Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Ткачук М.А.,
судей Ананиковой И.А., Апхановой С.С.,
при секретаре Нечкиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Байрамова Т.А. к муниципальному казенному учреждению "Администрация городского округа муниципального образования " Б.", муниципальному казенному учреждению "Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации городского округа муниципального образования " Б.", Правительству Иркутской области и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о предоставлении по договору социального найма жилого помещения размером не ниже установленных социальных норм
по апелляционным жалобам муниципального казенного учреждения "Администрация городского округа муниципального образования " Б." и Правительства Иркутской области на решение Саянского городского суда Иркутской области от 14 июня 2012 года, которым исковые требования Байрамова Т.А. удовлетворены частично,
УСТАНОВИЛА:
Байрамов Т.А., как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в обоснование иска указал, что с Дата обезличена его опекуном являлась Данные обезличены Шалабудова Е.А. В настоящее время Байрамов Т.А. является студентом Наименование учебного заведения обезличено, после окончания которой, собирается вернуться в Адрес обезличен и нуждается в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, собственных средств для приобретения жилья не имеет.
Байрамову Т.А. принадлежит ... доли в праве общей собственности на ... квартиру, расположенную по адресу: Адрес обезличен.
Данная доля была приобретена им в результате распорядительных действий его опекуна и попечителя Шалабудовой Е.А., включившей в договор приватизации несовершеннолетнего истца без его ведома и согласия.
Однако в указанную квартиру истец вселиться не может, поскольку проживающие там остальные обладатели долей в праве собственности на эту квартиру (Шалабудова Е.А., Данные обезличены Н., Данные обезличены В.) не являются близкими родственниками истца и членами его семьи, в указанной квартире не имеется для предоставления в пользование Байрамову Т.А. комнаты, соответствующей по площади его ... доле в праве общей собственности.
В 2010 году он обратился в администрацию Адрес обезличен с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но получил ответ о том, что такого права у него нет, ему разъяснили право на предоставление жилого помещения в порядке очередности, как малоимущему лицу, нуждающемуся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Распоряжением мэра городского округа муниципального образования " Б." Номер обезличен от Дата обезличена Байрамов Т.А. был принят на учет как малоимущий, нуждающийся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Однако, по мнению истца, при наличии у него статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ему органом исполнительной власти должно быть предоставлено жилое помещение на условиях социального найма вне очереди площадью не ниже установленных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, социальных норм, то есть 33 кв.м., за минусом площади, приходящейся на принадлежащую Байрамову Т.А. ... долю в праве общей собственности на ... квартиру, общей площадью ... кв.м., расположенную по адресу: Адрес обезличен.
В судебное заседание истец Байрамов Т.А. не явился.
Представители истца Шалабудова Е.А. и Шувалов Э.Н. исковые требования поддержали.
Представитель ответчиков МКУ "Администрация городского округа МО " Б.", МКУ "Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации городского округа МО " Б." Боженкина О.В. исковые требования не признала.
Представители ответчиков Правительства Иркутской области и министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, представив письменные возражения, в которых исковые требования не признали.
Решением Саянского городского суда Иркутской области от 14 июня 2012 года исковые требования Байрамова Т.А. к МКУ "Администрация городского округа МО " Б.", МКУ "Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям администрации городского округа МО " Б." удовлетворены.
В удовлетворении исковых требований к Правительству Иркутской области и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области отказано.
В апелляционной жалобе МКУ "Администрация городского округа МО " Б." просит отменить решение суда как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы утверждает, что правовых оснований для предоставления Байрамову Т.А. жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на условиях социального найма вне очереди, в рамках Закона Иркутской области от 22.06.2010 N 50-оз "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области" нет, поскольку истец имеет в собственности ... долю в праве собственности на квартиру.
Возражая против доводов апелляционной жалобы, представитель истца Шалабудова Е.А. просит оставить решение суда без изменения.
В отзыве на апелляционную жалобу МКУ "Администрация городского округа МО " Б." Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области полагает, что доводы, изложенные в ней, являются законными и обоснованными.
Не согласившись с решением суда, Правительство Иркутской области просит решение суда изменить в части указания источника финансирования, за счет которого должно быть предоставлено жилое помещение Байрамову Т.А. - средства Иркутской области. Заявитель жалобы указал, что нарушение права Байрамова Т.А. вызвано не предоставлением ему жилого помещения органом местного самоуправления МО Иркутской области. Условие о финансовом обеспечении государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления МО Иркутской области, не влияет на реализацию установленного права истца. Кроме того, МО " Б." главным распорядителем средств областного бюджета не является и включение в резолютивную часть решения суда ссылки на исполнение обязательства за счет средств Иркутской области, не отвечает критерию исполнимости.
Заслушав объяснение представителя истца Шувалова Э.Н., возражавшего относительно доводов апелляционных жалоб, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражения, поданные на них, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Судом установлено, что Байрамов Т.А., ..., относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время истец Байрамов Т.А. является студентом Наименование учебного заведения обезличено, окончание обучения - Дата обезличена, что подтверждается справкой ФГБОУ ВПО " Наименование учебного заведения обезличено" от Дата обезличена Номер обезличен.
Распоряжением заместителя главы Б. от Дата обезличена Номер обезличен за Байрамовым Т.А. была закреплена жилая площадь в ... квартире общей площадью ... кв.м., расположенной по адресу: Адрес обезличен.
Решением Б. городского Совета народных депутатов от Дата обезличена Номер обезличен Шалабудова Е.А. назначена опекуном над несовершеннолетним Байрамовым Т.А.
Согласно распоряжению мэра городского округа МО " Б." от Дата обезличена Байрамов Т.А. признан малоимущим, нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
В соответствии с положением статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом, исходя из содержания пункта 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В силу положений части 2 статьи 4 Закона Иркутской области от 22.06.2010 N 50-ОЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области", жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии с положениями статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", во взаимосвязи следует, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Иркутской области от 29.06.2010 N 52-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области", финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области. Частью 2 настоящей статьи предусмотрено, что финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.
Таким образом, судом правомерно установлено, что обязанность по предоставлению жилого помещения Байрамову Т.А., как лицу, из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лежит на муниципальном казенном учреждении "Администрация городского округа муниципального образования " Б.".
Вместе с тем, реальное осуществление делегированных указанному муниципальному образованию полномочий возможно только при наличии необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, предоставляемых из областного бюджета. Поэтому утверждение в апелляционной жалобе Правительства Иркутской области о том, что формулировка в резолютивной части решения суда, содержащая указание на источник, за счет которого должно быть предоставлено жилое помещение Байрамову Т.А. ограничивает права администрации городского округа МО " Б.", не может быть принято во внимание.
Довод апелляционной жалобы Правительства Иркутской области в части несогласия с указанием суда на источник финансирования, за счет которого должно быть предоставлено жилое помещение Байрамову Т.А. - средства Иркутской области, не обоснован. Суд правильно применил положения Закона Иркутской области от 29.06.2010 N 52-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области".
Кроме того, в Перечне муниципальных образований Иркутской области, наделяемых областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области, являющемся Приложением 1 к указанному областному закону, среди других городских округов указано и муниципальное образование " Б.".
Доводы апелляционной жалобы МКУ "Администрация городского округа МО " Б." о том, что правовых оснований для предоставления Байрамову Т.А. жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на условиях социального найма вне очереди, нет, поскольку он имеет в собственности ... долю в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: Адрес обезличен, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что наличие у Байрамова Т.А. доли в праве общей собственности на указанную выше квартиру с приходящейся на неё площадью ниже установленных социальных норм, не предусмотрено законом в качестве основания для отказа в предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не ниже установленных социальных норм.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Байрамова Т.А.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах ответчиков, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, повторяют доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, получили правильную правовую оценку суда первой инстанции, поэтому не принимаются во внимание судебной коллегией.
Таким образом, решение суда, проверенное в соответствии с требованиями части 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционных жалоб, является законным и обоснованным, поэтому отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Саянского городского суда Иркутской области от 14 июня 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Ткачук
Судьи И.А. Ананикова
С.С. Апханова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.