1012-0-0).
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (абзац первый пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило названный Список, который конкретизирует применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия "медицинская деятельность" и "лечебные учреждения", обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.
Определение же того, какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связано с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и его условий, вида и профиля соответствующего учреждения.
Как неоднократно указывал Конституционный суд (в частности, в определении от 05 ноября 2002 года N 320 и др.), в сложном составе юридических фактов, на основе которых возникают правоотношения по пенсионному обеспечению медработников и реализуется их право на пенсию в связи с особыми условиями труда, специальный трудовой стаж является базовым юридическим фактом, т.е. фактом правонаделительным (таким же, как факт инвалидности или факт потери кормильца), тогда как общий страховой стаж выступает здесь в качестве юридически значимой предпосылки, позволяющей реализовать уже имеющееся у гражданина право на трудовую пенсию по старости.
С учетом указанного периода и засчитанных периодов специальный стаж истицы как лица, осуществлявшего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, с учетом его льготного исчисления (1 год за 1 год 3 месяца за периоды её работы медсестрой "данные изъяты"), на 01 мая 2009 года составляет 30 лет.
Таким образом, требование Зацепиной О.М. об обязании назначения ей досрочной пенсии с момента обращения 06 июля 2009 года является законным и обоснованным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Электростальского городского суда Московской области от 27 июня 2012 года - в обжалованной части - в части отказа во включении в медицинский специальный стаж ФИО22. периода военной службы в должности медицинской сестры "данные изъяты" с 26.05.1998 года по 30.09.2002 года и отказа в назначении досрочной трудовой пенсии - отменить, в отмененной части постановить новое решение, которым обязать ГУ УПФ РФ N 19 по г. Москве и Московской области включить ФИО24 в специальный стаж, в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца за один год работы, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости период военной службы в должности медицинской сестры "данные изъяты" с 26.05.1998 года по 30.09.2002 года и назначить досрочную трудовую пенсию с 06 июля 2009 года.
Апелляционную жалобу ФИО23 - удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.