Решение Кыштымского городского суда Челябинской области по делу N 2-166/12
(Извлечение)
Кыштымский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Урушевой Е.К.
при секретаре Ругно Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Домнина Г.С. к администрации Кыштымского городского округа о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Домнин Г.С. обратился в суд с иском к администрации Кыштымского городского округа, просит обязать ответчика - администрацию КГО признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, как ветерана подразделения особого риска.
В обоснование иска указал, что он в период с ДАТА по ДАТА проходил военную службу в В/ч НОМЕР, является ветераном подразделения особого риска. В военном билете имеется отметка, что он проходил военную службу в В/ч НОМЕР с ДАТА по ДАТА и имеет право на льготы, установленные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17.01.1988г., полагает, что он имеет право на льготное обеспечение жилой площадью. В настоящее время он не имеет собственного жилья, проживает у дочери. При его обращении в администрацию КГО с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ему было отказано, несмотря на то, что он вообще не имеет жилья. Считает отказ администрации КГО незаконным и необоснованным.
Уточняя исковые требования, Домнин Г.С. просит суд, признать незаконным решение Администрации КГО,, выраженное в письме НОМЕР от ДАТА, обязать администрацию КГО и Министерство социальных отношений Челябинской области признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий, как ветерана подразделения особого риска с включением его в соответствующий реестр ветеранов Челябинской области, Обязать Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области выдать ему государственный жилищный сертификат.
Определением суда от ДАТА к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены Министерство социальных отношений Челябинской области, Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства по Челябинской области.
В судебном заседании истец Домнин Г.С. и его представитель Отрадных В.Г., действующий на основании доверенности, уточнили исковые требования в части, просят суд обязать администрацию Кыштымского ГО признать его ( Домнина Г.С.) нуждающимся в улучшении жилищных условий, как ветерана подразделения особого риска, с ДАТА, в остальной части исковые требования оставили без изменения, уточненные исковые требования от ДАТА поддержали в полном объеме, сославшись в обоснование требований на доводы, изложенные в иске, пояснили, что Домнин Г.С. не имеет собственного жилья, проживает с дочерью. В настоящее время вообще не имеет и регистрации по месту жительства или пребывания. Считают, что истец как ветеран подразделения особого риска, имеет право на улучшение жилищных условий и получение жилой площади. Просили суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации КГО Галицкова А.С., действующая на основании доверенности, исковые требования Д.А.Г. не признала, пояснила, что иск Домнина Г.С. является необоснованным, поскольку истец обратился в администрацию КГО с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в ДАТА.
Представитель соответчика Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства по Челябинской области, в судебное заседание не явился, извещены. Согласно поступившего письменного отзыва от ДАТА, просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Возражают против удовлетворения исковых требований Домнина Г.С.
Представитель соответчика - Министерства социальных отношений Челябинской области, в судебное заседание не явился, извещены. Согласно поступившего письменного отзыва просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Возражают против удовлетворения исковых требований Домнина Г.С.
По определению суда с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ дело слушалось в отсутствие представителей соответчиков, надлежаще извещенных о дате, времени, месте слушания дела.
Выслушав явившихся в суд лиц, исследовав все материалы дела, изучив представленные отзывы соответчиков, оценив собранные по делу доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об обоснованности иска Домнина Г.С., исходя из следующего.
Согласно п.3 ст.52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
В соответствии с п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Установлено, что Домнин Г.С. является ветераном подразделения особого риска, проходил воинскую службу на Семипалатинском полигоне в период проведения испытаний ядерного оружия с ДАТА по ДАТА при в/ч НОМЕР, в НОМЕР отдельный автомобильный батальон, что подтверждается удостоверением НОМЕР, выданным ДАТА на имя Домнина Г.С. (л.д. 10).
ДАТА Домнин Г.С. обратился в администрацию Кыштымского ГО с заявлением, в котором просил, признать его малоимущим, и поставить на учет в качестве нуждающегося в получении жилой площади, так как имеет прописку, ордер по адресу: АДРЕС, решением Кыштымского городского суда он признан не приобретшим право пользования этим жилым помещением (л.д. 28).
Администрацией Кыштымского городского округа от ДАТА НОМЕР на указанное заявление Домнина Г.С. дан ответ, в котором истцу сообщается, что в соответствии с ФЗ от 12.01.1995г. N5-ФЗ "О ветеранах", обеспечение жильем инвалидов по общему заболеванию производится за счет средств Федерального бюджета только в отношении граждан, вставших на учет до 01.01.2005г. в соответствии со ст. 49, п.2 ст. 51 ЖК РФ администрация КГО правомочна признавать нуждающимися в жилье только граждан, признанных малоимущими. Рекомендовано обратиться в УСЗН КГО, для признания его малоимущим, поскольку это необходимо для постановки его на учет (л.д. 29).
ДАТА Домнин Г.С. повторно обратился в администрацию КГО с заявлением, в котором просил администрацию КГО повторно рассмотреть его заявление, предоставить ему благоустроенное жилье не как малоимущему, а как ветерану подразделения особого риска, так как он нуждается в улучшении жилищных условий, собственного жилья у него нет.
В своем ответе от ДАТА исх. НОМЕР администрация КГО на заявление Домнина Г.С. сообщила, что право на обеспечение жильем имеют ветераны подразделения особого риска, вставших на учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005г. Истец в списках, нуждающихся в жилье граждан администрации КГО, не состоит. Администрация КГО правомочна признавать нуждающимися в жилье только граждан, признанных малоимущими (л.д.18).
Суд считает, что данный отказ администрации КГО является незаконным и необоснованным, нарушающим права истца.
В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 г. N 17-П, положения п. 2 ч. 1 ст. 14 и п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения во взаимосвязи с жилищным законодательством Российской Федерации не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 13, п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" вышеуказанным гражданам предоставляются меры социальной поддержки, в частности им гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 866 "О порядке обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк" и приравненных к ним лиц" определен порядок обеспечения жильем граждан указанной категории путем предоставления им субсидий, удостоверяемых сертификатами.
Согласно Паспорту подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы основанием для признания граждан участниками подпрограммы, не имеющими жилых помещений, является: отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; проживание в общежитии или служебном помещении при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; проживание на условиях поднайма при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.
Как установлено судом, официально статус ветерана подразделения особого риска Домнин Г.С. получил в ДАТА; на момент обращения в администрацию КГО Домнин Г.С. не имеел собственного жилья, в настоящее время проживает с дочерью в квартире, расположенной по адресу: АДРЕС, без регистрации по месту жительства; в квартире проживает семья дочери.
Данное обстоятельство также подтверждается ОГУП "Обл. ЦТИ" от ДАТА, о том, что за Домниным Г.С. приватизированной квартиры в г.Кыштыме не имеется, а также другого жилья на ним не зарегистрировано (л.д.12).
Ранее Домнин Г.С. был зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: АДРЕС.
Решением Кыштымского городского суда Челябинской области от ДАТА Домнин Г.С. признан не приобретшим право пользования жилым помещением- квартирой, расположенной по адресу: АДРЕС. Домнину Г.С. отказано в удовлетворении исковых требований о вселении в данное жилое помещение, устранении препятствий в пользовании жилым помещением, признании права пользования жилым помещением. Решение суда вступило в законную силу ДАТА
Суд соглашается с доводами истца об отсутствии его вины в том, что удостоверение, подтверждающее его льготный статус, выдано ему лишь в ДАТА, по его письменному заявлению в Военный комиссариат г. Кыштыма г. Карабаша Челябинской области, фактически нуждающимся в улучшении жилищных условий он стал в ДАТА.
Таким образом, судом установлено, что право истца на получение жилого помещения во внеочередном порядке объективно возникло с ДАТА, с момента вынесения решения Кыштымским городским судом о признании Домнина Г.С. не приобретшим права пользования жилым помещением, квартирой расположенной по адресу: АДРЕС.
С 01 марта 2005 года в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ порядок обеспечения жильем во внеочередном порядке был заменен на очередной, что повлекло ухудшение жилищных прав истца, однако в соответствии со ст. 5 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Ссылку ответчика - администрации КГО на то, что у право Домнина Г.С. на обеспечение жильем имеют ветераны подразделения особого риска, вставших на учет в органах местного самоуправления до 01.01.2005г., в списках, нуждающихся в администрации Кыштымского ГО не состоит, суд считает несостоятельной, нарушающей жилищные конституционные права истца, поскольку Конституционным Судом РФ признаны не соответствующими Конституции РФ аналогичные положения Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При таких обстоятельствах, суд признает незаконным отказ Администрации КГО Домнину Г.С. о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветерана подразделения особого риска, выраженный в письме за НОМЕР от ДАТА
В соответствии с ч.3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В соответствии со ст. 1 Закона Челябинской области от 16 июня 2005 г. N 389-ЗО "О порядке ведения органами местного самоуправления в Челябинской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), ведется органами местного самоуправления по месту жительства граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - органы местного самоуправления), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Челябинской области.
Таким образом, требование истца об обязании Министерства социальных отношения Челябинской области о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий является не обоснованным.
Поскольку в судебном заседании установлено, что истец нуждается в улучшении жилищных условий, имеет право на участие в государственной программе обеспечения жильем, суд считает иск Домнина Г.С. в части признания нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветерана подразделения особого риска с включением его в соответствующий реестр ветеранов Челябинской области и постановкой на учет в рамках федеральной целевой Программы "Жилище" 2011-2015г.г. с ДАТА обоснованным и удовлетворяет его.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, Кыштымский городской суд Челябинской области
РЕШИЛ:
Исковые требования Домнина Г.С. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Администрации КГО, выраженный в письме за НОМЕР от ДАТА
Обязать Администрацию КГО признать Домнина Г.С. нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветерана подразделения особого риска с включением Домнина Г.С. в соответствующий реестр ветеранов Челябинской области и постановкой на учет в рамках федеральной целевой Программы "Жилище" на 2011-2015г.г. с ДАТА
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский Облсуд в течение одного месяца с момента изготовления решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы в Кыштымский горсуд.
Председательствующий: (подпись)
Решение не вступило в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.