Решение Копейского городского суда Челябинской области по делу N 2-863/11
(Извлечение)
Копейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Малеевой Т.Е.
с участием прокурора Позднякова А.В. представителя Собрания депутатов Копейского городского округа
Курочкиной С.Ф.
при секретаре Тажиевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Копейска Челябинской области о признании не соответствующим законодательству Решения Собрания депутатов Копейского городского округа НОМЕР от ДАТА "О регламенте Собрания депутатов Копейского городского округа" Челябинской области по форме его принятия и порядку вступления в силу, и не действующим со дня его принятия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Копейска обратился в суд с заявлением о признании не соответствующим законодательству Решения Собрания депутатов Копейского городского округа НОМЕР от ДАТА "О регламенте Собрания депутатов Копейского городского округа" по форме его принятия и порядку вступления в силу и не действующим со дня его принятия.
В обоснование заявления ссылается, что решением Собрания депутатов Копейского городского округа НОМЕР от ДАТА утвержден "Регламент Собрания депутатов Копейского городского округа" Челябинской области. Указанное решение оформлено в виде ненормативного правового акта, подписанного председателем Собрания депутатов.
Решение принято в целях обеспечения организации деятельности представительного органа местного самоуправления- Собрания депутатов. Им регулируются вопросы структурной организации представительного органа, формирования повестки дня собрания депутатов, организации и порядка проведения заседаний, правила голосования депутатов, организации и порядка проведения заседаний, правила голосования депутатов, виды правовых и иных актов и особенности их принятия, порядок ведения протокола заседания, организация депутатской деятельности, участие населения в решении вопросов местного значения, вопросы обеспечения деятельности Собрания депутатов, контроля за соблюдением регламента.
Указанный нормативный правовой акт не соответствует законодательству о местном самоуправлении по форме принятия и порядку вступления в силу.
Решение принято в целях обеспечения организации деятельности представительного органа местного самоуправления- Собрания депутатов. Им регулируются вопросы структурной организации представительного органа, формирования повестки дня собрания депутатов, организации и порядка проведения заседаний, правила голосования депутатов, виды правовых и иных актов и особенности их принятия, порядок ведения протокола заседания, организация депутатской деятельности, участие населения в решении вопросов местного значения, вопросы обеспечения деятельности Собрания депутатов, контроля за соблюдением регламента.
Вместе с тем, в "Регламенте Собрания депутатов Копейского городского округа" содержатся правовые нормы, то есть общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение и адресованные не только депутатам, но и неопределенному кругу лиц, устанавливающие определенные обязанности для приглашенных лиц, иных органов местного самоуправления, в частности, являться на заседания, давать ответы на вопросы депутатов, права граждан - избирателей на участие в местном самоуправлении, в том числе наказы избирателей, порядок подготовки и принятия муниципальных правовых актов и ряд иных вопросов, затрагивающих права неопределенного круга лиц.
В связи с этим, Решение Собрания депутатов Копейского городского округа НОМЕР от ДАТА противоречит ч. 13 ст. 34 ст. 36,42,47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 26 и 31 Устава МО "Копейский городской округ, которыми предусмотрено подписание решений Собрания депутатов Копейского городского округа нормативного характера Главой Копейского городского округа, а в случае, если оно затрагивает права, свободы и обязанности граждан - опубликованию (обнародованию).
Наличие в муниципальном нормативном правовом акте нормы, противоречащей действующему законодательству, нарушает единообразное применение федерального законодательства, в связи с чем, затрагиваются интересы государства.
Прокурор Поздняков А.В. в судебном заседании на заявлении настаивал, просит признать не соответствующим законодательству Решение Собрания депутатов Копейского городского округа НОМЕР от ДАТА "О Регламенте Собрания депутатов Копейского городского округа" по форме его принятия и порядку вступления в силу, и не действующим со дня его принятия.
Представитель Собрания депутатов Копейского городского округа Курочкина С.Ф., действующая по доверенности с заявленными требованиями не согласилась, пояснила, что оспариваемое решение Собрания депутатов не относится к правовому акту органа местного самоуправления, порядок его принятия и подписания не нарушен.
Заслушав прокурора Позднякова А.В., представителя Собрания депутатов Копейского городского округа Курочкину С.Ф., действующую по доверенности, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению.
Согласно ч.1ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативно- правовым актом органа государственной власти, органом местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Решением Собрания депутатов Копейского городского округа НОМЕР от ДАТА утвержден "Регламент Собрания депутатов Копейского городского округа" (далее "Регламент") (л.д. 4,5-40,51-64).
Согласно п. 14 ст. 35 Федерального закона от ДАТА N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Согласно п.1 ст.43 Федерального закона от ДАТА N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования.
По вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами, население городского округа непосредственно, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты.
В систему муниципальных правовых актов входят, в том, числе нормативные и иные правовые акты Собрания депутатов (ст. 23 Устава МО "Копейский городской округ").
Статьей 36 Устава МО "Копейский городской округ" определены полномочия председателя Собрания депутатов Копейского городского округа. К ним относятся в том числе: организация работы Собрания депутатов, подготовка заседаний Собрания депутатов, подписание решений Собрания депутатов ненормативного характера, обнародование решения Собрания депутатов в порядке, установленном Уставом и др.
Председатель Собрания депутатов издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности Собрания депутатов. Постановления, распоряжения председателя Собрания депутатов утрачивают силу в случаях их отмены, фактического исполнения, истечения срока действия.
Анализируя изложенное, суд приходит к выводу, что решение Собрания депутатов Копейского городского округа от ДАТА НОМЕР "О регламенте Собрания депутатов Копейского городского округа" принято Собранием депутатов в рамках полномочий на принятие указанного решения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Как разъяснено в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДАТА НОМЕР "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (с изменениями от ДАТА), существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно ст. 31 Устава муниципального образования Копейский городской округ, Собрание депутатов по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Челябинской области, настоящим уставом, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, решение об удалении главы городского округа в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности Собрания депутатов.
Решения представительного органа муниципального образования по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования (Регламент, Положения о постоянных комиссиях, Положение об аппарате и т.д.) не относятся к решениям, устанавливающим правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования (нормативным правовым актам). Соответственно указанные решения представительного органа являются ненормативными правовыми актами и принимаются в порядке, определенном уставом муниципального образования.
Решение Собрания депутатов Копейского городского округа от ДАТА НОМЕР об утверждении Регламента Собрания депутатов Копейского городского округа является ненормативным правовым актом, принятым в целях обеспечения организации деятельности ДАТА об утверждении "Регламента Собрания депутатов Копейского городского округа" порядок принятия и подписания не нарушен, заявление прокурора г. Копейска о признании не соответствующими законодательству Решения Собрания депутатов Копейского городского округа НОМЕР от ДАТА "О регламенте Собрания депутатов Копейского городского округа" по форме его принятия и порядку вступления в силу и не действующим со дня его принятия следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд -
РЕШИЛ:
Заявление прокурора г. Копейска Челябинской области о признании не соответствующими законодательству Решения Собрания депутатов Копейского городского округа НОМЕР от ДАТА "О регламенте Собрания депутатов Копейского городского округа" Челябинской области по форме его принятия и порядку вступления в силу и не действующим со дня его принятия, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме через Копейский городской суд.
Председательствующий: подпись Т.Е. Малеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.