Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Терещенко А.А.,
при секретаре Трушкине Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 23 октября 2012 года апелляционную жалобу Дарчук Т.А. на решение Можайского городского суда Московской области от 03 августа 2012 года по делу по заявлению Можайского городского прокурора в интересах Российской Федерации в лице Министерства культуры Российской Федерации о признании постановления исполняющего обязанности Главы сельского поселения Бородинское Можайского муниципального района Московской области об изменении вида разрешенного использования земельного участка незаконным.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителей ФФГБУ "ФКП Росреестра" по Московской области - Нестерова И.М., Носкова М.Ю., представителя Минкультуры РФ - Сафоновой Н.Е., прокурора Тришиной В.В.,
УСТАНОВИЛА:
Можайский городской прокурор Московской области обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации в лице Министерства культуры Российской Федерации о признании незаконным и отмене постановления и.о. главы сельского поселения Бородинское Можайского муниципального района Московской области от 26.01.2012 N 18-П "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 252446 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"".
В обоснование заявленных требований указал, что изменение вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка - с "для сельскохозяйственного производства" на "под дачное строительство" могло быть произведено только с одновременным изменением категории земли, чего сделано не было. Кроме того, спорный земельный участок входит в охранную зону Федерального бюджетного учреждения культуры "Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник", который относится к особо ценным объектам культурного наследия. Тем не менее, при организации публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:18:0030206:0077 и.о. главы с/п Бородинское не затребовал необходимую информацию ни из Минкультуры РФ, ни от музея-заповедника. По мнению прокурора, изменение вида разрешенного использования земельного участка приведет к неконтролируемой застройке территории музея-заповедника.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления.
Министерство культуры РФ в адресованном суду заявлении просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, требования прокурора поддержало в полном объеме.
Представители Администрации с/п Бородинское и Администрации Можайского муниципального района МО в судебное заседание не явились.
Представитель ФГУК "Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник" в судебном заседании заявление прокурора поддержал.
Представитель заинтересованного лица Дарчук Т.А. возражал против удовлетворения заявления прокурора, полагая его необоснованным по мотивам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 163-172).
Заинтересованное лицо Евстратова Т.В. в судебное заседание не явилась.
Решением Можайского городского суда Московской области от 03 августа 2012 года заявление Можайского городского прокурора удовлетворено: постановление и.о. главы сельского поселения Бородинское от 26.01.2012 N 18-П "Об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 252446 кв.м с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"" признано незаконным и отменено.
Не согласившись с данным решением, Дарчук Т.А. обжалует его в апелляционном порядке, просит отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, что Дарчук Т.А. и Евстратовой Т.В. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым N N общей площадью 252446 кв.м, расположенный по адресу: "адрес".
По результатам проведенных публичных слушаний постановлением и.о. главы с/п Бородинское от 26.01.2012 N 18-П был изменен вид разрешенного использования вышеуказанного земельного участка - с "для сельскохозяйственного производства" на "под дачное строительство".
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно руководствовался ст. 37 Градостроительного кодекса РФ, в силу которой изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" (вплоть до принятия в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 31.12.2012), решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
По результатам разрешения возникшего спора суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при принятии оспариваемого постановления был нарушен Порядок организации публичных слушаний на территории с\п Бородинское Можайского муниципального района, утвержденный решением Совета депутатов с\п Бородинское от 19.02.2010 N 16\5: согласно п. 6.5.3 названного Порядка глава сельского поселения в ходе подготовки к проведению публичных слушаний запрашивает у заинтересованных органов и организаций в письменном виде необходимую информацию, материалы и документы по вопросу, выносимому на слушания, однако запросы (сообщения) относительно предполагаемого изменения вида разрешенного использования спорного земельного участка в адрес Минкультуры России и Бородинского музея-заповедника не направлялись.
Кроме того, суд установил, что в соответствии с Постановлениями Совмина РСФСР от 30.08.1960 N 1327 и N 683 от 31.05.1961, Указом Президента РФ N 176 от 20.02.1995, а также на основании Федерального закона от 25.06.2002 N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" (далее - ФЗ РФ N 73-ФЗ) Бородинский музей-заповедник является памятником культурного наследия федерального значения.
В соответствии со ст. 99 Земельного кодекса РФ к землям историко-культурного назначения относятся, в числе прочего, земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры). Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются. В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия. В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель. Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры.
Одновременно согласно положениям ст. 34 Федерального закона N 73-Ф3 в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
При этом охранной зоной является территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
В соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.03.2008 N 315, в охранной зоне устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Решением Малого Совета Мособлсовета от 27.05.1992 N 6/11 в целях сохранения и использования Бородинского поля как уникального памятника истории и культуры России были утверждены границы территории Государственного Бородинского военно-исторического музея-заповедника, территории охранной зоны, а также режимы их содержания; установлено, что земли в границах Бородинского музея являются особо охраняемой территорией.
В приложении N 3 к вышеуказанному Решению содержится описание границ охранной зоны Бородинского музея-заповедника. Представленная в материалы дела схема зон охраны музея, составленная в соответствии с вышеназванным Решением, подтверждает, что деревня Романцево и прилегающая к ней территория, в том числе спорный земельный участок, входят в охранную зону музея-заповедника.
Согласно Решению от 27.05.1992 N 6/11 на территории музея- заповедника запрещается: любая деятельность, наносящая ущерб, порчу или искажение отдельным памятникам, расположенным на территории, зонам отчуждения и охранным знакам; строительство новых населенных пунктов, дачных поселков и поселков коллективного садоводства; строительство жилых и производственных зданий и сооружений любого рода, занятие организациями и лицами любых зданий или помещений в зданиях, принадлежащих музею, и земель на территории заповедника, а также передача их в аренду без согласования с администрацией музея-заповедника.
Режим содержания территории охранной зоны Бородинского музея-заповедника устанавливает, что на территории охранной зоны подлежат согласованию с администрацией музея-заповедника и Минкультуры и туризма РФ проекты планировки и застройки населенных пунктов, объектов отдыха и туризма, существующих и вновь создаваемых населенных пунктов, размещение садоводческих и дачных поселков.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что изменение вида разрешенного использования спорного земельного участка, находящегося в охранной зоне Бородинского музея-заповедника, - с "для сельскохозяйственного производства" на "под дачное строительство", предусматривающего возможность строительства без какого-либо разрешения и согласования, произведено в нарушение требований действующего законодательства.
Решение суда об удовлетворении заявленных прокурором требований основано на материалах дела и не противоречит положениям законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы Дарчук Т.А. аналогичны доводам, приводившимся в возражениях на заявление прокурора, были предметом исследования суда первой инстанции и не опровергают правомерность обжалуемого судебного постановления, поскольку направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и собранных доказательств.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Можайского городского суда Московской области от 03 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Дарчук Т.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.