Апелляционная инстанция Тамбовского областного суда в составе:
Председательствующего судьи: Белоусовой В.Б.,
Судей: Ледовских И.В., Бучневой О.А.
при секретаре: Юдаевой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукьянова С.В. к Военному комиссариату Тамбовской области о признании и включении в выслугу лет периода военной службы исчисляемого на льготных условиях, об обязанности произвести перерасчет пенсии и выплате разницы между начисленной пенсией и пенсией с учетом перерасчета,
по апелляционной жалобе Лукьянова С.В. на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 02 июля 2012 года.
заслушав доклад судьи Ледовских И.В.,
УСТАНОВИЛА:
Лукьянов С.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к Военному комиссариату Тамбовской области, указав, что с 11 апреля 2010 года военным комиссариатом Тамбовской области ему назначена пенсия за выслугу лет (25 лет) в размере *** руб. *** коп. в месяц. 26.01.2011 г. он обратился в военный комиссариат Тамбовской области с заявлением о перерасчете ему пенсии с учетом льготной выслуги, в связи с выполнением задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории Южной Осетии в период с 21 августа по 26 декабря 2008 года. Однако в перерасчете пенсии ему было отказано. Он считает, что общая продолжительность его военной службы с учетом названного периода в льготном исчислении для назначения пенсии должна составлять 26 лет, а не 25 лет. Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 12 августа 2008 года N 587 была введена льгота - военнослужащим, выполняющим задачи при вооруженных конфликтах, засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии один месяц военной службы за три месяца. Аналогичные положения закреплены в п. 2 Приказа Минобороны РФ от 20 августа 2008 года N440 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территории Южной Осетии и Абхазии", а также в ст. 2 ФЗ от 21.01.1993 г. N4328-1 "О дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащих, проходящим военную службу на территории государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах", приказе Минобороны РФ от 04.01.1996 г. N9 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим ВС РФ, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан", а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах". Он был направлен в командировку в зону грузино-осетинского вооруженного конфликта сроком на 365 дней с 19 августа 2008 года по 18 августа 2009 года для участия в проведении миротворческой операции, где фактически находился с 21 августа по 26 декабря 2008 года и выполнял специальные задачи по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского вооруженного конфликта, о чем свидетельствуют предоставленные им документы. Просил суд признать период его военной службы с 21 августа по 26 декабря 2008 года исчисляемым на льготных условиях как один месяц службы за три, обязать ответчика включить указанный период его военной службы в общую выслугу военнослужащего на пенсию, составившую на 10 апреля 2010 года - 26 лет, в течение одного месяца произвести перерасчет пенсии с учетом периода службы, исчисляемого на льготных условиях, с 11 апреля 2010 года по настоящее время и в течение одного месяца выплатить разницу между начисленной ему пенсией и пенсией с учетом перерасчета с включенным периодом службы, исчисляемого на льготных условиях.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 02 июля 2012 года в удовлетворении заявленных исковых требований Лукьянову С.В. - отказано.
Не согласившись с обжалуемым судебным постановлением, Лукьяновым С.В. принесена апелляционная жалоба, в которой просит отменить его полностью и принять по делу новое решение, поскольку считает, что судом первой инстанции неправильно определены юридически значимые обстоятельства по делу. Судебное постановление принято с нарушением норм материального и процессуального права. В материалах дела отсутствуют: доверенность ответчика, его личное пенсионное дело и расчет его пенсии по составляющим. Судом не было принято во внимание то, что он проходил службу не по призыву, а по контракту. Не было рассмотрено то обстоятельство, было ли предоставлено государством взамен якобы отмененной льготы какие-либо заменяющие ее компенсации. Считает, что вопрос о включении того или иного периода в трудовой стаж должен решаться на основании законодательства, действовавшего на время выполнения работы. Автор жалобы также полагает, что ссылка суда первой инстанции на ФЗ от 12.01.1995 г. N5 "О ветеранах" с изменениями, внесенными законом N311 от 17.12.2009 г. несостоятельна и не основана на законе. Суд ошибочно пришел к выводам, что только участие в боевых действиях (период) дает право на исчисление льготной выслуги один месяц военной службы за три месяца, что противоречит буквальному толкованию положений абз.10 п.п. "б" п.3 постановления N 941 и п.2 постановления N 587 от 08.08.2008г., утратившему силу, как полагает, не с 26.08.2008г., а со 2 марта 2009г. Материалами дела установлено, что он находился в зоне грузино - осетинского вооруженного конфликта с 21 августа по 26 декабря 2008 года и выполнял различные задачи в зоне вооруженного конфликта, поэтому считает, что имеет конституционное право на зачет оспариваемой льготной выслуги и включении её в общую выслугу лет.
Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, считавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы Лукьянова С.В., суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в период прохождения военной службы по контракту, заключенному сроком на 5 лет (с 06.08.2007 года по 06.08.2012 года), Лукьянов С.В. был командирован в распоряжение командующего Российского воинского контингента в зоне грузино-осетинского конфликта (г.Цхинвали) сроком с 19 августа 2008 года по 18 августа 2009 года для участия в миротворческой операции. 21 августа 2008 года Лукьянов С.В. был зачислен в списки личного состава Объединенного штаба Смешанных сил по поддержанию мира в зоне грузино-осетинского вооруженного конфликта г.Цхинвал Южная Осетия, Грузия на все виды обеспечения при войсковой части полевая почта 64787 в должности военного наблюдателя Группы военных наблюдателей Объединенного штаба ССПМ. 26 декабря 2008 года Лукьянов С.В. убыл из г.Цхинвал в пункт постоянной дислокации Военный комиссариат г.Вологды. 10 апреля 2010 года Лукьянов С.В. был уволен с военной службы, 11 апреля 2010 года ему назначена пенсия за 25 полных лет военной службы, исходя из выслуги лет, общей продолжительностью 25 лет 4 месяца 15 дней с учетом одного дня выполнения задач грузино-осетинского конфликта (21.08.2008г.)
Из искового заявления и апелляционной жалобы Лукьянова С.В. усматривается, что основанием для перерасчета его пенсии с учетом выслуги лет в льготном исчислении в период с 21 августа по 26 декабря 2008 года в связи с выполнением задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территории Южной Осетии, по его мнению, является указание на это в абз.10 п.п. "б" п.3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 " О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров. прапорщиков ?" и п.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года N 587 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии".
Между тем, согласно абз.10 п.п. "б" п.3 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 года N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях один месяц службы за три месяца - в составе смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка в зоне грузино-осетинского конфликта, в том числе членам Смешанной контрольной комиссии и экспертам, военным наблюдателям и лицам, направляющимся для руководства и обеспечения деятельности этих смешанных сил, - за время выполнения задач в зоне вооруженного конфликта, но не ранее чем с 4 июля 1992 г..
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года N 587 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии" также было предусмотрено засчитывать в выслугу лет для назначения пенсии 1 месяц военной службы за 3 месяца военнослужащим, участвующим в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии.
Следовательно, период службы подлежит зачету на льготных условиях только в том случае, если такой период проходил в условиях вооруженного конфликта.
Основанием для принятия Постановления N 587 послужили развернувшиеся в ночь на 8 августа 2008 года на территории Республики Южная Осетия, входившей в состав Республики Грузия, события.
Из этого следует, что Правительство Российской Федерации установило правоотношения, определяющие объем прав и обязанностей военнослужащих на период конкретного вооруженного конфликта. Суть этих правоотношений заключается в возложении на военнослужащих задач при вооруженном конфликте на территориях Южной Осетии и Абхазии, выполнение которых дает им право на дополнительные гарантии и компенсации.
Правомочность Правительства Российской Федерации устанавливать указанные правоотношения закреплена в ст.20 Федерального закона от 17 декабря 1997 года "О Правительстве Российской Федерации" и в статье 7 Закона Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащих, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", согласно которым Правительство обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих, что также предполагает возможность введения дополнительных социальных гарантий для военнослужащих в зависимости от условий прохождения службы, а также изменение и отмену устанавливающих их правовых норм.
Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2009 года N 169 признан утратившим силу с 26 августа 2008 года пункт 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года N 587 "О дополнительных мерах по усилению социальной защиты военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти, участвующих в выполнении задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Южной Осетии и Абхазии", поскольку возникли иные правоотношения, не связанные с выполнением военнослужащими задач при вооруженном конфликте.
В Приложении к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", закрепляющем Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, указано, что выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, осуществлялось с 8 по 22 августа 2008 года (раздел N 3 Перечня)
Вышеуказанные обстоятельства указывают на отсутствие с этой даты оснований для предоставления военнослужащим, находящимся в командировке в Республиках Южная Осетия и Абхазия, гарантий и компенсаций, перечисленных в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 года N 587, поскольку изменились условия несения военной службы военнослужащими Российской Федерации, направленными на территории названных республик, с точки зрения статуса территории ее прохождения, оснований пребывания на данной территории, а также стоящих перед военнослужащими целей и задач.
В связи с изложенным правильным является вывод суда первой инстанции о том, что не подлежит удовлетворению требование Лукьянова С.В. о зачете всего спорного периода военной службы в выслугу лет в льготном исчислении и как следствие - о перерасчете размера его пенсии, исходя из выслуги лет общей продолжительностью 26 лет, так как правовых оснований не имеется.
Ссылка Лукьянова С.В. в жалобе на решения Ленинского районного суда г.Тамбова по делу N 2-790/2012 г. от 11.04.2012г., по делу N 2-1773/10 по искам граждан к Пенсионному фонду о досрочном назначении трудовой пенсии по старости лет, является несостоятельной, поскольку данные решения не являются обязательным при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Отсутствие в материалах дела копии доверенности представителя ответчика, участвовавшего в судебном заседании на основании доверенности N 57 от 13.02.2012г., пенсионного дела и расчета пенсии по составляющим, не влечет отмену по существу правильного решения суда.
Выводы суда основаны на нормах материального права, приведенных в решении, полно мотивированы, подтверждены материалами дела и не опровергаются доводами апелляционной жалобы истца, которые были предметом исследования суда первой инстанции и получили правильную правовую оценку в решении.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому основания для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная инстанция,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 2 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лкьянова С.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.