Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Емельянова А.Ф.
судей Черной Е.А., Краевой Л.В.
при секретаре Филиппове А.Н.
с участием прокурора Бесхлебной Г.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Емельянова А.Ф. гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка от 28 мая 2012 года
по иску Новокузнецкого транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО1 об освобождении самовольно занятого земельного участка,
УСТАНОВИЛА:
Новокузнецкий транспортный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО1 об освобождении самовольно занятого земельного участка и в уточненном исковом заявлении от 14.05.2012 года просил обязать ФИО1 освободить самовольно занятый земельный участок в полосе отвода железной дороги с кадастровым номером N, расположенный по "адрес" в Куйбышевском районе г. Новокузнецка, путем сноса за счет собственных средств нежилого здания (гаража) и ограждения вокруг него; установить ответчику срок для совершения указанных действий - до 01.09.2012 года.
Требования мотивированы тем, что Новокузнецкой транспортной прокуратурой в ходе проведенной проверки соблюдения земельного законодательства и законодательства об антитеррористической защищенности объектов железнодорожного транспорта выявлен факт самовольного занятия ФИО1 земельного участка с кадастровым номером N в полосе отвода Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" по "адрес" в Куйбышевском районе г. Новокузнецка, под нежилое здание (гараж) и ограждение вокруг него.
Согласно информации начальника Кемеровского сектора службы управления имуществом Западно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" от 23.09.2011 г. N НРИ-3-11/45 договор субаренды части земельного участка полосы отвода в границах Куйбышевского района г. Новокузнецка, расположенного по "адрес", ФИО1 не заключался.
Таким образом, нежилое здание (гараж) и самовольно возведенное ограждение вокруг него на земельном участке, являющемся федеральной собственностью, нарушает установленное ст. 209 ГК РФ право Российской Федерации на распоряжение имуществом и не соответствует установленному законом назначению данного имущества - под полосу отвода.
Использование земельного участка полосы отвода железной дороги под размещение нежилого здания (гаража) вопреки требованиям ст. 2 Закона о железнодорожном транспорте, ст. 2 Федерального закона "О противодействии терроризму" может повлиять на безопасность движения подвижного состава, граждан, создает предпосылки для совершения террористических актов и аварийных ситуаций в месте массового пребывания людей и создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками (л.д.171-173).
В судебном заседании помощник Новокузнецкого транспортного прокурора ФИО9 поддержал уточненные исковые требования (л.д.204-206).
Представитель третьего лица - ОАО "РЖД" ФИО10 поддержала заявленные исковые требования, пояснив, что земельный участок, на котором расположен спорный металлический гараж, принадлежит ОАО "РЖД" на праве аренды сроком до 31.12.2052 года.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился.
Решением суда от 28 мая 2012 года постановлено: обязать ФИО1 освободить самовольно занятый земельный участок в полосе отвода железной дороги с кадастровым номером N по "адрес" в Куйбышевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области путем сноса за счет собственных средств объекта недвижимости - отдельно стоящего нежилого здания (гаража) и ограждения вокруг него в срок до 01.09.2012 года.
В апелляционной жалобе ФИО2 просит решение суда отменить, считая его незаконным и подлежащим отмене, указывая на то, что он является собственником отдельно стоящего нежилого здания (гаража) по адресу: "адрес", его право собственности зарегистрировано 01.12.2011 года Управлением Росреестра по Кемеровской области, однако суд не привлек его к участию в деле и разрешил вопрос о его правах и обязанностях.
Относительно апелляционной жалобы принесены возражения представителем ОАО "РЖД" ФИО10.
В связи с тем, что в материалах дела отсутствуют сведения о привлечении к участию в деле ФИО2, являющегося собственником отдельно стоящего нежилого здания (гаража) по адресу: "адрес", судебная коллегия в соответствии с ч.5 ст. 330 ГПК РФ вынесла 23 августа 2012 года определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.
При рассмотрении судом апелляционной инстанции дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, Новокузнецкий транспортный прокурор вновь уточнил требования и в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц просит обязать ФИО2 освободить самовольно занятый земельный участок в полосе отвода железной дороги с кадастровым номером N, расположенный по "адрес" в Куйбышевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области, путем сноса за счет собственных средств нежилого здания (гаража) и ограждения вокруг него; установить ответчику срок для совершения указанных действий - 01.12.2012 года (л.д.246-249).
В судебном заседании уточненные исковые требования поддержаны прокурором Бесхлебной Г.Н..
Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика ФИО2 ФИО11 иск не признала, ссылаясь на недоказанность прокурором заявленных исковых требований.
Представитель ФИО1 ФИО12 возражала относительно иска, считая его не подлежащим удовлетворению, полагая, что право аренды земельного участка под спорным нежилым зданием перешло от кооператива "Локомотив" к ФИО2 и прокурор в данном деле не вправе предъявлять новый самостоятельный иск к ФИО2.
Представитель третьего лица ОАО "РЖД" ФИО13 и представитель третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области ФИО14 считают иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика ФИО2, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав прокурора, представителей ответчика, третьих лиц, исследовав имеющиеся в деле доказательства и представленные дополнительно доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО2 на основании договора купли-продажи гаража от 18.11.2011 года является собственником отдельно стоящего нежилого здания (гаража), расположенного по адресу: "адрес" (л.д.229).
Удовлетворяя исковые требования транспортного прокурора об освобождении земельного участка от указанного гаража, суд тем самым разрешил вопрос о правах и обязанностях ФИО2, не привлеченного к участию в деле.
В силу п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
При рассмотрении дела по существу судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются судом. В случае нарушения или ущемления прав владельцев объектов недвижимости, расположенных в полосе отвода железной дороги, заинтересованное лицо вправе защищать свои права в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ земли промышленности и иного специального назначения, названные в пункте 1 этой статьи (к которым относятся и земли транспорта), занятые федеральным транспортом, путями сообщения, являются федеральной собственностью.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
В ч. 1 ст. 39 ГПК РФ закреплено право истца изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Данные ограничения, предусмотренные ч. 4 ст. 327.1 ГПК РФ, не распространяются на случаи, когда суд апелляционной инстанции в соответствии с частями 4 и 5 ст. 330 ГПК РФ переходит к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.
Таким образом, предъявление транспортным прокурором уточненного искового заявления, в котором надлежащим ответчиком указан ФИО2, не противоречит нормам процессуального права.
Судебной коллегией установлено, что на основании п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27.02.2003 года N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта", распоряжения Департамента имущества и земельных отношений администрации Новосибирской области от 14.07.2003 года N 1698-р "О включении земельного участка с кадастровым номером N в реестр федерального имущества" земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: г. Новокузнецк, Куйбышевский район, полоса отвода Западно-Сибирской железной дороги, направление "Юрга-Таштагол" от ПК 3682 + 57,63 до ПК 3888 + 95,15, является собственностью Российской Федерации, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 42 АА 663630 от 05.09.2003 года (л.д.8).
По договору аренды от 31.01.2005 года Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Кемеровской области предоставило указанный земельный участок с кадастровым номером N в аренду ОАО "РЖД" сроком до 31.12.2052 года. Государственная регистрация данного договора аренды произведена 21.06.2005 года (л.д.9-15).
Ранее решением исполкома Куйбышевского районного Совета народных депутатов г. Новокузнецка N 147 от 01.09.1990 года земельный участок общей площадью 0,09 га по адресу: "адрес" ( в настоящее время "адрес", корпус 41-Б (л.д.184) был предоставлен в бессрочное пользование кооперативу "Локомотив" для организации производственной базы, включающей в ее состав: административное здание, гараж, склады, производственные помещения, иные сооружения (л.д.132).
На основании этого решения исполком Куйбышевского районного Совета народных депутатов г. Новокузнецка заключил с кооперативом "Локомотив" договор о землепользовании от 13.10.1990 года, в соответствии с которым передал кооперативу "Локомотив" указанный земельный участок в пользование сроком на 10 лет (л.д.133-134).
Согласно выписки из технического паспорта, на земельном участке по "адрес") введено в эксплуатацию отдельно стоящее нежилое здание: металлический гараж размером 6 х 9 м. (л.д.186).
По договору N 8 от 30.12.1998 года металлический склад (гараж) был продан кооперативом "Локомотив" покупателю ООО "Новокузнецкстроймонтаж" в лице директора ФИО1 (л.д.194).
По договору аренды земельного участка от 05.04.1999 года администрация г. Новокузнецка передала земельный участок площадью, 0,1230 га, расположенный по "адрес", в аренду ООО "Новокузнецкстроймонтаж" в аренду сроком на 5 лет (л.д.147-148).
30 мая 2002 года ООО "Новокузнецкстроймонтаж" в лице конкурсного управляющего ФИО11 и ФИО1 подписали договор купли-продажи металлического гаража от 30.05.2002 года, по условиям которого продавец продал, а покупатель купил металлический гараж за "данные изъяты" руб., которые покупатель внес наличными денежными средствами в кассу предприятия (л.д.196).
На момент заключения договора купли-продажи металлического гаража от 30.05.2002 года срок действия договора аренды земельного участка от 05.04.1999 года истек, соответственно, право аренды земельного участка от продавца ООО "Новокузнецкстроймонтаж" к покупателю ФИО1 не перешло.
Решением Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка от 12.07.2007 года за ФИО1 было признано право собственности на недвижимое имущество в виде металлического гаража размером 6x9 метров, расположенного по адресу: "адрес"Б, в порядке приобретательной давности (л.д.29-31).
На основании названого решения суда Управлением Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области 23.08.2007 года за ФИО1 было зарегистрировано право собственности на отдельно стоящее нежилое здание (гараж) общей площадью 57,8 кв.м., расположенное по адресу "адрес"Б (л.д. 175).
Постановлением о назначении административного наказания от 20.10.2011 года ФИО1 признан виновным в том, что на земельном участке с кадастровым номером N, находящемся в собственности Российской Федерации и предоставленном Территориальным управлением Росимущества по Кемеровской области ОАО "РЖД" в аренду на 49 лет по договору аренды от 31.01.2005 года, ФИО1 самовольно огородил часть земельного участка, прилегающего к отдельно стоящему нежилому зданию (гараж), расположенному по адресу: "адрес" (л.д.27-28).
На момент вынесения Куйбышевским районным судом г. Новокузнецка от 12.07.2007 года решения о признании за ФИО1 права собственности на металлический гараж, спорный земельный участок принадлежал на праве собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 05.09.2003 г. л.д.8) и был фактически передан в аренду ОАО "РЖД" с 01.10.2003 г. (л.д.9)
Затем на основании договора купли-продажи гаража от 18.11.2011 года право собственности на вышеуказанный металлический гараж зарегистрировано 01.12.2011 года за ФИО2 (л.д.229).
Согласно акту проверки соблюдения земельного законодательства от 29.09.2011 года на вышеуказанном земельном участке в непосредственной близости от 3-й посадочной платформы станции Новокузнецк-Пассажирский находится металлический гараж, обнесенный глухим металлическим забором высотой 2,5 м. (л.д.17).
Статьей 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10.01.2003 года N 17-ФЗ предусмотрено, что полоса отвода железных дорог - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта.
Материалами дела бесспорно установлен тот факт, что капитальный металлический гараж по адресу: "адрес") возведен в полосе отвода железной дороги направления "Юрга - Таштагол" (369-389 км) (л.д. 8, 9-15, 191) и это обстоятельство никем не оспаривается.
Доказательств заключения договора субаренды земельного участка, на котором расположен указанный металлический гараж, с ФИО1 либо ФИО2, не представлено.
Кроме того, исходя из абз. 5 п. 2 ст. 90 Земельного кодекса РФ, свободные земельные участки в полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами.
Особенности государственного регулирования использования земель железнодорожного транспорта предусмотрены статьей 9 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
Пунктом 1 названной правовой нормы закреплено, что земли железнодорожного транспорта (в том числе земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог) должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации.
Приказом МПС РФ от 15.05.1999 N 26Ц утверждено Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, пунктом 12 которого установлено, что свободные земельные участки в полосе отвода, относящиеся к землям железнодорожного транспорта, могут в порядке, установленном настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляться в срочное пользование физическим и юридическим лицам (далее - временные пользователи) для сельскохозяйственных целей, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, для устройства погрузочно - разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (кроме складов горюче - смазочных и любых типов автозаправочных станций, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей, если при этом будут соблюдаться требования безопасности движения.
"Правилами установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2006 года N 611, установлено, что в границах полосы отвода в целях обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта заинтересованная организация обязана обеспечивать следующий режим использования земельных участков: не допускать размещение капитальных зданий и сооружений, многолетних насаждений и других объектов, ухудшающих видимость железнодорожного пути и создающих угрозу безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Согласно п. 10 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
В соответствии с п. п. 5 и 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" объекты транспортной инфраструктуры - технологический комплекс, включающий в себя, в том числе железнодорожные пути, контактные линии, вокзалы, железнодорожные станции, объекты системы связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ (в ред. от 03.05.2011) "О противодействии терроризму" основным принципом противодействия терроризму является приоритет мер предупреждения терроризма.
Статьей 3 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" установлено, что противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе по предупреждению терроризма, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
При проведении транспортной прокуратурой проверки соблюдения земельного законодательства и законодательства об антитеррористической защищенности объектов железнодорожного транспорта установлено, что размещение гаража на земельном участке в полосе отвода железной дороги, огражденного забором, рядом с железнодорожными путями станции Новокузнецк-Пассажирский в непосредственной близости от 3-й посадочной платформы станции Новокузнецк-Пассажирский, где находится значительное количество пассажирских и грузовых вагонов и здание железнодорожного вокзала, железнодорожный виадук, не в полной мере отвечает требованиям антитеррористической защищенности объектов железнодорожного транспорта и граждан - неопределенного круга лиц.
Таким образом, материалами дела установлено, что капитальный металлический гараж по адресу: "адрес") возведен в полосе отвода железной дороги направления "Юрга - Таштагол" (369-389 км), где не допускается размещение капитальных зданий и сооружений, земельный участок в границах полосы отвода в силу закона относится к землям железнодорожного транспорта и находится в федеральной собственности и у ФИО2 отсутствуют правовые основания для занятия спорного земельного участка под использование принадлежащего ему на праве собственности нежилого здания (гаража).
Согласно подп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
В связи с изложенным, в силу подп. 4 п. 2 ст. 60, п. 2, 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ требования транспортного прокурора об обязании ФИО2 освободить земельный участок в полосе отвода железной дороги с кадастровым номером N, расположенный по "адрес" в Куйбышевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области, путем сноса за счет собственных средств нежилого здания (гаража) и ограждения вокруг него в срок до 01.12.2012 года, является законным и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка от 28 мая 2012 года отменить, принять новое решение, которым обязать ФИО2 освободить самовольно занятый земельный участок в полосе отвода железной дороги с кадастровым номером N, расположенный по "адрес" в Куйбышевском районе г. Новокузнецка Кемеровской области, путем сноса за счет собственных средств нежилого здания (гаража) и ограждения вокруг него в срок до 01.12.2012 года.
Председательствующий: А.Ф. Емельянов
Судьи: Е.А. Черная
Л.В. Краева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.