Решение Кыштымского городского суда Челябинской области по делу N 2-754/11
(Извлечение)
Кыштымский городской суд Челябинской области в составе:
Председательствующего судьи Урушевой Е.К.
при секретаре Сериковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Челябинского природоохранного прокурора в защиту интересов РФ и неопределенного круга лиц, Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, Роспотребнадзора по Челябинской области к Собранию депутатов Кыштымского городского округа, Администрации Кыштымского городского округа, Комитету по управлению имуществом Кыштымского городского округа о признании нормативного акта представительного органа власти недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Челябинский природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к Собранию депутатов Кыштымского городского округа о признании недействительным правового акта - решения Собрания депутатов Кыштымского городского округа Челябинской области от ДАТА НОМЕР "Об утверждении Генерального плана Кыштымского городского округа" в части размещения объектов в пределах охранный зоны памятника природы Челябинской области - озера Увильды.
Решением Кыштымского городского суда от ДАТА исковые требования Челябинского природоохранного прокурора, Министерства по экологической и радиационной безопасности в Челябинской области удовлетворены частично, нормативный правовой акт представительного органа власти - Решение Собрания депутатов КГО Челябинской области от ДАТА НОМЕР "Об утверждении Генерального плана КГО" в части размещения объектов в пределах охранной зоны памятника природы Челябинской области оз.Увильды признан недействительным.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ДАТА, вышеуказанное решение суда дополнено в резолютивной части решения, после слова "недействительным" заменено словами " и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу". В остальной части решение суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба Собрания депутатов КГО без удовлетворения.
ДАТА в Кыштымский городской суд поступило заявление Собрания депутатов КГО о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, в обоснование заявления указано, что вышеуказанным решением Кыштымского городского суда от ДАТА нормативный правовой акт представительного органа власти - решение Собрания депутатов Кыштымского городского суда Челябинской области от ДАТА НОМЕР "Об утверждении Генерального плана Кыштымского городского округа" в части размещения объектов в пределах охранной зоны памятника природы Челябинской области оз. Увильды признан недействующим.
28.09.2011г. Правительством Челябинской области издано Постановление N333-П "О внесении изменений в Постановление Правительства Челябинской области от 18.05.2006г. N112-П", на основании которого было вынесено вышеуказанное решение суда, в связи с чем, Собрание депутатов КГО обратились с данным заявлением в суд.
Определением Кыштымского городского суда от ДАТА, заявление Собрания депутатов Кыштымского городского округа о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам удовлетворено, решение Кыштымского городского суда Челябинской области от ДАТА по данному гражданскому делу отменено.
После чего Челябинский природоохранный прокурор уточнил исковые требования, просит суд признать решение Собрания депутатов КГО Челябинской области от ДАТА НОМЕР "Об утверждении Генерального плана КГО" в части размещения объектов в пределах охранной зоны памятника природы Челябинской области оз. Увильды недействующим; обязать собрание депутатов КГО Челябинской области привести нормативный правовой акт представительного органа власти решение Собрания депутатов КГО Челябинской области от ДАТА НОМЕР "Об утверждении Генерального плана КГО" в соответствие с требованиями постановления Правительства Челябинской области от ДАТА НОМЕР-п "Об утверждении положения о Памятнике природы Челябинской области озере Увильды" (в редакции постановления Правительства Челябинской области от ДАТА НОМЕР "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от ДАТА НОМЕР"), Федерального закона "О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения", постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002г. "О введение в действие санитарных правил и нормативов "Законы санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02" путем установления картометрическим способом и нанесения картографическим способом: границ 20- метровой зоны от береговой линии оз. Увильды на территории КГО, в пределах которой запрещается реконструкция объектов, предусматривающая повышения уровня комфортности объектов жилищного строительства, дачного строительства, строительства рекреационных объектов; границ 50-метровой зоны от береговой линии озера Увильды на территории КГО, в пределах которой запрещается жилищное, дачное строительство, строительство рекреационных объектов на картографические и другие материалы генерального плана КГО Челябинской области, и нормативного закрепления 2 пояса зоны санитарной охраны источника питьевой водоснабжения и обеспечения санитарных норм при размещении очистных сооружений канализации, оформления санитарно-эпидемиологических заключений ( том 2, л.д. 21-27).
Определением суда отраженным в протоколе судебного заседания от ДАТА, к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Комитет по управлению имуществом Кыштымского городского округа (далее по тексту "КУИ КГО"), и администрация Кыштымского городского округа (далее по тексту "администрация КГО") (том 2, л.д.34).
В судебном заседании Челябинский природоохранный прокурор уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, по изложенным в нем основаниям, пояснил, что решение Собрания депутатов КГО от ДАТА НОМЕР "Об утверждении Генерального плана КГО", является не законным и противоречит нормам федерального и регионального законодательства и подлежит признанию недействительным в части. Органы местного самоуправления КГО обязаны соблюдать нормы Конституции РФ, градостроительного кодекса. Генеральный план КГО не соответствует требованиям законодательства в сфере регулирования режима особо охраняемых природных территорий. Собрание депутатов КГО должны сами решать, какими картометрическими и картографическими способами и методами они будут вносить изменения в Генеральный план КГО. Просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание представитель соистца - Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, не явился, извещены. Согласно поступившего письменного отзыва, просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, исковые требования поддерживают.
В судебное заседание представитель соистца - Управление Роспотребнадзора по Челябинской области, не явился, извещены. Согласно поступившего письменного отзыва, просили о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель ответчика - Собрания депутатов Кыштымского городского округа Челябинской области Климович Н.В., действующая на основании доверенности, уточненные исковые требования не признала, сославшись на доводы изложенные в письменном отзыве. Также пояснила, что Генеральным планом Кыштымского городского округа предусматривается развитие поселка Рипус в границах озера Увильды, водоснабжение которого обеспечивается подземными водами, путем забора воды из "скважин". В настоящее время предпринимаются меры по внесению изменений в Генеральный план КГО в соответствии с нормами Градостроительного кодекса, федерального и регионального законодательства. Однако, в полномочия Собрания депутатов КГО, не входит проведение картометрических измерений и несение картографических точек в Генеральный план, они могут только привлечь для этих целей соответствующие организации.
В судебном заседании представитель соответчика администрации КГО - Щекочихин А.В., действующий на основании доверенности (л.д. 62 том 2), исковые требования не признал, сославшись на доводы изложенные в письменном отзыве, пояснил, что в настоящее время администрацией КГО, предпринимаются все меры, для обеспечения экологической безопасности памятника природа оз. Увильды, в частности разрабатывается проект зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения, после выбора участка. Просил суд уточненные исковые требования оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель соответчика - Комитета по управлению имуществом КГО Мухаметрахимова А.О., действующая на основании доверенности (л.д.65 том 2), исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д. 63-64 том 2).
Представитель 3-его лица - Садоводческого некоммерческого товарищества " *" Илюхин П.М. - председатель СНТ, действующий на основании решения собрания членов СНТ " *", исковые требования не признал и пояснил, что в настоящее время СНТ " *" производит государственную регистрацию права собственности в УФРС по Челябинской области, однако пока точно не установлены точки прохождения лесной зоны и промышленной зоны, это затруднительно. Поскольку береговая линия изменяется, в связи с природными особенностями виде отлива или прилива воды, соответственно береговая линия меняется. Установление точек двадцати и пятидесятиметровой от береговой линии водного объекта, в соответствии с новым Постановлением Правительства Челябинской области от 28.09.2011г. N333-п, на Генеральном плане КГО, сохранит Памятник природы оз.Увильды от экологических загрязнений.
Выслушав явившихся в суд лиц, исследовав материалы гражданского дела, оценив доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" N33-ФЗ от 14 марта 1995 года на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета народных депутатов от 21.01.1969 г. N29 "Об охране памятников природы в области" озеро Увильды отнесено к Памятникам природы областного значения.
В соответствии с п. 20,1 постановления Правительства Челябинской области от 18.05.2006 г. N 112-п "Об утверждении Положения о Памятнике природы Челябинской области озере Увильды" ( в редакции постановления Правительства Челябинской области от 28.09.2011г N333-п "О внесении изменений в постановление правительства Челябинской области от 18.05.2006г. "112-п") на территории охранной зоны Памятника природы при наличии положительного заключения государственной экспертизы ( в случаях, предусмотренных законодательством) допускается, за пределами 50 метров от береговой линии водного объекта- жилищное строительство, дачное строительство, строительство рекреационных объектов с подключением к централизованным очистным сооружениям канализации или к локальным очистным сооружениям. При подключении к локальным очистным сооружениям сброс сточных вод производится в герметичный выгреб; за пределами 20 метров от береговой линии- реконструкция объектов, предусматривающая повышение уровня комфортности объектов жилищного строительства, дачного строительства, строительство рекреационных объектов, при условии их подключения к центральным очистным сооружениям. При подключении к локальным очистным сооружениям сброс сточных вод производиться в герметический выгреб.
Постановлением Законодательного собрания Челябинской области от 22.12.2005 г. N 1995 утверждены границы памятника природы Челябинской области озера Увильды и его охранной зоны, в котором границы населенных пунктов учтены в существующих границах.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами по делу поселок Рипус входит в состав Кыштымского городского округа и располагается на территории охранной зоны Памятника природы озера Увильды.
В настоящее время площадь поселка Рипус составляет 31, 43 га, в том числе: остановочный пункт "Рипус" -3,18 га, садовое товарищество - 17,3 га, незастроенные участки (резерв) - 6,45 га, полоса отвода ЮУЖД - 4,49 га, что подтверждается материалами картографического описания, выпиской из Генерального плана Кыштымского городского округа п.1.7. Проектируемая площадь поселка Рипус - 49, 9 га. Прирост площади поселка более чем на 18 га проектируется за счет охранной зоны памятника природы озера Увильды. Указанные площади поселка Рипус приведены со ссылкой на план земельного участка, утвержденный начальником территориального отдела N1 Управления Роснедвижмости по Челябинской области 21.06.2006г.
23.12.2009 г. Собранием депутатов Кыштымского городского округа был утвержден Генеральный план Кыштымского городского округа, предусматривающий в том числе, и развитие поселка Рипус в новых границах. С целью гармоничного завершения архитектурно-планировочного решения проектом предлагаются новые границы с учетом разумного развития с высоким уровнем благоустройства всего поселка, предполагающее централизованное водоснабжение, канализование со сбросом в проектируемые очистные сооружения.
Согласно ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативно правовой акт недействующим полностью или в его части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с п.3 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе и подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов, принятия решений о развитии застроенных территорий.
Согласно п.1 ст.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Статьями 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает документы территориального планирования муниципальных образований: схемы территориального планирования, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
В соответствии с п.2 ст. 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с высшим органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в случае, если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение существующих или планируемых границ земель особо охраняемых природных территорий регионального значения.
В проекте "Корректировка Генерального плана Кыштымского городского округа" площадь поселка Рипус, состоящего из двух частей: садового некоммерческого товарищества "Рипус" и поселка ЮУЖД по существующему положению составляет 31, 43 га, в том числе: остановочный пункт " *" - 3,18 га, садовое некоммерческое товарищество " *" - 17,3 га, незастроенные участки (резерв) - 6,45 га, полоса отвода ЮУЖД - 4,49 га.
В соответствии с п. 9 Положения о Памятнике природы, граница охранной зоны Памятника природы установлена по естественным, четко определенным объектам на местности- дорогам, проселкам лесоустроительных кварталов, линиям электропередачи и другим объектам. Граница охранной зоны составляет не менее 100м. от границы Памятника природы, частично совмещена с границами прибрежной зацепной полосы в пределах от 100 до 800м.
В соответствии с п. 17 Положения о Памятнике природы Челябинской области оз. Увильды в целях защиты Памятника природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к нему участках создана охранная зона, в границах которой запрещается градостроительная, хозяйственная и иная деятельность, причиняющая вред Памятнику природы, окружающей природной среде или ухудшающая и состояние.
В ином случае, с учетом того, что отсутствуют другие прилегающие к поселку земли, Генеральный план Кыштымского городского округа, предусматривающий расширение границ поселка Рипус, не имеет смысла.
Расширение границ поселка Рипус более чем на 18 га. создаст угрозу ухудшения состояния особо охраняемой природной территории озера Увильды.
При таких обстоятельствах, решение нормативные положения проекта "Корректировка генерального плана Кыштымского городского округа" должны быть приведены в соответствие я требованиями градостроительных норм, постановления Правительства Челябинской области от 18.05.2006г. N112-п "Об утверждении Положения о Памятнике природы Челябинской области озере Увильды" ( в редакции постановления Правительства Челябинской области от 28.09.2011г. N333-п "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 18.05.2006г. N112-п) в части развития пос. Рипус, размещения объектов хозяйственной деятельности, выделения земельных участков под застройку в охранной зоне Памятника природы Челябинской области оз. Увильды.
В связи с чем, суд удовлетворяет исковое требование Челябинского природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области и признает недействительным правовой акт - решение Собрания депутатов Кыштымского городского округа Челябинской области от 23.12.2009 г. N170 "Об утверждении Генерального плана Кыштымского городского округа" в части размещения объектов в пределах охранный зоны памятника природы Челябинской области - озера Увильды.
Требования истца об обязании Собрания депутатов КГО Челябинской области привести нормативно правовой акт представительного органа власти решение Собрания депутатов КГО от 23.12.2009г. N170 "Об утверждении Генерального плана КГО" в соответствие с требованиями постановления Правительства Челябинской области от 18.05.2006г. N112-п "Об утверждении Положения о Памятнике природы Челябинской области оз. Увильды ( в редакции постановления Правительства Челябинской области от 28.09.2011г. N333-п "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 18.05.2006г. N112-п) не подлежащим удовлетворению, поскольку судом установлено, что установление картометрическим способом и нанесение картографическим способом не входит в компетенцию Собрания депутатов КГО, и в соответствии со ст. 25,26 Градостроительного кодекса РФ, утверждение границ памятников природы оз. Увильды и его охранной зоны является прерогативой уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ, что не отрицалось стороной истца в судебном заседании.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Челябинского природоохранного прокурора, Министерства по радиационной и экологической безопасности в Челябинской области удовлетворить частично.
Признать решение Собрания депутатов Кыштымского городского округа Челябинской области от ДАТА НОМЕР "Об утверждении Генерального плана Кыштымского городского округа" в части размещения объектов в пределах охранной зоны памятника природы Челябинской области озера Увильды недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Остальные исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Челябинский Облсуд в течение 10 дней со дня изготовления решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Кыштымский горсуд.
Председательствующий: (подпись)
Решение не вступило в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.