Судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе:
Председательствующего Коротченковой И.И.
судей Герасимовой Л.Н., Хомяковой М.Е.
при секретаре Комисаровой А.Н.
в открытом судебном заседании в г. Орле слушала гражданское дело по иску Мусафирова С.Н. к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ о компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС,
по апелляционной жалобе Мусафирова С.Н. на решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 14 августа 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Мусафирова С.Н. к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Взыскать с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации через Министерство финансов Российской Федерации в пользу Мусафирова С.Н. в счет возмещения причиненного морального вреда "..." рублей.
В остальной части иска отказать".
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Коротченковой И.И., судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Мусафиров С.Н. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ о компенсации морального вреда, в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС г. Орла в период с "дата" по "дата".
В обоснование заявленных требований указал, что содержался в ИВС г. Орла в указанный период времени. За время его содержания нарушались гарантированные Конституцией РФ его права, а именно в камере отсутствовал водопровод, канализация, вентиляция, дневное освещение, не выдавались средства гигиены и санитарных действий. Все вышеперечисленное приносило истцу нравственные и физические страдания, в связи с чем, просил взыскать в его пользу с ответчика компенсацию морального вреда в сумме "..." рублей.
Определением Железнодорожного районного суда г. Орла от 05 июля 2012 года по делу в качестве третьего лица на стороне ответчика было привлечено УМВД РФ по г. Орлу (л.д. 7).
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Мусафиров С.Н. просит решение суда изменить, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме "..." рублей.
Указывает, что требования, предусмотренные правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, в отношении истца не исполнялись.
Судом не была оценена степень нравственных страданий истца в полном объеме.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения районного суда согласно требованиям статьи 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии со ст. 151, 1101 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
В соответствии со ст. 4 Федерального Закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
На основании ст. 23 названного Федерального закона подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также, по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств, индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров.
В соответствии с п. 45 "Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел", утвержденных приказом МВД РФ от 22.11.2005г. N 950 камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
Согласно п.п. 122-124 указанных правил лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. Подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС. С целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах.
Из материалов дела следует, что Мусафиров С.Н. поступил в ИВС УМВД по г. Орлу "дата" в "..." часов "..." минут в порядке ст. 91 УПК РФ по ст. "..." УК РФ. "дата" в "..." часов "..." минут арестован в порядке ст. 108 УПК РФ. "дата" в "..." часа "..." минут конвоем ОБОКПО направлен в СИЗО-1 г. Орла (л.д. 16).
За период содержания Мусафиров С.Н. находился в камерных помещениях ИВС, где ему предоставлялись прогулка ежедневно, согласно графику, а так же средства личной гигиены в полном объеме.
В камерах имеется естественная вентиляция (форточка в оконной раме). Предметы личной гигиены выдавались по установленным нормам (Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 года N 205), а именно, мыло хозяйственное, туалетная бумага, зубная паста, зубная щетка, имеются тазы для гигиенических целей, а также для поддержания чистоты в камере выдавался уборочный инвентарь.
Между тем было установлено, что в камере отсутствовал кран с водопроводной водой, санитарный узел, аналогом которого выступает пластиковое ведро с герметичной крышкой, которое меняется и дезинфицируется ежедневно при утреннем обходе, кнопка вызова дежурного.
Указанные обстоятельства не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, а также были подтверждены справкой начальника ИВС УМВД России по г. Орлу (л.д. 16).
В соответствии с ч. 4 п. 98 Приказа МВД РФ от 7 марта 2006 года N 140 ДСП "Об утверждении Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых" дежурный ИВС организует проведение (в случае отсутствия в камерах санузлов) покамерного вывода подозреваемых и обвиняемых в туалет под охраной заступающего и сменяющегося нарядов (л.д. 16).
При этом от Мусафирова С.Н. жалоб на условия содержания в ИВС, в судебные органы, а также в иные органы, надзирающие за уголовно-исполнительной системой не поступало, что так же не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции.
Установив факт несоответствия условий содержания в камере ИВС требованиям, установленным законом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в результате несоблюдения в ИВС надлежащих условий содержания были нарушены личные неимущественные права истца, гарантированные законом и тем самым истцу был причинен моральный вред (нравственные страдания и переживания), который подлежит компенсации за счет средств казны РФ и обоснованно взыскал в пользу Мусафирова С.Н., компенсацию морального вреда в сумме "..." рублей с учетом требований, предусмотренных ст.ст. 151, 1101 ГК РФ.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда и направлены на иную оценку обстоятельств дела, необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, при этом доводы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Оснований к отмене решения суда первой инстанции, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Орла от 14 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Мусафирова С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.