Моргаушский районный суд Чувашской Республики
под председательством судьи Алексеевой А.В.,
при секретаре судебного заседания Мясниковой С.Ю.,
с участием представителя истца ФИО3 ФИО5, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
третьих лиц ФИО10, ФИО11,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к администрации "адрес" сельского поселения "адрес" Чувашской Республики о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратился в суд с иском к администрации "адрес" сельского поселения "адрес" Чувашской Республики о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, признании права состоять на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Исковое заявление мотивировано тем, что он является участником Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные ФЗ "О ветеранах". Проживает по адресу: "адрес" Чувашской Республики, в доме общей площадью "данные изъяты" кв.м., где кроме него проживают: супруга ФИО9, сын ФИО10, сноха ФИО11 и внучка ФИО12 Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого проживающего составляет менее учетной нормы на территории "адрес" сельского поселения. Решением N от ДД.ММ.ГГГГ администрация "адрес" сельского поселения отказала ему в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, мотивируя тем, что нуждаемость в жилом помещении возникла вследствие намеренного ухудшения жилищных условий. По утверждениям истца, он никаких действий по ухудшению своих жилищных условий не совершал.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 поддержал исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, вновь привел их суду. Пояснил, что "адрес" по адресу "адрес" Республики принадлежит по праву собственности ФИО3, имеет площадь "данные изъяты" кв.м. По указанному адресу проживают: супруга истца ФИО9, сын ФИО10, сноха ФИО11 и внучка ФИО12 Сын, сноха и внучка зарегистрированы в указанном доме с ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на то, что проживают здесь уже более "данные изъяты" лет. До этого были зарегистрированы в "адрес". В настоящее время там проживает их сын со своей девушкой. Какого-либо жилья, кроме этого, никто из проживающих в настоящее время с истцом, не имеет, следовательно, каких-либо действий по ухудшению своих жилищных условий они не совершали. Регистрация по указанному адресу третьих лиц связана с необходимостью осуществления ухода за истцом и его супругой. Просил суд признать отказ администрации "адрес" сельского поселения "адрес" Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N в постановке истца ФИО3 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным, признать за ним право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении и право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем, как участника Великой Отечественной войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Третьи лица ФИО10 и ФИО11 с исковыми требованиями истца согласились, просили суд их удовлетворить. Поддержали сказанное в судебном заседании представителем истца ФИО5, суду пояснили, что их регистрация в жилом доме истца не связана с намеренным ухудшением жилищных условий и обращением его ДД.ММ.ГГГГ в администрацию Большесундырского сельского поселения "адрес" с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Также пояснили, что проживают с истцом уже более 10 лет и осуществляют за ним уход. Утратившими право пользования квартирой N в "адрес", себя не считают, хотя в ней фактически не проживают. Там в настоящее время проживает их сын со своей девушкой.
Истец ФИО3, третьи лица ФИО9, ФИО12, представитель ответчика- администрации "адрес" сельского поселения, представители третьих лиц- администрации "адрес", Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, отдела социальной защиты населения "адрес" Чувашской Республики Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Причина неявки истца не известна, остальные представили заявления с просьбой провести разбирательство по делу без их участия.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело при имеющейся явке и по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, которых, по их мнению достаточно для принятия решения по делу и не требуется представления дополнительных доказательств, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст. 2 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Решение вопроса о постановке граждан на учет в целях получения жилого помещения по договору социального найма обусловлено совокупностью двух условий: наличием статуса малоимущих граждан (ч.2 указанной статьи) либо отнесением к специально указанной в федеральном законе или законе субъекта РФ категории граждан (ч.3 статьи), признанных нуждающимися в жилых помещениях.
Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 9 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства, что предусмотрено ч.ч. 1, 2, 3 ЖК РФ.
Согласно ст. 12 ЖК РФ определение оснований признания малоимущих граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и определение порядка предоставления малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда отнесены к компетенции Российской Федерации.
К компетенции субъектов Российской Федерации согласно ст. 13 ЖК РФ отнесено определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
К компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу ст. 14 ЖК РФ отнесено ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В ст.ст. 2, 4 Федерального закона "О ветеранах" от 12 января 1995 года N 5-ФЗ определен круг лиц, относящихся к ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны.
Указом Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" предусмотрена необходимость завершения обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Меры социальной поддержки инвалидов войны предусмотрены ст.14 Федерального закона "О ветеранах". В частности, п.4 ч.1 статьи предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Истец ФИО3 в соответствии с представленным суду удостоверением серии ВВ N имеет права на льготы, установленные ст.14 Федерального закона "О ветеранах" от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию "адрес" сельского поселения с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и имеющего право на обеспечение жильем за счет средств как участник ФИО2 войны.
Согласно письма администрации "адрес" сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N истцу было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по мотивам наличия обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий.
Жилищное законодательство РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым гражданину может быть отказано в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении.
Так, согласно ст. 56 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 настоящего Кодекса документы; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный ст. 53 настоящего Кодекса срок.
Часть 2 названной правовой нормы предусматривает, что решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные ч.1 настоящей статьи.
Суд признает выводы ответчика о наличии обстоятельств, свидетельствующих о намеренном ухудшении жилищных условий, обоснованными.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях определены в ст. 51 ЖК РФ, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии со ст. 50 ЖК РФ норма предоставления площади жилого помещения устанавливается органами местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Постановлением администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма" учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 и менее кв. м. общей площади жилья на человека.
Постановлениями главы "адрес" сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 и менее кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Из материалов дела следует, что истец проживает по адресу: "адрес" Чувашской Республики.
Является собственником указанного жилого помещения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости имущества от ДД.ММ.ГГГГ N.
Площадь жилого дома по представленным документам составляет "данные изъяты" кв.м.
Согласно выписке из похозяйственной книги N, лицевой счет N, членами хозяйства являются: ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 Указанное подтверждается и справкой администрации "адрес" сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ N.
По показаниям в судебном заседании свидетелей ФИО6 и ФИО7 ФИО10, ФИО11, ФИО12 проживают вместе с истцом ФИО3 в "адрес", осуществляют уход за ним и его супругой ФИО9
около "данные изъяты" лет. О наличии у ФИО10, ФИО11, ФИО12 иного жилого помещения, в частности в "адрес", им ничего не известно.
Как видно из представленных паспортов, ФИО10, ФИО11 и ФИО12 зарегистрированы по адресу: "адрес", ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, до ДД.ММ.ГГГГ в данном жилом помещении были зарегистрированы истец и его супруга ФИО9 Истец не нуждался в жилом помещении, поскольку обеспеченность общей площадью до указанной даты на каждого проживающего составляла "данные изъяты"), что выше учетной нормы 12 кв.м, установленной по "адрес".
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Представленными суду документами установлено, что ФИО10, ФИО11 и ФИО12 ранее были зарегистрированы по адресу: Чувашская Республика, "адрес". Согласно справкам МУП " "адрес"" от ДД.ММ.ГГГГ квартира зарегистрирована по праву совместной собственности на основании договора мены и имеет общую площадь "данные изъяты" кв.м.
Согласно объяснений в судебном заседании третьих лиц ФИО10 и ФИО11, квартира в "адрес" приобретена ими на четверых и является их совместной собственностью.
Из изложенного следует, что ФИО10, ФИО11 и ФИО12 к моменту регистрации на жилплощади ФИО3 были обеспечены жилым помещением для постоянного проживания по адресу: Чувашская Республика, "адрес" утратившими право пользования жилым помещением до настоящего времени не признаны. Доказательств утраты ими права пользования жилым помещением суду не представлено.
Как указывалось выше, при наличии у гражданина и членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
С учетом наличия в совместной собственности ФИО10, ФИО11 и ФИО12 в жилого помещения по адресу: Чувашская Республика, "адрес", истец обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы.
После совершения действия по регистрации ФИО10, ФИО11 и ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Учитывая, что указанные действия по регистрации ФИО10, ФИО11 и ФИО12 совершены после принятия Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "Об обеспечении жильем ветеранов ФИО2 войны 1941-1945 годов" и после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон "О ветеранах" по вопросу обеспечения ФИО2 и участников ФИО2 войны за счет средств федерального бюджета жильем, у ответчика были все основания признать их в качестве свидетельства о наличии умысла на ухудшение жилищных условий с целью получения мер социальной поддержки в виде выплаты денежной компенсации на приобретение жилья.
Ввиду того, что на момент обращения истца с заявлением о постановке на учет имелись обстоятельства, свидетельствующие о намеренном ухудшении жилищных условий и предусмотренный в ст. 53 ЖК РФ срок со дня их совершения не истек, ответчик обоснованно отказал истцу в постановке на учет.
На основании изложенного, требования истца о признании решения администрации "адрес" сельского поселения "адрес" Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, признании за ним права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, права на обеспечение жильем за счет федерального бюджета как участника ФИО2 войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий, не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к администрации "адрес" сельского поселения "адрес" Чувашской Республики о признании решения администрации "адрес" сельского поселения "адрес" Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, признании за ним права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, права на обеспечение жильем за счет федерального бюджета как участника ФИО2 войны, нуждающегося в улучшении жилищных условий, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Чувашской Республики через Моргаушский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья А.В.Алексеева
Мотивированное решение составлено 08 мая 2012 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.