Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ваганюк Н.Н.
судей Малининой О.Н., Баранова В.В.
при секретаре Теткиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Сампурском районе Тамбовской области на решение Сампурского районного суда Тамбовской области от 30 июля 2012 года по иску Володиной И.А. к ГУ УПФ РФ в Сампурском районе Тамбовской области о досрочном назначении пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и иной работой по охране здоровья населения,
заслушав доклад судьи Малининой О.Н., апелляционная инстанция
УСТАНОВИЛА:
Володина И.А. обратилась 02.07.2012г. в Сампурский районный суд Тамбовской области с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Сампурском районе Тамбовской области о досрочном назначении пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и иной работой по охране здоровья населения.
В своем заявлении истица указала, что с 01.08.1985 года она занималась лечебной деятельностью и иной работой по охране здоровья населения на территории Сампурского района Тамбовской области.
01.12.2011 года она обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Сампурском районе Тамбовской области с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и иной работой по охране здоровья селения, т.к. по ее расчетам стаж работы составлял более 25 лет.
В назначении вышеназванной пенсии ответчик ей отказал в решении N 11 от 02.12.2011 года, мотивируя тем, что у истицы нет необходимого льготного стажа на соответствующих видах работ в размере 25 лет. В решении принято к зачёту стаж 17 года 08 месяцев и 06 дней, по состоянию на момент подачи заявления. При этом не включены в специальный стаж периоды ее работы
-с 01.08.1985 г. по 14.01.1987 г. (01 год 05 месяцев 14 ей),
-с 12.10.2004г. по 01.12.2011 г. (07 лет 01 месяц 21 день) в связи с тем, что работа в должности медицинской сестры протекала в учреждениях, не включённых в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утверждённый постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N781.
Она не согласна с отказом ГУ ? Управления Пенсионного фонда в Сампурском районе Тамбовской области в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по следующим основаниям.
В соответствии с решением заседания правления колхоза им. 50-летия ВЛКСМ от 01.08.1985 года, она была принята на работу в детский комбинат колхоза им. 50-летия ВЛКСМ в должности медицинской сестры, где и проработала до 14.01.1987 года, что подтверждается выписками из протокола N8 от 01.08.1985 года и N1 от 14.01.1987 года, а также записями в трудовой книжке. За время работы она занималась только лечебной деятельностью.
Однако, в настоящее время, в связи с ликвидацией комбината и колхоза им. 50-летия ГКСМ должностных инструкций с указанием ее обязанностей не сохранилось.
В соответствии с приказом главного врача МУЗ "Сампурская ЦРБ от 11.10.2004года N51 она была освобождена от занимаемой должности медицинской сестры МУЗ "Ивановская участковая больница", где осуществляла трудовую деятельность на тот момент, а в соответствии с приказом директора муниципального учреждения социального обслуживания " Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Сампурского района" N 34 от 11.10.2004 года принята в МУСО "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Сампурского района" в связи с переводом.
На основании постановлений администрации Тамбовской области данное учреждение несколько раз переименовывалось, каких-либо дополнительных приказов не издавалось, но в трудовой книжке делалась запись о переименовании учреждения. При этом, она продолжала свою трудовую деятельность в должности медицинской сестры. Указывает, что в спорный период фактически никакого перевода не было, поскольку все учреждения, в которых она работала после больницы были образованы, реорганизованы переименованы вместо и на базе Ивановкой участковой больницы. Должностные обязанности за этот период существенно не изменились, она также работает по графику и всю свою трудовую деятельность осуществляла только в сельской местности.
С 11.10.2004г. она работала в государственных и муниципальных учреждениях, выполняла только лечебную работу.
В указанном Списке в графе "Наименование учреждений" за N 31 числятся учреждения социальногообслуживания к которым относится Центр
На основании вышеизложенного истица просила обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Сампурском районе Тамбовской области:признать решение комиссии по назначению пенсий ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Сампурском районе Тамбовской области N11 от 02.12.2011 года незаконным; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Сампурском районе Тамбовской области включить в ее стаж работы, дающей право на досрочное назначение ее трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью и иной работой по здоровья населения периоды работы с 01.08.1985 года по 14.01.1987 года в должности медсестры в детском комбинате колхоза им. 50-летия ВЛКСМ, и с 12.10.2004 по 01.12.2011 года в должности медсестры МУСО "Центр социального обслуживания граждан пожило возраста и инвалидов Сампурского района" (ТОГУ Центр социального обслуживания населения Сампурского района"), в календарном исчислении; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Сампурском Тамбовской области с момента обращения, то есть с 01.12.2011 года назначить ей трудовую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности.
Решением Сампурского районного суда Тамбовской области от 30 июля 2012 года исковые требования истицы Володиной Л.И. были полностью удовлетворены.
ГУ УПФ РФ в Сампурском районе Тамбовской области была подана апелляционная жалоба, в которой просит отменить обжалуемое решения суда, указав что с принятым судебным актом не согласно, поскольку судом допущены существенные нарушения норм материального права и полагает, что вынесенное судебное решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Ни одно учреждение, в котором работала истица в указанные периоды не является учреждением здравоохранения. ТОГКУСОН Комплексный центр социального обслуживания населенияпо Сампурскомурайону не предусмотрен Списками ни по ранее действовавшему законодательству, ни в настоящее время.
Полагает, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергался неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Основными видами деятельности ТОГКУСОН Комплексный центрсоциальногообслуживаниянаселенияпоСампурскомурайону является оказание семьям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействие в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса.
В структуре Учреждения функционируют отделения: социального облуживания населения на дому, стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и т. д. Поэтому, основной задачей данной службы является оказание социальнобытового обслуживаниясоциально неактивному населению.
В связи с чем, данное учреждение невозможно отнести к учреждению здравоохранения.
В судебном заседании представитель ответчика - ГУ- УПФ РФ в Сампурском районе Тамбовской области по доверенности Великанова И.В. - настаивал на удовлетворении апелляционной жалобы по приведенным в ней основаниям.
Истица Володина И.А. - просила апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения, обжалуемое решение суда - без изменения, считая его законным и обоснованным.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и оценив, имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12. 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа имеют право на установление трудовой пенсии по старости независимо от возраста.
В соответствии с п. 2 ст. 27 этого же Закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Удовлетворяя требования в части включения в стаж работы Володиной И.А., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", первый спорный период ее работы, суд первой инстанции обоснованно руководствовался действовавшим до 1 октября 1993 года Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) вдетских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Названный Перечень относил ясли-сады, детские сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.
Детские комбинаты, согласно Общесоюзному классификатору "Отрасли народного хозяйства", утвержденному Госкомитетом СССР, Госпланом ССР Госстандартом СССР от 01.01.1976 г., были предусмотрены как ясли-сад. Функции, выполнявшиеся детским комбинатом тождественны функциям ясли-сад, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781.
Так, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения определяется в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ РФ от 17.12.2001г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях", с учетом Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. N 781.
Списками предусмотрено наименование "Учреждение социального обслуживания: дом-интернат для престарелых и инвалидов". Согласно п. 6 Правил в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном Правилами, работа в должностях, указанных в списке - в стационарах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений.
Суд первой инстанции установил, что Володина И.А. работала медицинской сестрой в "МУЗ "Ивановская участковая больница и приказом главного врача МУЗ "Сампурская ЦРБ" 11.10.2004 г. была освобождена от занимаемой должности и приказом директора МУСО "Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Сампурского района" N34 от тоже даты была принята на работу в данное учреждение. На основании постановления администрации Тамбовской области N 194 от 22.03.2005 г. названный Центрбыл передан в собственность Тамбовской области. Далее данное учреждение переименовывалось, однако это не повлекло существенных изменений характера и объема выполняемых задач, так как в Уставах и МУСО, и ТОГУ, ТОГУК СОН, одной из основных задач деятельности учреждений является, как и в больнице, оказание гражданам гарантированных государством социальномедицинских санитарно-гигиенических услуг, в том числе и на стационарной основе.
Изменение названий учреждения не коснулось функциональных обязанностей медицинского персонала.
Кроме того, согласно должностной инструкции медицинскойсестры ТОГУ Комплексный центрсоциальногообслуживаниянаселения Сампурского района медицинскаясестра назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя учреждения здравоохранения.
Согласно штатного расписания в отделении значатся: зав. отделением, врач -терапевт, 4 медицинскиесестры.
Более того, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 был утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, где в п.8 графы " Наименование учреждений"Списка, предусмотрена работа медицинскойсестры в Центрах, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения: федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ ( независимо от наименований).
При таком положении, удовлетворяя исковые требования истицы, суд первой инстанции правильно исходил из того, что весь период в указанном учреждении, работая медицинскойсестрой, истица осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал представленные доказательства и пришел к правильному выводу о том, что истица на 1.12.2011 года имела специальный стаж -25 лет, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии на основании подп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ N173 " О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г.
Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения, поскольку выводов суда не опровергают, касаются обстоятельств, которым судом дана надлежащая оценка.
Решение принято законное и обоснованное, с правильным применением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, апелляционная инстанция
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Сампурского районного суда Тамбовской области от 30 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ УПФ РФ в Сампурском районе Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.