Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Давыдовой О.Ф.,
судей Быковой Н.А. и Усовой Н.М.,
при секретаре Людвиг Е.И.,
рассмотрев в порядке апелляционного производства кассационную жалобу представителя Рукавишниковой Л.Д. - Мазовой Д.А. по гражданскому делу по иску Рукавишниковой Л.Д. к Администрации г. Иркутска о признании незаконным отказа, выраженном в корректурном листе на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 13 декабря 2011 года,
УСТАНОВИЛА:
Рукавишникова Л.Д., обратившись в суд с иском, указала, что на основании заочного решения "данные изъяты" от 18.02.2011 она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: Адрес обезличен ФГУП " В." сформирован материал по составлению схемы расположения земельного участка с целью уточнения в установленном порядке местоположения границ земельного участка. По результатам межевания площадь земельного участка составила 1289 кв.м.
13.07.2011 в Администрацию г. Иркутска она передала материалы с целью утверждения схемы расположения земельного участка, а в дальнейшем получении Распоряжения об утверждении данной схемы.
05.08.2011 от Комитета по градостроительной политике Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Иркутска был получен первый корректурный лист Номер обезличен, в котором содержится указание специалистам ФГУП " В." о необходимости нанесения охранной зоны канализации.
20.09.2011 был получен второй корректурный лист Номер обезличен, в котором Комитет по градостроительной политике Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Иркутска, ссылаясь на красные линии, уменьшил площадь земельного участка до 936 кв.м.
В указаниях Администрации (корректурном листе) не указано в соответствии с какими Законодательными актами произошел перенос ограждения, почему в первой корректировке границ земельного участка красные линии не присутствовали, а спустя 1,5 месяца появились.
В предлагаемом переносе границ земельного участка, его площадь уменьшена на 353 кв.м., без указания обоснованной причины, что можно расценивать только как отказ в утверждении границ земельного участка площадью 1289 кв.м. Данный отказ и существенное уменьшение границ земельного участка, основанное на прохождении красных линий в зоне участка, не имеет нормативного правового обоснования и нарушает, а также препятствует осуществлению Рукавишниковой Л.Д. своего права приобретения данного земельного участка в собственность.
Просила суд признать незаконным отказ Администрации г. Иркутска, выраженный в Корректурном листе Номер обезличен от 20.09.2011 Комитета по градостроительной политике департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Иркутска в корректировке границ в соответствии с красными линиями земельного участка с кадастровым Номер обезличен, площадью 1289 кв.м. по адресу: Адрес обезличен
Решением суда от 13 декабря 2011 года в удовлетворении исковых требований Рукавишниковой Л.Д. отказано.
В кассационной жалобе представитель Рукавишниковой Л.Д. - Мазова Д.А. просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что единственным доказательством, представленным и суду и истцу, на основании которого был выдан корректурный лист, а также уменьшена площадь земельного участка является копия выкопировки от 12.12.2011 из проекта планировки Октябрьского округа г. Иркутска, утвержденного постановлением администрации г. Иркутска от 16.11.2011 N 031-06-2585/11 " Об утверждении проекта планировки Октябрьского округа г. Иркутска". По мнению заявителя жалобы, указанную выкопировку нельзя считать надлежаще оформленным документом, поскольку изображение границ спорного земельного участка, а также прилегающих территорий выполнено рукописным способом, цветными ручками, на цветной схеме. Постановление администрации г. Иркутска от 16.11.2011 официально не было опубликовано, следовательно, не вступило в законную силу.
Судебная коллегия заслушав доклад судьи Быковой Н.А., пояснения представителя Администрации г.Иркутска Борисова А.А., изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Рукавишникова Л.Д. является собственником жилого дома по адресу: Адрес обезличен, общей площадью 45, 5 кв.м., на основании вступившего в законную силу 22.03.2011 заочного решения "данные изъяты" от 18.02.2011, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии "данные изъяты"
С целью оформления права на земельный участок для использования жилого дома по вышеуказанному адресу, по ее заданию ФГУП " В." были сформированы материалы по составлению схемы расположения земельного участка с целью уточнения местоположения границ земельного участка. По результатам межевания площадь земельного участка составила 1289 кв.м., которые были 13.07.2011 поданы ею в Администрацию г. Иркутска с целью утверждения схемы расположения земельного участка и получения в дальнейшем Распоряжения об утверждении данной схемы.
05.08.2011 от Комитета по градостроительной политике Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Иркутска был получен первый корректурный лист Номер обезличен, в котором содержится указание специалистам ФГУП " В." о необходимости нанесения охранной зоны канализации.
20.09.2011 был получен второй корректурный лист Номер обезличен, в котором Комитет по градостроительной политике Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Иркутска, ссылаясь на красные линии, уменьшил площадь земельного участка до 936 кв.м.
Судом также установлено, что оспариваемый корректурный лист от 20.09.2011 Номер обезличен подготовлен Департаментом архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска.
Согласно п. 1.1 Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска, утвержденного Распоряжением мэра г. Иркутска от 01.09.2008 N 031-10-1041/8 - Департамент является структурным подразделением Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска, не наделенным правами юридического лица.
В соответствии с п. 2.1.4 указанного Положения к основным задачам, возложенным на Департамент относится осуществление контроля за соблюдением на территории г. Иркутска земельного законодательства, требований по охране и использованию земель, соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю, использованием земель по целевому назначению.
Согласно п. 3 Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях, утвержденной Приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 02.08.1999 N 18 органы архитектуры и градостроительства в том числе осуществляют контроль за соблюдением осуществления всех видов градостроительной деятельности в соответствии с утвержденной градостроительной документацией, федеральными и территориальными градостроительными нормативами и правилами, правилами землепользования и застройки поселений, соблюдением установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности, предоставлением земельных участков в поселениях в соответствии с их целевым назначением и градостроительными требованиями.
Таким образом, оспариваемый корректурный лист подготовлен уполномоченным органом.
В ходе проверки было установлено, что в границах земельного участка проходят канализационные сети, в связи с чем собственнику земельного участка было предложено обозначить охранную зону канализации, которая составляет 5 метров.
Следующим этапом согласования границ земельного участка является проверка границ земельного участка с учетом функционального зонирования, красных линий и т.д. Данная функция в соответствии с Положением о Департаменте архитектуры и градостроительства Комитета по градостроительной политике Администрации г. Иркутска, утвержденного Распоряжением мэра г. Иркутска от 01.09.2008 N 031-10-1041/8 возложена на соответствующий отдел архитектуры ДАиГ.
Испрашиваемый земельный участок расположен на территории Октябрьского округа, поэтому согласование границ земельного участка осуществлял отдел архитектуры по Октябрьскому округу ДАиГ.
При согласовании границ земельного участка отдел архитектуры по Октябрьскому округу ДАиГ руководствовался Генеральным планом города Иркутска, утвержденным Решением Думы города Иркутска от 28.06.2007 N 004-20-390583/7, а также разработанным в соответствии с Постановлением Администрации г.Иркутска от 18.07.2006 N031-06-1083/6 "О подготовке проектов планировки территории г. Иркутска" проектом планировки Октябрьского округа г. Иркутска, который на сентябрь 2011года прошел в установленном порядке процедуру публичных слушаний и находился на утверждении.
Согласно указанных документов земельный участок, расположенный по адресу: Адрес обезличен, располагался частью в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, а частью - в границах красных линий - на территории общего пользования.
Поскольку в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования не подлежат приватизации, ДАиГ был подготовлен корректурный лист N 425-74-1898/11 от 20.09.2011, которым границы земельного участка были откорректированы по красной линии, с учетом охранной зоны канализации.
Согласно п. 1, 4 ст. 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с п. 3, 5 ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, - на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.
Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.
Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Земельный участок отчуждается в соответствии с пунктами 1 - 4 настоящей статьи в границах, которые определяются на основании предоставляемого покупателем кадастрового паспорта земельного участка, если иное не установлено федеральным законом.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 8 ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:
лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 262 ГК РФ, граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Таким образом, как признано судом, земельные участки общего пользования должны иметь два признака - быть не закрытыми для общего пользования и находиться в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с ч. 12 ст. 85 ЗК РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Судом установлено, что спорный земельный участок находится в границах красных линий, то есть относится к землям общего пользования, поэтому его приватизация невозможна в силу прямого запрета, установленного законом. Более того судом установлено и не оспаривается истцом, что находится в охранной зоне канализации.
С учетом изложенного суд обоснованно признал, что содержащийся в Корректурном листе от 20.09.2011 испрашиваемого земельного участка с учетом красной линии, а также с учетом охранной зоны канализации, не является отказом в утверждении границ, и не противоречит требованиям пункта 4 статьи 28 и пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации.
В решении суда правильно изложены обстоятельства дела, дана надлежащая оценка доказательствам, применен закон, подлежащий применению.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, основываются на ином толковании законодательства и не могут быть приняты судом апелляционной инстанции.
Каких-либо убедительных правовых доводов тому, что решение суда постановлено в нарушение положений действующего законодательства, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений судом норм материального или процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, апелляционная инстанция не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 13 декабря 2011 года, по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Рукавишниковой Л.Д. - Мазовой Д.А. без удовлетворения.
Председательствующий: О.Ф.Давыдова
Судьи: Н.М.Усова
Н.А.Быкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.