Постановление Президиума Тамбовского областного суда от 25 октября 2012 г.
(Извлечение)
Президиум Тамбовского областного суда в составе:
председателя: Соседова Е.А.
членов: Кочергиной Н.А., Коропенко Л.Е., Ламонова Е.В., Живоглядо-
ва М.В.,
при секретаре Андреевой О.С.
рассмотрел в судебном заседании дело по иску Муниципального учреждения "Покрово - Пригородное" Тамбовского района и области (далее - МУ "Покрово - Пригородное") к Одину С.И., Одиной С.С. о взыскании задолженности по оплате услуги за вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО),
по кассационной жалобе МУ "Покрово - Пригородное" от 23 июля 2012 года на решение мирового судьи судебного участка N4 Тамбовского района и области от 17 октября 2011 года и апелляционное определение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 26 января 2012 года.
Заслушав доклад судьи Тамбовского областного суда Самохвалова Ю.Т., президиум
УСТАНОВИЛ:
МУ "Покрово-Пригородное" обратилось в суд с иском к Одину С.И., Одиной С.С. о взыскании задолженности по оплате услуги за вывоз ТБО в размере *** рублей *** коп. Свои требования истец мотивирует тем, что ответчики проживают в ***, пользуются услугами по вывозу ТБО. Однако за период с *** года по *** года не производят оплату за услугу по вывозу ТБО.
Решением мирового судьи судебного участка N4 Тамбовского района от 17 октября 2011 года исковые требования МУ "Покрово - Пригородное" оставлены без удовлетворения.
Апелляционным решением Тамбовского районного суда от 26 января 2012 года названное решение мирового судьи оставлено без изменения, апелляционная жалоба МУ "Покрово - Пригородное" - без удовлетворения.
В кассационной жалобе содержится просьба об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии с п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N131-ФЗ от 06 октября 2003 года истец осуществляет организацию представления услуг по вывозу ТБО в ***. На сходе жителей *** года было принято решение об осуществлении МУ сбора средств за вывоз с территории *** ТБО.
Для осуществления указанной выше деятельности МУ "Покрово-Пригородным" заключены договоры с О. " Т." N *** от *** года, N *** от *** года и N *** от *** года. Кроме того, *** сельским Советом народных депутатов *** утверждены тарифы и нормы накопления ТБО (Решение N *** от *** года, N *** от *** года, N *** от *** года, N *** от *** года, N *** от *** года, N *** от *** года.
Договор на оказание услуг с истцом не был заключен по причине уклонения ответчиков от его подписания.
В то же время до *** года ответчики услуги по вывозу ТБО оплачивали, что свидетельствует о существовании договорных отношений по оказанию услуг по вывозу ТБО между истцом и ответчиками.
Согласно ст. 10 Правил благоустройства и содержания территории ***, утвержденных Решением *** сельсовета *** и области N *** от *** года жители имею право изменить способ вывоза ТБО, обратившись в организацию, осуществляющую обслуживание жилищного фонда.
Однако каких-либо уведомлений об отказе от услуг истца по вывозу ТБО, либо об использовании услуг другой организации, от ответчиков истцу не поступало, доказательств пользования услугами другой организации по вывозу ТБО в период с *** года по *** года ответчиками также не представлено, в связи, с чем домовладение ответчика было учтено при подготовке Решения о стоимости и тарифах на вывоз твердых бытовых отходов.
Более того, на территории *** и *** никакие другие организации, кроме МУ "Покрово-Пригородное" контейнеры для сбора ТБО не устанавливали. Истцом были оплачены услуги О. " Т." за вывоз ТБО из контейнеров, расположенных в *** и *** за свой счет. В свою очередь, ответчики, фактически пользуясь услугами МУ "Покрово-Пригородное" по вывозу ТБО, но, не заключив договор, ни с истцом, ни с каким-либо другим учреждением, оказывающим данные услуги, пытаются уклониться от оплаты за фактическое пользование услугами, и тем самым обогащаются за счет средств истца.
Однако, исходя из принятого судебного акта, можно сделать вывод, что суд апелляционной инстанции, по сути, занимает позицию, в соответствие с которой действующим российским законодательством предусмотрено безвозмездное оказание услуг по вывозу мусора, поэтому ответчики могут безвозмездно пользоваться контейнерами для утилизации мусора без внесения соответствующей платы за пользование услугами по вывозу мусора. При этом поставить у каждого мусорного контейнера по работнику круглосуточно контролирующего порядок утилизации гражданами скопившего мусора практически невозможно.
Принимая во внимание изложенное, МУ "Покрово-Пригородное" считает, что судебными инстанциями неправильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, что в свою очередь привело к существенным нарушениям норм материального права, которые повлияли на исход дела.
15 августа 2012 года дело было истребовано в Тамбовский областной суд для проверки доводов кассационной жалобы.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции сослались на то, что кроме того, что ответчики зарегистрированы и проживают на территории муниципального образования, других доказательств представления ответчикам услуги по вывозу ТБО истцом представлено не было.
Кроме того, договоры на оказание услуг по вывозу ТБО с ответчиками не заключался, протокол собрания N *** от *** года не может служить основанием для заключения договора по вывозу ТБО между истцом и ответчиками.
Между тем, судами первой и апелляционной инстанции допущено существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Так, в силу ч.1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного самоуправления.
Согласно ч1. ст.8 Федерального закона от 24 июня 1998года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (с изменениями и дополнениями) к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу п.18 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч.ч.1-2 ст. 4 Устава *** сельсовета
*** *** сельсовет является административно-территориальным образованием, входящим в состав ***. Территорию *** сельсовета составляют все входящие в его состав сельские населенные пункты: - ***, ***.
К вопросам местного значения сельсовета относится, в том числе, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п.18 ст. 6 Устава).
Согласно п.п.3-4 ч.1 ст. 7 Устава в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления сельсовета обладают полномочиями создания муниципальных предприятий и учреждений, установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями т учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В силу ст. 16 Правил благоустройства и содержания территории *** сельсовета *** и области владельцы и пользователи жилых домов индивидуального жилищного фонда обязаны выносить мусор в специально отведенные для этого места, а при бестарном способе вывоза мусора - в соответствии с графиком прибытия специализированного транспорта.
Из материалов дела видно, что постановлением главы *** сельсовета *** и области от *** года создано МУ "Покрово-Пригородное".
Кроме того, Покрово-Пригородным сельсоветом утверждены тарифы и нормы накопления ТБО (Решение N *** от *** года, N *** от *** года, N *** от *** года, N *** от *** года, N *** от *** года, N *** от *** года.
Из Устава МУ "Покрово-Пригородное" следует, что в его функции входит также организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно п.7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года N155 (с изменениями 1 февраля 2005 года) заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договора, квитанции, талона и т.д.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте её нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.
Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг.
Для осуществления указанной выше деятельности МУ "Покрово-Пригородным" заключены договоры с О. " Т." N *** от *** года, N *** от *** года и N *** от *** года.
В соответствии с требованиями ч.3 ст. 31 Жилищного кодекса РФ дееспособные члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В силу ч.1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором.
Судебными инстанциями установлено, что ответчики Одины С.И. и С.С. зарегистрированы и проживают в ***.
В период с *** года по *** года ответчики не оплачивали услуги по вывозу ТБО, предоставляемые муниципальным учреждением.
Согласно ст. 10 Правил благоустройства и содержания территории *** сельсовета, утвержденных Решением *** сельского совета народных депутатов *** и области N *** от *** года жители имею право изменить способ вывоза ТБО, обратившись в организацию, осуществляющую обслуживание жилищного фонда.
Однако, каких-либо уведомлений об отказе от услуг истца по вывозу ТБО, либо об использовании услуг другой организации, от ответчиков истцу не поступало. Доказательств пользования услугами другой организации по вывозу ТБО в период с *** года по *** года ответчиками также не представлено. В связи, с чем домовладение ответчика было учтено при подготовке Решения о стоимости и тарифах на вывоз твердых бытовых отходов.
Более того, на территории *** и *** никакие другие организации, кроме МУ "Покрово-Пригородное" контейнеры для сбора ТБО не устанавливали. Истцом были оплачены услуги О. " Т." за вывоз ТБО из контейнеров, расположенных в *** и *** за свой счет.
Таким образом, выводы судебных инстанций сделаны без учета действующих норм права, регулирующих вопросы компетенции органов местного самоуправления и порядка предоставления и оплаты услуг по выводу ТБО.
В силу вышесказанного, обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными и обоснованными.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
ПОСТАНОВИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка N4 Тамбовского района и области от 17 октября 2011 года и апелляционное определение Тамбовского районного суда от 26 января 2012 года отменить, передав дело на новое рассмотрение в мировой суд Тамбовского района.
Председатель: Е.А. Соседов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.