Нагайбакский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Каракина Д.В., при секретаре Утешевой Н.А., с участием заявителя Пушкарского В.Н., представителей заинтересованных лиц Администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области Анчиной О.В., Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области - Юскиной Е.С., ОАО "Челябоблкоммунэнерго" Горбуновой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Пушкарского Василия Николаевича к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области о признании решения собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области противоречащим федеральному законодательству,
УСТАНОВИЛ
Пушкарский В.Н. обратился в суд к администрации Нагайбакского муниципального района Челябинской области с заявлением о признании постановления собрания депутатов Нагайбакского района Челябинской области N 70 от 28 декабря 2004 года противоречащим п.п. 5, 10, 14, 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 с момента их официального опубликования.
В обоснование требований указал, что оспариваемым решением с 1 января 2005 года установлен норматив потребления услуг по теплоснабжению на 1 кв.м отапливаемой площади- 0,3213 Гкал в год ( при расчете 7,14 месяца отопительного сезона) по котельным ОАО "Челябкоммунэнерго" - с. Фершампенуаз, п. Остроленский, п. Кассельский, п. Арсинский, п. Гумбейский, п. Нагайбакский.
Считает, что данный норматив потребления тепловой энергии завышен, не соответствует фактическим затратам ОАО "Челябкоммунэнерго", установлен без учета материала стен, крыши, объема жилых помещений, площади ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Норматив потребления услуг по теплоснабжению утвержден с нарушением п.п. 5, 10, 14, 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 (далее Правила), а также Жилищному Кодексу РФ, в связи с чем, постановление собрания депутатов Нагайбакского района Челябинской области N 70 от 28 декабря 2004 года должно быть признано противоречащим федеральному законодательству, с момента его официального опубликования.
Заявитель Пушкарский В.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица филиала "Магнитогорские электротепловые сети" ОАО "Челябкоммунэнерго" Горбунова Т.Г., выступающая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения требований истца. Суду пояснила, что применяемый норматив утвержден Собранием депутатов Нагайбакского муниципального района в установленном законом порядке, постановлением N 70 от 28 декабря 2004 года. При расчете дифференциация зданий проводилась только по этажности застройки, в расчет бралась только средневзвешенная площадь дома, при этом не учитывались конструктивные и технические параметры однотипных домов степень их благоустройства, год постройки, износ внутридомовых коммуникаций. Полагает, что расхождения в расчете норматива при таком учете будут не значительными. Округление при расчете нормативов потребления тепловой энергии должно производиться до десятитысячных. По какой причине округление произведено до тысячных ей не известно. При расчете расчетная температура внутри отапливаемых зданий принималась в соответствии с методическими рекомендациями и равна +20 С. В настоящее время в соответствии с правилами расчета, утвержденными Постановлением правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" применяется показатель +18 С.
Представитель заинтересованного лица - Собрания депутатов Нагайбакского муниципального района Челябинской области Юскина Е.С. и Администрации Нагайбакского муниципального района Анчина О.В., выступающие на сновании доверенности, возражали против удовлетворения искового заявления. Пояснил, что расчет норматива потребления тепловой энергии, указанный в письме Комитетом "Единый тарифный орган Челябинской области" от 17.09.2004 года N 1556/6 является единственным, на основании которого были утверждены нормативы потребления тепловой энергии. Данные нормативы, после принятия Постановления правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 с 2004 года не пересматривались. В селе Фершампенуаз имеются кирпичные, крупно-блочные, крупно-панельные и деревянные дома, которые по своим конструктивным и техническим параметрам различны, однако какая-либо дифференциация нормативов потребления коммунальных услуг не проводилась.
Заинтересованное лицо Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель в судебное заседание не явился. В своем письменном отзыве указал, что действующие нормативы потребления коммунальных услуг по теплоснабжению для населения Нагайбакского муниципального района были утверждены постановлением Совета депутатов Нагайбакского муниципального района от 28 декабря 2004 года N 70 Исходными данными ГК "ЕТО" не располагает.
Расчет норматива потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях в соответствии с Правилами возможен по факту предоставления данных о жилищном фонде соответствующего муниципального образования (с указанием этажности и года постройки каждого дома, общей площади всех жилых и нежилых помещений входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах).
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст.11 п.1 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных прав осуществляет суд.
Согласно ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспаривание нормативных правовых актов осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ.
В силу ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа, местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Заявитель Пушкарский В.Н. ранее обращался в Нагайбакский районный суд Челябинской области с требованием о признании недействительным постановления собрания депутатов Нагайбакского района Челябинской области N 70 от 28 декабря 2004 года, однако не ссылался при этом на несоответствие данного постановления требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг". Решением Нагайбакского районного суда от 05 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований Пушкарскому В.Н. было отказано. При этом в указанном решении не исследовались основания, по которым в настоящее время заявитель требует признать нормативный акт недействующим. В связи с этим суд считает необходимым рассмотреть заявление Пушкарского В.Н. по существу.
Как следует из материалов дела, постановлением Нагайбакского районного совета депутатов Челябинской области N 70 от 28 декабря 2004 года "О нормативах потребления услуг для населения по теплоснабжению", опубликованным в районной газете "Всходы" N 9 от 08 февраля 2005 года, с 1 января 2005 года установлены нормативы потребления услуг для населения района по теплоснабжению на 1 кв.метр отапливаемой площади:
-0,3213 Гкал в год (при расчете 7,14 месяца отопительного сезона) по котельным ОАО "Челябкоммунэнерго - с. Фершампенуаз, п. Остроленский, п. Кассельский, п. Арсинский, п. Гумбейский, п. Нагайбакский;
-0,324 Гкал в год по прочим котельным - п. Северный, п. Балканы, с. Париж, п. Южный (при расчете 7,2 месяца отопительного сезона);
-0,045 Гкал в месяц, по району (при расчете соответственно 7,14 и 7.2 месяца отопительного сезона).
Норматив 0,324 Гкал является исходным и получен расчетным методом.
В соответствии со ст.19 Устава Нагайбакского района (в редакции на период принятия постановления) в компетенцию районного совета депутатов входило установление нормативов потребления коммунальных услуг по Нагайбакскому району.
Постановление Нагайбакского районного совета депутатов Челябинской области N 70 от 28 декабря 2004 года "О нормативах потребления услуг для населения по теплоснабжению" рассчитано на неоднократное применение, принято в установленном законе порядке правомочным на то органом местного самоуправления по вопросу, затрагивающему права и обязанности неопределенного круга лиц, и является нормативным правовым актом.
Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 157 ЖК размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определен Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306.
В соответствии с п.п. "д" п. 5 названных Правил, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
На основании п.п. 10, 14 Правил нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются. Для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.
В силу п. 19 Правил при определении и расчете нормативов потребления коммунальных услуг используются методы (с соблюдением условий их применения), установленные настоящими Правилами. Определение нормативов потребления должно быть подтверждено результатами измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, расчетами в отношении многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями.
Пунктом 20 Правил определены методы, применяемые при установлении нормативов потребления коммунальных услуг: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод.
Метод аналогов применяется при наличии данных, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями (п. 21 Правил).
Экспертный метод применяется, если результаты измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов. При применении указанного метода используются данные измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг переносными приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями (п. 22 Правил).
Расчетный метод применяется, если результаты измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства и климатическими условиями отсутствуют или их недостаточно для применения метода аналогов, а также если отсутствуют данные измерений для применения экспертного метода (п.23 Правил).
По смыслу п.п. 21-23 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг каждый следующий из указанных методов должен применяться последовательно при невозможности применения предыдущего.
В оспариваемом постановлении указано, что нормативы потребления отопления, в том числе для населения с. Фершампенуаз в размере 0,3213 Гкал/м2 в год, были рассчитаны на основании Временных методических указаний по разработке нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг по Челябинской области от 2004 года и фактическим потреблением тепла населением района.
В письме Государственного комитета "Единый тарифный орган Челябинской области" от 17.09.2004 года N 1556/06 содержатся результаты расчета норматива потребления тепловой энергии на 1 кв.м для населения Нагайбакского района. Согласно данного письма годовой норматив теплопотребления на отопление составляет 0,324 Гкал/ год кв.м; месячный расчет на год 0,027 Гкал/мес. кв.м; месячный расчет на отопительный период продолжительностью 218 дней 0,045 Г.кал/мес кв.м.
Из расчета, приложенного к письму видно, что учитывалась только общая площадь однотипных домов, при этом типизация проведена только по этажности. При расчете не принимался во внимание год постройки домов, хотя Правила содержат такое требование. То есть дифференциация по сроку эксплуатации жилищного фонда при расчете норматива не проводилась.
Установлено также, что по состоянию на 2006 год в селе Фершампенуаз имелись кирпичные, крупно-блочные, крупно-панельные и деревянные дома, которые по своим конструктивным и техническим параметрам различны, однако какая-либо дифференциация нормативов потребления коммунальных услуг не проводилось. Также не учитывался износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
Согласно временным методическим рекомендациям по формированию нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг по Челябинской области за 2004 год, на основании которых был произведен расчет в качестве исходных данных для расчета норматива применяется температура внутри отапливаемых зданий +20С. Вместе с этим в соответствии с Правилами расчета, утвержденными Постановление правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" применяется показатель +18 С., что также существенно влияет на окончательный результат при расчете норматива.
Кроме того, судом установлено, что при производстве необходимых расчётов имеет место сокращение получаемого значения цифры норматива потребления отопления до тысячных (0,324), при том, что указанное действие обозначенными выше Правилами не предусмотрено.
В связи с изложенным суд считает, что Постановление Нагайбакского районного совета депутатов Челябинской области N 70 от 28 декабря 2004 года "О нормативах потребления услуг для населения по теплоснабжению" противоречит п.п. 5, 10, 14, 19 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
требования Пушкарского Василия Николаевича удовлетворить частично.
Признать Постановление Нагайбакского районного совета депутатов Челябинской области N 70 от 28 декабря 2004 года "О нормативах потребления услуг для населения по теплоснабжению" недействующим со дня вступления в законную силу данного решения суда.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд, в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме путем подачи жалобы через Нагайбакский районный суд.
Председательствующий:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.