Моргаушский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Алексеевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Мясниковой С.Ю.,
с участием представителя истца Гордеевой М.Н. ФИО3, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
третьего лица ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гордеевой Марии Николаевны к администрации "адрес" сельского поселения "адрес" Чувашской Республики о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Гордеева М.Н. обратилась в суд с иском к администрации "адрес" сельского поселения "адрес" Чувашской Республики о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Исковое заявление мотивировано тем, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ФЗ "О ветеранах". Проживает по адресу: д. "адрес" "адрес" Чувашской Республики, в доме общей площадью "данные изъяты" кв.м., где кроме нее проживают: сноха ФИО8, внучка ФИО4, ее супруг ФИО9, правнук ФИО6 Собственником жилого помещения является ФИО8 Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего составляет "данные изъяты" кв.м., тогда как учетная норма на территории "адрес" сельского поселения "адрес"- 12 кв.м. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию "адрес" сельского поселения "адрес" с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако решением N от ДД.ММ.ГГГГ администрация сельского поселения отказал ей в этом, мотивируя тем, что нуждаемость в жилом помещении возникла вследствие намеренного ухудшения жилищных условий. По утверждениям истца, она никаких действий по ухудшению своих жилищных условий не совершала.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 поддержал исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, вновь привел их суду. Пояснил, что "адрес" по адресу: "адрес", "адрес" Республики принадлежит по праву собственности ФИО8, имеет площадь "данные изъяты" кв.м. Вместе с ФИО2 по данному адресу проживают: сноха ФИО8, внучка ФИО4, муж внучки ФИО9, правнук ФИО6 ФИО4, ФИО9, ФИО6 зарегистрированы по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, до этого были зарегистрированы в "адрес" по пр "адрес", "адрес", ком. "адрес". Данная комната принадлежит ФИО4 на праве собственности. В настоящее время в ней проживает крестник ФИО4 ФИО10, который обучается в высшем учебном заведении в "адрес" и был вселен на время учебы в качестве члена семьи. В связи с этим семья ФИО11 не имеет возможности проживать по данному адресу. Другого какого-либо жилья никто из проживающих совместно с ФИО2 не имеют, следовательно, действий по ухудшению жилищных условий они не совершали. Просил суд удовлетворить требования истца: признать решение администрации "адрес" сельского поселения "адрес" Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в постановке истца на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, обязать поставить ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Третье лицо ФИО9 с исковыми требованиями истца согласился, просил суд их удовлетворить. Поддержал сказанное в судебном заседании представителем истца ФИО3, подтвердил, что его регистрация, а также регистрация ФИО4, ФИО6 в "адрес" не связана с намеренным ухудшением жилищных условий ФИО2 Они фактически проживают в этом доме более 5 лет, ухаживая за истцом. Он с супругой ФИО4 работают в "адрес", сын ФИО6 учится в школе в "адрес", однако каждый день ездят в деревню. Жилье в "адрес" принадлежит по праву собственности его супруге, право пользования им они не утратили.
Истец ФИО2, представитель ответчика- администрации "адрес" сельского поселения "адрес", третьи лица- ФИО8, ФИО4, ФИО10, представители третьих лиц- администрации "адрес", Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, отдела социальной защиты населения "адрес" Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, представили суду заявления с просьбой провести разбирательство по делу без их участия.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, материалы гражданского дела N, которых, по их мнению достаточно для принятия решения по делу и не требуется представление дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающемся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст.2 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущих граждан (ч.2 указанной статьи) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч.3 статьи), признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст.12 ЖК РФ определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесены к компетенции Российской Федерации.
К компетенции субъектов Российской Федерации согласно ст.13 ЖК РФ отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу ст.14 ЖК РФ отнесено ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В ст.ст.2, 4 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ определен круг лиц, относящихся к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны.
Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 21 Федерального закона "О ветеранах". В частности, п. 4 ч. 1 статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Истец Гордеева М.Н., являясь женой умершего участника Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию "адрес" сельского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и имеющей право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как вдова участника Великой Отечественной войны.
Согласно письма администрации "адрес" сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N, истцу было отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающейся в жилом помещении по мотивам наличия обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий.
Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
Так, согласно ст.56 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи.
Суд признает выводы ответчика о наличии обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий, обоснованными.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст.50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 и менее кв. м. общей площади жилья на человека.
Постановлениями администрации "адрес" сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Из материалов дела следует, что истец проживает по адресу: "адрес", "адрес" Чувашской Республики.
Собственником жилого помещения является Гордеева Р.П., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости имущества от ДД.ММ.ГГГГ N.
Площадь жилого дома согласно справке МУП "БТИ" "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N составляет 53,2 кв.м.
Согласно выписке из похозяйственной книги от ДД.ММ.ГГГГ N (лицевой счет N) членами хозяйства являются: ФИО8, ФИО2, ФИО4, ФИО9, ФИО6
Согласно паспортных данных, истец ФИО2 была зарегистрирована по указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8- ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4, ФИО9- ДД.ММ.ГГГГ, их сын, ФИО6, 2003 года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ вместе с ними.
Следовательно, до ДД.ММ.ГГГГ в указанном жилом помещении были зарегистрированы ФИО2 и ФИО8 Истец не нуждалась в жилом помещении, поскольку обеспеченность общей площадью на каждого проживающего составляла "данные изъяты" что выше учетной нормы 12 кв.м, установленной по "адрес".
Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Судом установлено, что собственником жилого помещения по адресу: Чувашская Республика, "адрес", "адрес", "адрес", на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ являлась истец ФИО2, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 21 А "адрес".
На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного между истцом ФИО2 и третьим лицом ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ, собственником данного жилого помещения в настоящее время является ФИО8 (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ 21 А "адрес").
Судом также установлено, что третье лицо ФИО4 является собственником жилого помещения- комнаты N по адресу: Чувашская Республика, "адрес", "адрес", "адрес", что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости имущества от ДД.ММ.ГГГГ N и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ "адрес" жилого помещения- 14, 2 кв.м, жилая- 12,5 кв.м.
Из изложенного следует, что ФИО4, ФИО9 и ФИО6 к моменту регистрации на жилплощади ФИО8 были обеспечены жилым помещением для постоянного проживания по адресу: Чувашская Республика, "адрес", "адрес", "адрес", ком.418. ФИО4 и ФИО9 работают в "адрес", сын ФИО6 обучается в школе в "адрес". Доказательств утраты ими права пользования жилым помещением по данному адресу суду не представлено.
Доводы представителя истца ФИО3 в судебном заседании о том, что с ДД.ММ.ГГГГ в комнате проживает крестник ФИО4 ФИО10, в связи с чем семья ФИО11 не имеет возможности проживать по данному адресу, суд не может принять во внимание, поскольку по пояснениям представителя истца и третьего лица ФИО9 в судебном заседании последний был вселен в указанное помещение на период обучения в высшем учебном заведении. До этого был зарегистрирован и проживал в родительском доме по адресу: "адрес", "адрес", в доме, площадью "данные изъяты" кв.м. Доказательств утраты им права пользования жилым помещением в "адрес" суду не представлено.
Как указывалось выше, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Следовательно, обеспеченность общей площадью на каждого проживающего по адресу: "адрес", "адрес" Чувашской Республики выше учетной нормы, установленной в "адрес".
Согласно ст.31 ЖК РФ, 292 ГК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником и могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения. Следовательно, истец не была лишена возможности выразить свое волеизъявление по вселению в занимаемое жилое помещение третьих лиц ФИО4, ФИО9, ФИО6
После совершения действий по регистрации ДД.ММ.ГГГГ указанных лиц, продажи дома ДД.ММ.ГГГГ и регистрации права собственности на него ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в администрацию Хорнойского сельского поселения "адрес" с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Учитывая, что указанные действия совершены после принятия Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" и после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О ветеранах" по вопросу обеспечения инвалидов и участников Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета жильем, у ответчика были все основания признать их в качестве свидетельства о наличии умысла на получение мер социальной поддержки.
Ввиду того, что на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет имелись обстоятельства, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий и предусмотренный в ст. 53 ЖК РФ срок со дня их совершения не истек, ответчик обоснованно отказал истице в постановке на учет по этому основанию.
На основании изложенного, требования истца о признании решения администрации "адрес" сельского поселения "адрес" Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Гордеевой Марии Николаевны к администрации "адрес" сельского поселения "адрес" Чувашской Республики о признании решения администрации "адрес" сельского поселения "адрес" Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья А.В.Алексеева
Мотивированное решение составлено 08 мая 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.