Моргаушский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Алексеевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Мясниковой С.Ю.,
с участием представителя истца Спиридоновой В.Д. Сергеевой О.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика- администрации Моргаушского района Тимофеевой О.В., действующей на основании доверенности N от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика- администрации Чуманкасинского сельского поселения Моргаушского района Николаевой Э.Л., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
третьих лиц- Сергеева А.Ю., Сергеевой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Спиридоновой Вассы Даниловны к администрации Чуманкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета,
УСТАНОВИЛ:
Спиридонова В.Д. обратилась в суд с иском к администрации Чуманкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, признании права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Исковое заявление мотивировано тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ФЗ "О ветеранах". Проживает по адресу: "адрес", "адрес" Чувашской Республики, в доме общей площадью "данные изъяты" кв.м., где кроме нее проживают внук Сергеев А.Ю. и внучка Сергеева Н.Ю. Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего составляет менее учетной нормы, установленной на территории Чуманкасинского сельского поселения Моргаушского района, которая составляет 12 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Чуманкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако решением N от ДД.ММ.ГГГГ глава поселения отказала ей в этом, мотивируя тем, что нуждаемость в жилом помещении возникла вследствие намеренного ухудшения жилищных условий. По утверждениям истца, она никаких действий по ухудшению своих жилищных условий не совершала. Собственником жилого дома является ее внучка Сергеева Н.Ю. Внук и внучка проживали с ней еще до регистрации по указанному адресу и осуществляли за ней уход.
В судебном заседании представитель истца Сергеева О.И. поддержала исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, вновь привела их суду. Пояснила, что дом принадлежит по праву собственности внучке истца Сергеевой Н.Ю., имеет площадь "данные изъяты" кв.м. Вместе с истцом по указанному выше адресу проживают ее дети, внуки Спиридоновой В.Д.- Сергеев А.Ю. и Сергеева Н.Ю. Сергеев А.Ю. зарегистрирован по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10- с ДД.ММ.ГГГГ, хотя проживали с бабушкой с детства, поскольку за ней требовался постоянный уход. В доме нет водопровода, приходится таскать воду с улицы.
До регистрации по данному адресу Сергеева Н.Ю. и Сергеев А.Ю. были зарегистрированы по адресу: "адрес", "адрес", по месту жительства своих родителей. Какого-либо другого жилья никто из проживающих совместно с истцом не имеют, следовательно, действий по ухудшению своих жилищных условий они не совершали. Просила суд признать отказ администрации Чуманкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N в постановке истца Спиридоновой В.Д. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным; признать за истцом право состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении и право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Третьи лица Сергеев А.Ю. и Сергеева Н.Ю. с исковыми требованиями Спиридоновой В.Д. согласились, просили суд их удовлетворить, пояснив, что их регистрация по месту жительства истца не связана с намерением ухудшить ее жилищные условия. Они проживают вместе со своей бабушкой- Спиридоновой В.Д. с детства. Проживание по указанному адресу было вызвано необходимостью помогать ей по хозяйству и ухаживать за ней. В настоящее время Сергеев А.Ю. работает в "адрес" и проживает на съемной квартире, Сергеева Н.Ю. обучается на "данные изъяты" курсе очного отделения в "данные изъяты" и проживает по месту учебы в общежитии по адресу: "адрес", имеет там временную регистрацию. Каждую неделю на выходные они приезжают к бабушке, помогают ей по хозяйству. Считают себя членами семьи как своих родителей, так и бабушки. Право пользования жилым помещением по месту жительства родителей по адресу: д. "адрес", ул. "адрес" они не утратили.
Представители ответчиков- администрации Моргаушского района Тимофеева О.В., администрации Чуманкасинского сельского поселения Моргаушского района Николаева Э.Л. иск не признали, суду пояснили, что с момента совершения действий по вселению внуков Спиридоновой В.Д. Сергеева А.Ю. и Сергеевой Н.Ю., приведших к ухудшению жилищных условий истца, не истек установленный ст.53 ЖК РФ срок. Наличие указанных обстоятельств послужило основанием для отказа в удовлетворении заявления истца о постановке в очередь в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Истец Спиридонова В.Д., представители третьих лиц- Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, отдела социальной защиты населения Моргаушского района Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающемся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст.2 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущих граждан (ч.2 указанной статьи) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч.3 статьи), признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст.12 ЖК РФ определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесены к компетенции Российской Федерации.
К компетенции субъектов Российской Федерации согласно ст.13 ЖК РФ отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу ст.14 ЖК РФ отнесено ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В ст.ст.2, 4 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ определен круг лиц, относящихся к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны.
Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 21 Федерального закона "О ветеранах". В частности, п. 4 ч. 1 статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Истец Спиридонова В.Д., являясь женой умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ.
26 декабря 2011 года истец обратилась в администрацию Чуманкасинского сельского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как вдова участника Великой Отечественной войны.
Согласно письма администрации Чуманкасинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N истцу было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении, по мотивам наличия обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий.
Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
Так, согласно ст.56 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи.
Суд признает выводы ответчика о наличии обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий, обоснованными.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением администрации Моргаушского района от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" учетная норма площади жилого помещения установлена в размере "данные изъяты" и менее кв. м. общей площади жилья на человека.
Постановлением главы Чуманкасинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N учетная норма площади жилого помещения установлена в размере "данные изъяты" и менее кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Из материалов дела следует, что истец проживает по адресу: "адрес", "адрес" Чувашской Республики.
Собственником жилого помещения является внучка истца- Сергеева Н.Ю., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости имущества от ДД.ММ.ГГГГ N.
Площадь жилого дома согласно справке "адрес"" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N составляет "данные изъяты" кв.м.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, основанием для регистрации права собственности явилось свидетельство о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с выпиской из похозяйственной книги N от ДД.ММ.ГГГГ N (лицевой счет N) членами хозяйства по адресу: "адрес", "адрес" на настоящее время являются: Спиридонова В.Д., Сергеев А.Ю., Сергеева Н.Ю. Данное обстоятельство подтверждено и справкой администрации Чуманкасинского сельского поселения Моргаушского района от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно паспортных данных, истец Спиридонова В.Д. зарегистрирована по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, Сергеев А.Ю.- с ДД.ММ.ГГГГ, до этого был зарегистрирован в "адрес" в "адрес", Сергеева Н.Ю.- с ДД.ММ.ГГГГ, ранее была зарегистрирована также в "адрес".
Из представленной суду выписки из похозяйственной книги N (лицевой счет N) администрации Чуманкасинского сельского поселения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что Сергеева Н.Ю. и Сергеев А.Ю. до снятия с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, являлись членами хозяйства Сергеевой З.В., расположенного по адресу: "адрес", ул.Г.Иванова, "адрес". Общая площадь жилого помещения по указанному адресу в соответствии со справкой МУП "БТИ" "адрес" составляет "данные изъяты" кв.м.
Следовательно, до ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении во адресу: "адрес", "адрес" была зарегистрирована и проживала только истец Спиридонова В.Д. Она не нуждалась в жилом помещении, поскольку обеспеченность общей площадью до указанной даты составляла "данные изъяты" кв.м, что выше учетной нормы "данные изъяты" кв.м, установленной по "адрес".
Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из изложенного следует, что Сергеев А.Ю. и Сергеева Н.Ю. к моменту регистрации по адресу: "адрес", "адрес" были обеспечены жилым помещением для постоянного проживания по адресу: "адрес", "адрес". Доказательств утраты ими права пользования жилым помещением по данному адресу суду не представлено.
Свидетели ФИО12. суду пояснили, что Сергеев А.Ю. и Сергеева Н.Ю. проживали с бабушкой, ухаживали за ней и помогали ей по хозяйству. Сергеев А.Ю. и Сергеева Н.Ю. общаются со своими родителями, не утратили права пользования жилым помещением и по месту жительства родителей. Родители не были лишены в отношении детей родительских прав.
После оформления права собственности Сергеевой Н.Ю. на жилой дом по спорному адресу ДД.ММ.ГГГГ, совершения действий по регистрации в нем внуков Сергеева А.Ю. и Сергеевой Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию Чуманкасинского сельского поселения Моргаушского района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Учитывая, что действия по вселению в качестве члена семьи собственника жилого помещения и регистрации Сергеева А.Ю. и Сергеевой Н.Ю. совершены после принятия Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" и после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О ветеранах" по вопросу обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета жильем, у ответчика были все основания признать их в качестве свидетельства о наличии умысла на получение мер социальной поддержки.
Ввиду того, что на момент обращения истицы с заявлением о постановке на учет имелись обстоятельства, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий и предусмотренный в ст. 53 ЖК РФ срок со дня их совершения не истек, ответчик обоснованно отказал истцу в постановке на учет по этому основанию.
На основании изложенного, требования истца о признании решения администрации Чуманкасинского сельского поселения "адрес" Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Спиридоновой Вассы Даниловны к администрации Чуманкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании решения администрации Чуманкасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным, признании за ней права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как вдовы участника Великой Отечественной войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья А.В.Алексеева
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.