Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Воеводиной О.В.,
судей Ивановой О.Н. и Симаковой Н.К.,
при секретаре Людвиг Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шуруева К.С. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии
по апелляционной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 03 августа 2012 года,
УСТАНОВИЛА:
В обоснование заявленных требований Шуруев К.С. указал, что имеет необходимый специальный стаж для назначения трудовой пенсии по старости досрочно в связи с занятостью на работах с вредными условиями труда более 10 лет.
Однако решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области (далее - пенсионный орган) N 186 от 09 декабря 2011 года, дополнением к данному решению от 30 июля 2012 года N 266 ему в досрочном назначении трудовой пенсии отказано в связи с недостаточностью требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В стаж на соответствующих видах работ не зачтены периоды работы: с 01 января 1992 года по 30 декабря 2005 года, с 01 января 2006 года по 31 октября 2010 года в должности инженера по организации эксплуатации и ремонту, инженера по эксплуатации и ремонту в службе систем автоматизации химического завода в производстве фтористых соединений урана ОАО "АЭХК".
Отказ ответчика обусловлен тем, что занятость истца в технологическом процессе производства фтористых соединений урана в условиях радиационной вредности не подтверждена.
Истец, с учетом уточнений, просил суд признать незаконными названные выше решения пенсионного органа в части отказа ему в досрочном назначении трудовой пенсии; обязать ответчика включить спорные периоды работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, назначив ее с 03 декабря 2011 года.
В судебном заседании истец Шуруев К.С. и его представитель по доверенности Вихров Н.С. заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика по доверенности Ганюшкина С.Ю. иск не признала.
Третье лицо ОАО "АЭХК" своего представителя для участия в судебном заседании не направило.
Обжалуемым решением исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, ссылаясь на правомерность и обоснованность решения пенсионного органа.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Шуруев К.С. просит в ее удовлетворении отказать, оставить решение без изменения.
В суд апелляционной инстанции стороны, их представители, извещенные о слушании дела, не явились.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Симаковой Н.К., изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения жалобы.
В соответствии с подп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 вышеназванного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на работах с вредными условиями труда и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
При определении права на досрочное пенсионное обеспечение работников, занятых в производстве фтористых соединений урана, с 01 января 1991 года применяется Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР N 10 от 26 января 1991 года (далее - Список N 1).
В соответствии с подразделом 9 "Производство фтористых соединений урана" раздела XXIV "Атомные энергетика и промышленность" Списка N 1 (позиция 12409000-17541) право на досрочную трудовую пенсию по старости предусмотрено рабочим, специалистам и руководителям, постоянно занятым в производстве и переработке фтористых соединений урана, фторидов, на ремонте технологического оборудования в условиях радиационной вредности.
В п.7 Разъяснения Минтруда от 22 мая 1996 года N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей..." указано, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименования профессий и должностей работников.
Из Списка N 1 видно, что в позиции 12409000-17541 подраздела 9 "Производство фтористых соединений урана" раздела XXIV "Атомные энергетика и промышленность" нет перечисления профессий и должностей работников.
Согласно п.2.4 Методических рекомендаций Пенсионного фонда РФ по определению предприятиями (организациями, учреждениями) Перечня рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам которых в соответствии с новыми Списками NN 1 и 2 установлено льготное пенсионное обеспечение, код профессии 17541 в Общесоюзном классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов 1 86 016, действовавший до 01 января 1996 года, является резервным (свободным). При составлении Списков данный код был присвоен контингенту, которому право на льготное пенсионное обеспечение предоставляется за выполнение определенных работ, независимо от наименования профессий и должностей работников.
Судом установлено, что Шуруев К.С. состоит в трудовых отношениях с ОАО "АЭХК" с 27 июня 1988 года, был принят на работу в порядке перевода инженером по организации эксплуатации и ремонту, 08 сентября 1999 года переведен инженером по эксплуатации и ремонту 2 категории, 01 февраля 2011 года переведен инженером по организации эксплуатации и ремонту 2 категории (группа эксплуатации и ТО АСУТП), 01 сентября 2009 года переведен инженером по организации и ремонту 2 категории (группа эксплуатации АСУ ТП производства ГФУ), 01 ноября 2010 года переведен инженером по контрольно-измерительным приборам и автоматике 2 категории в химический цех N 1, 01 июля 2011 года переведен инженером по организации эксплуатации и ремонту 2 категории.
В спорные периоды, с 01 января 1992 года по 30 декабря 2005 года, с 01 января 2006 года по 31 октября 2010 года, истец работал в химическом цехе N1, который входит в структуру сублиматного производства химического завода.
Так, в соответствии с п.4.1 "Технологического регламента сублиматного производства" ОАО "АЭХК" (ИП 2040.00526-2011 ДСП взамен ИП 4000.00526-2007 ДСП) (далее - Технологический регламент) сублиматное производство входит в структуру уранового производства, являющегося структурным подразделением ОАО "АЭХК". Сублиматное производство является производственно-технологическим комплексом, объединяющим по технологическому признаку и территориальному расположению ряд структурных подразделений уранового производства, в состав которого включен, в том числе, химический цех N 1. Пункт 4.6 Технологического регламента определяет, что помимо производственных подразделений в организационную структуру цехов входит, по химическому цеху N 1, в том числе, участок эксплуатации средств автоматики и приборов технологического оборудования. В перечень работ, выполняемых в производстве гексафторида урана, включено, в том числе, техническое обслуживание, ремонт и наладка автоматизированных систем управления технологическими процессами. Приложением Б к указанному Технологическому регламенту определен Перечень профессий и должностей персонала химического завода, занятого в технологических процессах сублиматного производства. В Перечень включена должность инженера по организации эксплуатации и ремонту (п.1.3.4.2.3 перечня) группы наладки и технического обслуживания АСУ ТП производства гексафторида урана Службы систем автоматизации химического завода с указанием краткой характеристики работ: ремонт технологического оборудования производства фтористых соединений урана в условиях радиационной вредности со ссылкой на п.5.6.9.9 регламента.
Кроме того, Технологическим регламентом сублиматного производства АЭХК (ИП 4000.00526-2007 ДСП) предусмотрено, что сублиматным производством является процесс производства сырьевого гексафторида урана (ГФУ), являющегося составной частью ядерного топливного цикла (п.3.1). Сублиматное производство входит в структуру химического завода АЭХК, представляет собой единый технологический комплекс получения гексафторида урана и состоит из основных и вспомогательных производств и технологических процессов (п.4.1). Согласно п.4.2 Технологического регламента основными видами деятельности сублиматного производства являются: производство ядерных материалов (фтористых соединений урано-сырьевого ГФУ с природным соотношением изотопов урана), химическое производство (производство фтористого водорода, фтора). Товарной продукцией является сырьевой ГФУ, который представляет собой промежуточный продукт ядерного топливного цикла и является сырьем для разделительных производств, безводный фтористый водород (п.4.3). В организационную структуру сублиматного производства входит, в том числе, химический цех N1, управление химического завода, включающее в себя аппарат при руководстве, службу систем автоматизации завода, технологическую группу, группу наладки и развития (п.4.4). Также в Технологическом регламенте содержится описание технологических процессов (раздел 5). Также указан перечень работ, выполняемых в производстве гексафторида урана, в который включены работы по техническому обслуживанию, ремонту и наладке автоматизированных систем управления технологическими процессами (п.5.6.9.9), организация и ведение технологического процесса (п.5.6.9.10). Должность инженера по организации эксплуатации и ремонту группы ремонта и наладки САУ ТПП производства гексафторида урана Службы систем автоматизации химического завода также включена в Перечень профессий и должностей персонала химического завода, занятого в технологических процессах сублиматного производства, являющийся приложением к указанному Технологическому регламенту (п.1.3.4.2.3 перечня).
Занятость истца в технологическом процессе в условиях радиационной вредности подтверждается следующими документами: справкой ОАО "АЭХК" за N 7003 от 05 декабря 2011 года, справкой ОАО "АЭХК" за N 7003а от 05 декабря 2011 года, индвидуальной карточкой учета эффективной дозы N 558138, справкой N 26\1033 от 02 декабря 2011 года о радиационной нагрузке, списком персонала группы "А" химического завода, перечнем участков, на которые распространяются требования норм и правил радиационной безопасности от 17 августа 2011 года, санитарно-эпидемиологическими заключениями от 26 декабря 2008 года, от 22 декабря 2010 года, от 14 декабря 2011 года.
Также судом установлено, что рабочим местом истца являлись помещения в здании 301, в котором происходит технологический процесс производства основного вида выпускаемой продукции - фтора и гексафторида урана. Шуруев К.С. входил в состав Службы систем автоматизации химического завода, группу эксплуатации и ТО АСУТП (автоматизированной системы управления технологическими процессами) при производстве и переработке ГФУ.
Согласно п.4.5 Технологического регламента (ИП 4000.00526-2007 ДСП) основной производственной задачей службы систем автоматизации (служба СА) химического завода является обеспечение эффективного непрерывного приборного контроля и автоматического управления технологическими процессами производства гексафторида урана и технологических процессов переработки ураносодержащих отходов. В состав данной службы входит группа наладки и технического обслуживания АСУТП производства ГФУ; группа монтажа и наладки; группа ремонта и наладки производства переработки ураносодержащих отходов, которые входят в состав участка ремонта и наладки КИПиА производства ГФУ и переработки ураносодержащих отходов.
Истец в спорные периоды работал в должности инженера по организации эксплуатации и ремонту, инженера по эксплуатации и ремонту в химическом цехе N 1 ОАО "АЭХК", но независимо от наименования группы (участка) в организационной структуре предприятия, его подразделение входило в структуру сублиматного производства химического завода, работа всегда имела одинаковый характер и была неотъемлемой частью технологического процесса.
Согласно п.5.6.9 Технологического регламента (2007г.) в перечне работ, выполняемых в производстве ГФУ, указаны среди прочих: техническое обслуживание, ремонт и наладка автоматизированных системы управления технологическими процессами; организация ремонта, наладки и реконструкции технологического оборудования; контроль технологических параметров производства; техническое обслуживание оборудования производства; контроль соблюдения технологических режимом при эксплуатации оборудования; обеспечение и организация безаварийной эксплуатации контрольно-измерительных приборов, автоматики, физических приборов и их техническое обслуживание и т.д.
Таким образом, согласно Технологическому регламенту, осуществление контроля эксплуатации технологического оборудования, техническое обслуживание, ремонт и наладка автоматизированных системы управления технологическими процессами и т.д., входят в перечень работ, выполняемых в производстве ГФУ; группа наладки и технического обслуживания АСУТП производства ГФУ входит в структуру персонала занятого в производстве ГФУ.
В соответствии с "Должностной инструкцией инженера по организации эксплуатации и ремонту группы наладки и технического обслуживания АСУТП производства ГФУ службы систем автоматизации химического завода" (ИП 4000.00432-2004), основной производственной задачей инженера по организации эксплуатации и ремонту является ежедневное (в течение не менее 80% рабочего времени) проведение работ по техническому обслуживанию и наладке средств автоматического управления технологическими процессами производства ГФУ, а также обеспечение подготовки их к работе, проведение контроля параметров надежности, тестовых проверок с целью своевременного обнаружения неисправностей в объеме должностных обязанностей в условиях радиационной вредности.
Рабочим местом инженера по организации эксплуатации и ремонту являются производственные помещения, в которых ведется технологический процесс получения фтористых соединений урана - гексафторида урана. В подтверждение постоянной занятости в течение полного рабочего дня в условиях радиационной вредности были представлены журналы учета рабочего времени и табель учета выходов на работу.
Таким образом, разрешая спор, суд правильно применил нормы пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, с достаточной полнотой исследовал представленные доказательства, а также доводы сторон, и, установив, что в спорные периоды времени Шуруев К.С., работая в должности инженера по организации эксплуатации и ремонту, инженера по эксплуатации и ремонту в службе систем автоматизации химического завода был занят в технологическом процессе производства фтористых соединений урана (гексафторида урана) в условиях радиационной вредности, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска.
Установив, что оспариваемым решением пенсионного органа право истца на досрочное назначение трудовой пенсии нарушено, суд пришел к правильному выводу о его незаконности в оспариваемой части.
Признав решение пенсионного органа незаконным, и, обязав ответчика назначить Шуруеву К.С. трудовую пенсию по старости досрочно в соответствии с подп.1 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", суд, тем самым, восстановил нарушенное субъективное право истца на социальное обеспечение по возрасту.
Доводы пенсионного органа, приведенные в обоснование апелляционной жалобы, приводились представителем ответчика в обоснование возражений на исковые требования, проверены судом первой инстанции надлежащим образом и обоснованно отвергнуты по мотивам, указанным в судебном решении.
Таким образом, обжалуемое решение судебная коллегия признает законным и обоснованным, и не находит оснований для его отмены и удовлетворения жалобы.
Руководствуясь ст.ст.327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 03 августа 2012 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий О.В. Воеводина
Судьи О.Н. Иванова
Н.К. Симакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.