Судебная коллегия по гражданским делам
Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Гребенщиковой О.А.,
судей Третьяковой В.П., Пискуновой Ю.А.,
при секретаре Лосковиченко И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Гребенщиковой О.А. гражданское дело
по апелляционной жалобе А. на решение Кировского районного суда г. Кемерово от 07 августа 2012 года
по иску А. к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области", Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области, Администрации Кемеровской области, Администрации г.Кемерово о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
А. обратился в суд к ФКУ "Исправительная колония N Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области" (далее - ФКУ "ИК- N"), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области (далее - ГУФСИН России по Кемеровской области), Администрации Кемеровской области о предоставлении жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что в июле 1989 г. он был призван в армию в вооруженные силы СССР и стал служить в г.Кемерово.
08.06.1991г. зачислен на сверхсрочную службу контролером, где служил до 31.12.1992г.
01.01.1993г. переведен в уголовно-исполнительную систему. Затем, служил в Кировском ОВД г.Кемерово милиционером патрульно-постовой службы.
01.06.2000 г. переведен в уголовно-исполнительную систему, где служил до 20.08.2009г. и в звании капитана внутренней службы уволен по ст. 58 п. "в" Положения (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
Таким образом, истец с 11.07.1989 г. по 20.08.2009г. непрерывно служил в вооруженных силах, органах внутренних дел и уголовно-исполнительной системе. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 20 лет 01 месяц 19 дней.
У него на иждивении двое детей: А1., ДД.ММ.ГГГГр., и А2., ДД.ММ.ГГГГр.
07.10.1993г. истец был поставлен на очередь на получение жилой площади в Кировском ОВД. После перевода в ИК-29 также поставлен на очередь для получения жилья.
С 21.11.2005 г. он состоит в списках кандидатов на получение льготного бюджетного займа в ГУФСИН России по Кемеровской области.
Каждый год он предоставлял по месту службы справки, выданные БТИ, учреждением юстиции, УФРС по Кемеровской области о том, что не имеет в собственности жилого помещения.
Но за все время службы ему так и не было предоставлено жилого помещения. Он неоднократно обращался по этому вопросу в Кировский ОВД г.Кемерово, ФБУ ИК- N, ГУФСИН России по Кемеровской области, просил предоставить любое жилье, общежитие, служебное жилое помещение. Но истцу отказывали.
28.01.2010 г. истец получил ответ из ГУФСИН России по Кемеровской области. Согласно письму ГУФСИН России по Кемеровской области он состоит на очереди ФБУ ИК-29 под номером 9 по вопросу предоставления 1-комнатной квартиры, в настоящий момент какая-либо квартира учреждению ФБУ ИК- N для дальнейшего распределения не выделена. Так как истец уволен по ст.58 "в" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию), право на участие в федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы не имеет.
12.02.2010г. истец снова получил ответ из ГУФСИН России по Кемеровской области, в соответствии с которым было принято решение об исключении его из списка граждан на получение льготного бюджетного займа (протокол N 1 от 11.02.2010г.) в связи с увольнением по ст.58 "в" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию).
Истец указывает, что он стоит на очереди на получение жилья с 1993г., за все время его службы очередь не изменилась, однако квартиры другим сотрудникам предоставлялись без очереди, при этом тем, у кого выслуга 3-5 лет и имеется жилье (общежитие, квартира, частный дом).
Истец, с учетом уточнений, просил ФКУ "ИК- N" предоставить ему жилое помещение - 1-комнатную квартиру, без учета членов его семьи.
В судебном заседании истец, а также его представитель по доверенности Г., заявленные требования поддержали.
Представитель ответчиков ФКУ "ИК N" и ГУФСИН России по Кемеровской области Ф., действующая на основании доверенностей, полагала, что А. следует отказать в удовлетворении исковых требований.
Привлеченная к участию в деле в качестве соответчика администрация г.Кемерово представителя не направила.
Решением Кировского районного суда г. Кемерово от 07 августа 2012 года постановлено:
А. в удовлетворении исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Указывает на то, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не исследовал то обстоятельство, что нарушено его право на очередное получение жилья, не вызвал в процесс по его ходатайству свидетеля С., который работал вместе с истцом, получил жилье, оснований для внеочередного получения жилья у него не было, не вызвал в процесс свидетеля К1., который является заместителем начальника главного управления ГУФСИН России по Кемеровской области и председатель жилищной комиссии ГУФСИН России по КО. Данный свидетель мог разъяснить очередность предоставляемых жилых помещений.
Суд принял возражения ответчика - Администрации Кемеровской области от представителя К.. Однако согласно представленной в суд доверенности полномочия К. по данной доверенности действительны до 31.12.2011г., имеются сомнения, имел ли он право представлять возражения в суд.
В суде так и не выяснили, какой именно федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел формирует специализированный жилищный фонд.
Суд не применил Указ Президента Российской Федерации от 28.06.1999г. N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений", постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", от 21.03.2006г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" обеспечение жилыми помещениями сотрудников УИС, имеющих общую продолжительность службы 10 лет и более, увольняемых (уволенных) со службы осуществляется органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1992 N 1153 "О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей", действие которого Указами Президента Российской Федерации от 08.10.1997 N 1100 и от 09.03.2004 N 314 было распространено на сотрудников УИС, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, имеющим выслугу безупречной и непрерывной службы в уголовно-исполнительной системе, военной службы и (или) службы в федеральных органах исполнительной власти и иных органах, где предусмотрено присвоение специальных званий, 10 и более лет в календарном исчислении и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях оказывается безвозмездная финансовая помощь по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав А., его представителя Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ФГК "ИК-29", ГУФСИН РФ по Кемеровской области Ф., возражавшую против доводов жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в связи со следующим.
Согласно положениям Жилищного кодекса РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч.1 ст.52 ЖК РФ).
Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев (ч.1 ст.57 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2004 года N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-1 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения по договору социального найма.
В силу статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 года N342-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции настоящего Федерального закона), распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации:
граждане, уволенные со службы из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, А. проходил службу в ФКУ "ИК- N" с 01.06.2000 года. Был уволен 20.08.2009 года по п. "в" ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел российской федерации" по выслуге срока службы, дающего право на пенсию (л.д. 12-16, 80-85).
С 24.09.2003 года и до настоящего времени истец состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в ФКУ "ИК- N", в настоящее время номер очередности - девятый (л.д. 17,70,71,74-79).
В администрации г.Кемерово истец в очереди на получение жилья не состоял и не состоит (л.д.53).
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, с учетом всех обстоятельств дела, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в ходе судебного разбирательства не установлено наличия каких-либо обстоятельств, дающих истцу право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма при его увольнении со службы либо в настоящее время. Истец, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, сохраняет право состоять на указанном учете вплоть до получения жилого помещения в порядке очередности.
Указанные выводы суда мотивированы, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, основаны на правильной оценке исследованных доказательств и оснований для признания их необоснованными, у судебной коллегии не имеется.
Доводы жалобы о том, что суд необоснованно отказ в вызове свидетелей С. и К1., судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку показания этих свидетелей не имеют правового значения для рассмотрения настоящего дела, вопросы предоставления квартир другим гражданам предметом судебного разбирательства по настоящему делу не являются.
Также не могут служить основаниями для отмены решения суда доводы жалобы о том, что суд не применил Указ Президента Российской Федерации от 28.06.1999 года N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений", постановлениями Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", от 21.03.2006г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы". В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.10.1992 N 1153 "О мерах по усилению социальной защиты военнослужащих внутренних войск, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и членов их семей", действие которого Указами Президента Российской Федерации от 08.10.1997 N 1100 и от 09.03.2004 N 314 было распространено на сотрудников УИС, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, имеющим выслугу безупречной и непрерывной службы в уголовно-исполнительной системе, военной службы и (или) службы в федеральных органах исполнительной власти и иных органах, где предусмотрено присвоение специальных званий, 10 и более лет в календарном исчислении и признанным в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях оказывается безвозмездная финансовая помощь по оплате стоимости кооперативного жилья и погашению кредита банка на индивидуальное жилищное строительство.
Данные доводы основаны на неверном толковании и применении указанных норм и установленных судом обстоятельств дела.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.06.1999 года N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений" постановлено:
1. Установить, что приоритетной формой финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Меры по реализации данного Указа возложены на Правительство.
Постановлением Правительства РФ от 28.09.1999 года N1095, принятым во исполнение Указа Президента РФ от 28.06.1999 года N825 постановлено: Установить, что увольняемые со службы сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, а также члены их семей, признанные в установленном порядке нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и имеющие в соответствии с законодательством Российской Федерации право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, обеспечиваются жилыми помещениями преимущественно путем выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с пунктом 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N153 право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации (далее - граждане):
сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;
граждане, уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе (службе), или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы (службы) которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения на учете нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм, истец не имеет право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы, поскольку он уволен не по достижении им предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а по выслуге срока службы, дающего право на пенсию. Кроме того, в исковом заявлении истец просит предоставить ему жилое помещение по договору социального найма, в то время как вышеуказанными нормативными актами предусмотрена лишь выдача социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
Судом также установлено, что в настоящее время истец состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, номер очередности девятый. Право истца на внеочередное получение жилья либо жилищного сертификата, судом не установлено.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу об отсутствии каких-либо нарушений прав истца со стороны ответчиков.
Таким образом, доводы жалобы в обжалуемой части не основаны на законе и не могут служить основаниями для отмены решения суда.
Иных доводов, влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что разрешая спор, суд верно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, на основании представленных суду доказательств, которым в соответствие со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дал всестороннюю, полную и объективную оценку как каждому в отдельности, так и в их совокупности, правильно применил нормы материального права. Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда судебная коллегия не находит.
Руководствуясь частью 1 статьи 327.1, статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Кемерово от 07 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу А. - без удовлетворения.
Председательствующий: Гребенщикова О.А.
Судьи: Третьякова В.П.
Пискунова Ю.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.