Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего Акининой Е.В.
и судей: Проценко Е.П., Чуньковой Т.Ю.
при секретаре Ворожцовой Н.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Акининой Е.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области П.И.П. на решение Ленинск-Кузнецкого городского суда
от 08 августа 2012 года
по иску Б.В.В. к Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) в г.Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной доплаты к пенсии
УСТАНОВИЛА:
Б.В.В. обратился в суд с исковыми требованиями к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) в г.Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной доплаты к пенсии.
Требования мотивирует тем, что решением Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе от ДД.ММ.ГГГГ N ему было отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 N 84-ФЗ" О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" по причине отсутствия 25 лет требуемого стажа, дающего право на установление доплаты. Согласно протоколу заседания Комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе от ДД.ММ.ГГГГ N в стаж, дающий право на установление доплаты к пенсии, исчисленный с учётом постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и составивший 19 лет 10 месяцев 06 дней, не был засчитан период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подземным горнорабочим очистного забоя, подземным машинистом подземных установок шахты "Степная" (Украина), что составило 5 лет 6 месяцев 22 дня.
Считает, что ответчик обязан включить спорный период в льготный стаж, поскольку после распада СССР ряд участников Содружества Независимых Государств (СНГ) заключили международный договор от 13 марта 1992 года "Соглашение о гарантиях прав граждан государств участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", регулирующий пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении. Узбекистана, Украины. В соответствии с пунктом 6 Соглашения назначение пенсии гражданам государств- участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
31января 1994 года письмом Министерства социальной защиты населения РФ N 1-369-18 разъяснены вопросы о порядке пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР, где указано, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории бывшего СССР за время до 13 марта 1992 года, а также после этой даты на территории государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 года.
С учётом изложенного просил признать незаконным решение N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении ему ежемесячной доплаты к пенсии, обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе включить в его стаж период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на шахте "Степная" производственного объединения по добыче угля "Павлоградуголь" (Республика Украина), и назначить ему ежемесячную доплату к пенсии с 1 мая 2011 года.
Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Г.Н.Ю., действующая на основании доверенности, требования не признала.
Решением Ленинск-Кузнецкого городского суда от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:
Признать отказ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) в г. Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе N от ДД.ММ.ГГГГ в назначении ежемесячной доплаты к пенсии Б.В.В. несоответствующим требованиям закона.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) в г. Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе включить период работы Б.В.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на шахте "Степная" производственного объединения по добыче угля "Павлоградуголь" (Республика Украина) в качестве подземного горнорабочего очистного забоя, в льготный стаж, дающий право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, и назначить Б.В.В. ежемесячную доплату к пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральным законом РФ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" N84-ФЗ от 10.05.2010г.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное Учреждение) в г. Ленинске-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе в пользу Б.В.В. 200 рублей возврат государственной пошлины.
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области П.И.П. просит решение суда отменить в связи с неправильным применением норм материального права.
Указывает, что Федеральным законом Российской Федерации от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" предусмотрено дополнительное социальное обеспечение отдельных категорий работников организаций угольной промышленности. При этом законодатель указал на необходимость соблюдения ряда условий, при наличии которых у работника соответствующей категории возникает право на дополнительное социальное обеспечение, возможность включения в специальный стаж работы в организациях угольной промышленности на территории бывшего СССР после 01.01.1991 законодателем не предусмотрена. Поскольку в период с 01.01.1991 по 22.07.1996 Б.В.В. работал на территории другого государстве - Украины данный период не может быть включён в специальный стаж для назначения доплаты к пенсии.
В стаж для установления доплаты к пенсии может включаться соответствующая работа в Российских организациях угольной промышленности за весь период такой работы, а также в организациях угольной промышленности СССР - до января 1991 года. Ссылка в решении на включение спорного периода в льготный стаж является необоснованной, поскольку касается вопроса назначения трудовых пенсий по старости досрочно, а не дополнительного социального обеспечения отдельных категорий работников организаций угольной промышленности.
Истцом Б.В.В. принесены возражения на апелляционную жалобу, в которых истец просит решение суда от 08 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились и не сообщили о причине неявки, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании статьи 327, п.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда правильным и не усматривает оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 N173-Федерального Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Б.В.В. назначена досрочная трудовая пенсия по старости.
При этом при подсчёте стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" учтён весь период подземных работ Б.В.В. по Списку N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых даёт право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утверждённого Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в том числе период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на шахте имени 26 съезда КПСС объединения "Павлодаруголь" (Республика Украина) в качестве подземного горнорабочего очистительного забоя, подземного машиниста подземных установок с полным рабочим днём.
Однако, при подсчёте стажа, дающего право для назначения доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10.05.2010 N 84-ФЗ "О дополнительном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" период работы Б.В.В. на шахте имени 26 съезда КПСС объединения "Павлодаруголь" (Республика Украина) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в требуемый стаж включён не был по тем основаниям, что законодателем предусмотрена возможность включения в специальный стаж периода работы в организациях угольной промышленности СССР только до 01 января 1991 года.
Разрешая спор по существу и признавая незаконным отказ ответчика во включении спорного периода в стаж, дающий право для назначения доплаты к пенсии, и засчитывая его в льготный стаж истца, суд пришёл к обоснованному выводу, что работа в профессии горнорабочего очистного забоя относится к ведущим профессиям, а потому льготный стаж работы Б.В.В. на момент обращения к ответчику за назначением доплаты к пенсии составлял 25 лет 4 месяца 28 дней.
Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", участниками которого являются Российская Федерация и Республика Украина, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретённый на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Как установлено статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, буквальное толкование указанной нормы свидетельствует о том, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона Российской Федерации от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах, следовательно, установленный при назначении досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж не может быть пересмотрен при определении права работника угольной промышленности на доплату к такой пенсии.
Тот факт, что финансирование спорных выплат производится за счёт отчислений российских организаций угольной промышленности, не влияет на право истца на назначение требуемой доплаты, поскольку Федеральный закон Российской Федерации от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" в данном случае определяет лишь порядок формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, направляемого на выплату доплаты, и не содержит ограничений по назначению доплаты пенсионерам, работавшим в организациях, не включённых в Перечень организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии бывшим работникам указанных организаций.
Федеральным законом Российской Федерации от 10 мая 2010 года N84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" определены категории лиц, имеющих право на ежемесячную доплату к пенсии, к которым относятся: лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. Иных критериев для определения права бывшего работника угольной промышленности на получение доплаты к пенсии данный Федеральный закон не содержит
Таким образом, установив указанные обстоятельства, суд обоснованно удовлетворил исковые требования Б.В.В. о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской области П.И.П., фактически сводятся к возражениям на исковые требования, также к несогласию с выводами суда первой инстанции и направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств, выводы суда не опровергают, поэтому не могут служить основанием для отмены решения.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые для дела обстоятельства, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведённым в судебном решении, правильно признаны необоснованными.
Рассмотрев апелляционную жалобу в пределах содержащихся в ней доводов, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327.1 частью 1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинск-Кузнецкого городского суда от 08 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Ленинск-Кузнецком и Ленинск-Кузнецком районе Кемеровской
области П.И.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.