Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Коротченковой И.И.
судей Ларионовой С.В., Хомяковой М.Е.
при секретаре Постникове Н.С.
в открытом судебном заседании в г.Орле рассматривала гражданское дело по иску Зиновьевой Натальи Анатольевны к ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком и периодов работы в специальный трудовой стаж, по апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе на решение Заводского районного суда г.Орла от 4 сентября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Зиновьевой Натальи Анатольевны к ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области удовлетворить.
Включить Зиновьевой Наталье Анатольевне в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 "О трудовых пенсиях в РФ", периоды работы в Орловской городской поликлинике N в должности заведующей здравпунктом "1 и 2" заводов с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата".
Обязать ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату Зиновьевой Наталье Анатольевне трудовой пенсии по старости досрочно с "дата"".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Хомяковой М.Е., объяснения представителя ГУ Управление Пенсионного Фонда в городе Орле и Орловском районе по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения Зиновьевой Н.А., возражавшей против отмены обжалуемого решения, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда,
УСТАНОВИЛА:
Зиновьева Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области о включении периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата" и периодов работы в должности заведующей здравпунктом гипсового и кирпичного заводов с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии.
В обоснование иска указывала, что она обратилась в ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации г.Орла и Орловского района Орловской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с наличием специального стажа. Однако, в назначении пенсии ей было отказано. Пенсионный орган не включил ей в специальный стаж период работы в должности заведующей здравпунктом "1 и 2" заводов за время с "дата" по "дата", с "дата" по "дата", поскольку указанная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата".
По указанным основаниям с учетом уточненных требований просила суд обязать ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области включить период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата" и периоды работы в должности заведующей здравпунктом "1 и 2" заводов с "дата"1 по "дата", с "дата" по "дата" в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, обязать ответчика назначить ей пенсию со дня обращения в орган Пенсионного фонда РФ, то есть с "дата".
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области по доверенности Ковалева Н.Л. иск не признала.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе просит решение суда отменить, как постановленное с нарушением требований норм материального права.
Указывает на то, что спорный период работы Зиновьевой Н.А. в должности заведующей здравпунктом "1 и 2" заводов с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" не может быть засчитан в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в льготном исчислении, так как указанная должность не предусмотрена Списком N 781, и ранее действовавшим законодательством, а здравпункт не поименован разделом "Наименование учреждений" Списка и не предусмотрен перечнем структурных подразделений.
Кроме того указывает, что спорный период нахождения Зиновьевой Н.А. в отпуске по уходу за ребенком с "дата" по "дата" не подлежит зачету в специальный стаж, так как согласно Закона Российской Федерации от 25.09.1992 N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", вступившего в силу с 06.10.1992 период нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости не включается в специальный стаж работы.
Ссылается на то, что истица права на назначение досрочной пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 статьи 27 Федерального Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Зиновьева Н.А. не имеет, в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ 30 лет.
Считает, что у суда не имелось оснований для признания за истицей права на пенсию с "дата", поскольку такое право у нее может возникнуть только после вступления решения суда в законную силу.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке главы 39 ГПК РФ с учетом ч. 1 ст.327.1 ГПК РФ по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с пп.20 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 статьи 27 вышеназванного Закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Для удовлетворения исковых требований истца о назначении досрочной трудовой пенсии необходимо наличие обязательных условий ее назначения как медицинскому работнику, а именно: работа должна осуществляться в конкретных должностях и в учреждениях здравоохранения, предусмотренных Списками, действующими на определенный период времени.
При исчислении стажа, дающего право на назначение пенсии в соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 Закона применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 и Правила от 29.10.2002 N781, вступившие в силу 12.11.2002.
В части, не урегулированной Правилами от 29.10.2002 N 781, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N516.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации N 2-П от 29.01.2004 для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст. 27 Закона N 17Э-ФЗ от 17.12.2001 для периодов работы до 01.11.1999 может применяться постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет".
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, утвержденным указанным постановлением, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, предусматривалось право на пенсию за выслугу лет врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Из материалов дела усматривается и установлено судом, что Зиновьева Н.А., до замужества Вишневская Н.А., с "дата" и по настоящее время работает в должности фельдшера БУЗ "..."" (л.д. 7-12).
В период времени с "дата" по "дата" Зиновьева Н.А. работала в Орловской городской поликлинике N фельдшером на здравпункте завода "...", с "дата" по "дата" переведена на должность заведующей здравпунктов "..." (л.д. 7-12).
В спорный период работы истицы (до 01 октября 1993 года) действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, Положение о порядке исчисления стажа для назначении пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые подлежат применению в рассматриваемом случае в силу правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П, и которые, в свою очередь, предусматривали возможность включения в стаж, дающий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы, в частности в должности фельдшера независимо от ее наименования в амбулаторно-поликлинических учреждениях всех типов и наименований, в том числе в здравпункте.
Согласно архивной справке от "дата" N Архивного фонда Орловской городской поликлиники N в документах по личному составу имеются приказы:
- N ? 2 от "дата" о зачислении на должность фельдшера здравпункта завода им. "..." Вишневской Н.А. с "дата";
- N ?12 от "дата" о переводе фельдшера здравпункта завода им. "..." Вишневской Н.А. на здравпункт "1 и 2" завода фельдшером с "дата";
- N ? 4 от "дата" о том, что ? 12 приказа N от "дата" считать недействительным о переводе фельдшера здравпункта завода им. "..." Вишневской Н.А. с "дата" заведующей здравпунктом "..." завода;
- N ? 2 от "дата" об освобождении о занимаемой должности заведующей здравпунктом "..." заводов Вишневской Н.А. с "дата" согласно ст. 31 КЗоТ РСФСР.
В том же архивном фонде в лицевых счетах по начислению заработной платы за "дата"- "дата". значится Вишневская Н.А. в качестве фельдшера здравпункта "Завода им. "..."", заведующей здравпунктом гипсового и кирпичного завода на 1,0 ставки.
В архивном фонде Орловского городского отдела здравоохранения в тарификационных списках работников городской поликлиники N на "дата", "дата" Вишневская Н.А. значится в качестве заведующей здравпунктом "..." комбината на 1,0 ставки.
Кроме того, в документах по личному составу имеется приказ N от "дата" об отпуске без содержания истицы с "дата" по "дата" (л.д.22).
Согласно архивной справке N от "дата" в архивном фонде Орловской городской поликлиники N в лицевых счетах по начислению заработной платы значится Вишневская Н.А. как фельдшер здравпункта "Завода им. "..."", заведующая здравпунктом "..." заводов (л.д. 23)
Согласно справке БУЗ ОО " "..."" от "дата" N, Зиновьева Н.А. работала по совместительству в должности фельдшера отделения скорой помощи на 0,5 ставки: с "дата" по "дата"; с "дата" по "дата"; с "дата" по настоящее время на полную ставку 1,0 (л.д. 17).
Из справки БУЗ Орловской области "Поликлиника N" от "дата" N видно, что Зиновьева Н.А. работала в Орловской городской поликлинике N г. Орла постоянно: с "дата" по "дата" на должности фельдшера фельдшерского здравпункта завода имени "...", с "дата" по "дата" переведена на должность заведующей фельдшерским здравпунктом, фельдшером "..." заводов, с "дата" уволена. Работала на полную ставку, с полным рабочим днем, постоянно.
Фельдшерские здравпункты заводов "..." относились к Орловской городской поликлинике N (были ее структурным подразделением) и являлись лечебными учреждениями. Основание выдачи: приказы о назначении на должность, табели учета рабочего времени, лицевые счета (л.д. 40).
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что в период с "дата" по "дата", с "дата" по "дата" Зиновьева Н.А. занимала должность среднего медицинского персонала, осуществляла деятельность, связанную непосредственно с охраной здоровья населения, ее функциональные обязанности фельдшера и заведующей здравпунктом "..." заводов дают право на включение спорного периода в стаж, дающий право истицы на назначение досрочной трудовой пенсии.
Кроме того, судом первой инстанции верно установлено, что Зиновьева Н.А. в период работы фельдшером "..." с "дата" по "дата" находилась в отпуске по уходу за ребенком (л.д.19,20).
На основании ст. 256 ТК РФ отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения трудовой пенсии по старости).
С 06.10.1992 со дня вступления в силу Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РФ" от 25.09.1992 N3543-1, период нахождения в отпуске по уходу за детьми перестал включаться в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 г. "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 06 октября 1992 года.
Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 г. "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".
Отпуск Зиновьевой Н.А. по уходу за ребенком начался с "дата", т.е до 6 октября 1992 года.
Поскольку периоды отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком до трех лет, имевшего место до 6 октября 1992 года, включаются в стаж работы по специальности, на указанные периоды распространяются установленные правила исчисления периодов работы.
С учетом изложенного, суд, разрешая спор по существу, обоснованно принял во внимание положения вышеприведенных правовых норм и пришел к правильному выводу о необходимости включения спорного периода в специальный стаж, дающий право на пенсию по старости, поскольку право на отпуск по уходу за ребенком в целом возник у истицы до 06.10.1992.
Удовлетворяя исковые требования Зиновьевой Н.А., суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что отказ пенсионного органа в назначении истице пенсии по старости является необоснованным и ущемляет право Зиновьевой Н.А. на социальное обеспечение по возрасту, гарантированное ей ст.39 Конституции РФ.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 19 ФЗ N 173 от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п.23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20.12.2006 " О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", необходимо иметь ввиду, что если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако, в этом ему было отказано, суд вправе обязать пенсионный орган истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган.
Принимая решение об обязании ответчика назначить истице пенсию с "дата", суд первой инстанции верно указал, что на указанную дату Зиновьева Н.А. имела право на назначение пенсии.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, а также влияли бы на законность и обоснованность судебного решения, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права и требований процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, при разрешении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Заводского районного суда г.Орла от 4 сентября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.