Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Ларионовой С.Г.
судей:
при секретаре:
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ларионовой С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе представителем Каткова А.В. - Васильева К.В. на решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 24 августа 2012 года по делу по иску К.А.В., действующего в интересах несовершеннолетнего сына К.Е.А., к Администрации гор. Новокузнецка, Комитету образования и науки г. Новокузнецка, МБ ДОУ "Детский сад N227", отделу образования Новоильинского района г.Новокузнецка о понуждении к предоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,
УСТАНОВИЛА:
Катков А.В., действующий в интересах своего несовершеннолетнего сына К.Е.А., 14.08.2009г.р., обратился в суд с иском к Администрации гор. Новокузнецка, Комитету образования и науки г.Новокузнецка, МБ ДОУ "Детский сад N227", отделу образования Новоильинского района г.Новокузнецка о понуждении к предоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Требования мотивированы тем, что он обратился в Администрацию Новоильинского района г.Новокузнецка с просьбой о предоставлении для ребенка места в детском дошкольном образовательном учреждении.
Комитет образования и науки г. Новокузнецка сообщил, что ребенок состоит в очереди для приема в МБ ДОУ "детский сад N 227" с 17.06.2010г., очередь при постановке: общая - 116, льготная - 21, среди детей 2009г.р. - 67, льготная - 13. На 2012-20123г.г. в данный детский сад будет принято 29 детей 2009г.р., из них 6 детей льготной категории.
До настоящего времени доступ в детское дошкольное учреждение путем предоставления места для ребенка не предоставлен.
Считает, что в данном случае нарушены права ребенка.
Просит обязать Администрацию г. Новокузнецка предоставить Каткову Е.А., 14.08.2009 г.р., доступ к дошкольному образованию путём предоставления места в дошкольном образовательном учреждении Новоильинского района г. Новокузнецка, согласно перечня дошкольных образовательных учреждений г. Новокузнецка, расположенном на разумном географическом удалении от места проживания, в группе полного дня, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу, взыскать с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя в размере "данные изъяты" и оформление доверенности "данные изъяты"
Решением суда от 24.08.2012г. постановлено:
Каткову А.В., действующему в интересах несовершеннолетнего сына Каткова Е.А., в удовлетворении требований к Администрации г. Новокузнецка, Комитету образования и науки г. Новокузнецка, МБ ДОУ "Детский сад N 227", отделу образования Новоильинского района г.Новокузнецка о понуждении к предоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении отказать в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Каткова А.В. - Васильева К.В. просит решение суда отменить. Суд не учел те обстоятельства, что мать К.Е.А. является инвалидом второй группы. В судебное заседание представлена справка о том, что она является глухонемой. Она не может должным образом заниматься развитием сына. Отец К.Е.А. работает, чтобы содержать семью. Но без наличия специальных знаний, в домашних условиях, он не может скорректировать развитие ребенка. К.Е.А. 3 года и он практически не говорит. Ребенок в этой ситуации, как ни кто другой требует коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии, для его полноценного развития.
Суд неправильно истолковал нормы Конституции РФ. Ответчики нарушают конституционное право ребенка истца на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в муниципальных учреждениях путем закрытия доступа к нему. Истец хочет реализовать право сына, но не может, по причине отказа ответчиков предоставить место в любом детском саду в Новоильинском районе г. Новокузнецка.
Доводы о том, что ответчики не имеют возможности предоставить место в дошкольном учреждении в связи с отсутствием мест, правового значения не имеют. Отсутствие мест в детском саду не освобождают ответчиков от выполнения своих обязанностей в отношении ребенка истца.
Считает, что место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки до 1 года со дня подачи заявления о необходимости устройства ребенка в детский сад.
Суд рассмотрел дело не по заявленным требованиям, истцом заявлялись требования о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении Новоильинского района г.Новокузнецка, согласно перечню дошкольных образовательных учреждений г. Новокузнецка, расположенном на разумном географическом удалении от места проживания, в группе полного дня, в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу. Но суд рассмотрел иск, исходя из требований о предоставлении места в конкретном детском учреждении, - МБ ДОУ "Детский сад N 227".
Относительно апелляционной жалобы принесены возражения представителем Администрации г. Новокузнецка Ахунзяновой Р.Д., представителем Комитета образования и науки г. Новокузнецка Янушкевич Е.Л.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 5 ст. 12 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 "Об образовании", деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
В соответствии с ч.1 ст. 16 Закона РФ от 10.07.1992 г. N 3266-1 (ред. от 01.04.2012 г.) "Об образовании", общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
В соответствии с п. 28 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. N 666, действовавшего до 30.04.2012 г., в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.
Приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 г. N 2562 утверждено Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, согласно п.п. 25,26 которого, порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в Уставе.
В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).
Дошкольные образовательные учреждения функционируют в соответствии с нормами о комплектовании. Пунктом 1 ст.31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования
В муниципальные дошкольные образовательные учреждения в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.09.2008 N 666 (далее - Типовое положение) (пункт 3.1.) и уставом образовательного учреждения принимаются дети в возрасте от 2 месяце до 7 лет. Родители (законные представители) детей имеют право выбора образовательного учреждения, образовательной программы и несут ответственность за выбор образовательной программы(3.2). Комплектование образовательных учреждений и групп компенсирующей, комбинированной и оздоровительной направленности в соответствии с Типовым положением осуществляется на основании заключений психолого-медико педагогической комиссии и только с согласия родителей (законных представителей) (3.3.).
В соответствии с действующим законодательством в муниципальные дошкольные образовательные учреждения вне очереди принимаются: дети судей, прокуроров, следователей; - дети военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти; - дети граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; - дети ветеранов боевых действий и вооруженных конфликтов.
В первую очередь принимаются: (20% от количества зачисленных детей): дети студентов очной формы обучения; дети из многодетных семей; дети оставшихся без попечения родителей и находящихся под опекой; дети - инвалиды; дети сотрудников муниципальных дошкольных образовательных учреждений; дети работающих одиноких родителей (3.4.).
При комплектовании дошкольных образовательных учреждений на первоочередное зачисление в дошкольные группы имеют право 20% от количества зачисленных детей (3.5.).
Комплектование МДОУ на новый учебный год производится в сроки с 1 июня по 31 августа ежегодно, в остальное время проводится доукомплектование Учреждения в соответствии с установленными нормативами (3.6.).
Прием детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения осуществляется руководителями на основании заявлений родителей (законных представителей), медицинского заключения, документов, удостоверяющих личность одного из родителей" (законных представителей) в соответствии с очередностью, зарегистрированной в журнале управления образования и журнале муниципального дошкольного образовательного учреждения (4.3).
Из материалов дела следует и установлено судом, что Катков Е.А., 14.08.2009 года рождения, является сыном Каткова А.В.
17.06.2010г. К.Е.А. был поставлен на учет для определения в муниципальное образовательное учреждение в МБ ДОУ "Детский сад N 227" по месту своего жительства.
Из ответа Комитету образования и науки г.Новокузнецка за N 1237 от 19.04.2012 года следует, что на период комплектования в детский сад N 227 на 2012-2013 учебный год будет принято 29 детей 2009 года рождения, из них 6 детей льготной категории. Очередь при постановке по детскому саду: общая 116, льготная 21, среди детей 2009г.р. - 67, льготная 13.
Из информационной справки N 08 от 23.08.2012г. видно, что на 23.08.2012г. в детский сад N 227 принято 44 ребенка, стоящих в очереди впереди К.Е.А..
Из общей очереди ДОУ из 116 детей поступило в детский сад 44, из них 11 детей льготной категории.
По состоянию на 23.08.2012г. общая очередь К.Е.А. - 53, льготная - 7; по году рождения очередь 32, льготная - 6.
Отказывая Каткову А.В., действующему в интересах несовершеннолетнего сына Каткова Е.А., в удовлетворении требований к Администрации г.Новокузнецка, Комитету образования и науки г.Новокузнецка, МБ ДОУ "Детский сад N227", отделу образования Новоильинского района г.Новокузнецка о понуждении к предоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении, суд правильно применил материальный закон и указал, что, в соответствии с действующим законодательством, оснований для предоставления несовершеннолетнему К.Е.А. как первоочередного, так и внеочередного места в МБ ДОУ "Детский сад N 227", не имеется. Кроме того, истцу не отказано в реализации права его сына К.Е.А. на получение дошкольного образования, каких-либо препятствий к осуществлению прав не создано, однако, предоставление истцу места для его сына незамедлительно, вне очереди, повлекло бы незаконное нарушение прав других граждан, стоящих в очереди на определение в дошкольное образовательное учреждение впереди его.
Суд первой инстанции в полном объёме установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал объективную оценку доказательствам, которыми эти обстоятельства подтверждаются, и принял законное и обоснованное решение.
В соответствии с положениями ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование; гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется на основе конституционного принципа юридического равенства.
Положения статьи 43 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями статьи 38 Конституции РФ, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1), а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2). Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, предопределяют - исходя из того, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей, - многоплановую роль публичной власти в этой сфере.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14.12.1960 г.) и статья 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах доступность образования определяют как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Вместе с тем, все гарантированные Конституцией Российской Федерации права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного статьей 17 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Реализация Катковым А.В. конституционных прав его сына на бесплатное дошкольное образование должна осуществляться с соблюдением указанного принципа, и в частности, такая реализация прав не должна нарушать права других детей, поставленных на очередь ранее К.Е.А., либо имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в дошкольных образовательных учреждениях.
Предоставление места в детском саду К.Е.А., стоящему в общей очереди под N 53, льготной под N7, повлечет за собой нарушение прав детей, которые были поставлены в очередь ранее К.Е.А..
Данные аспекты судом первой инстанции были учтены.
Судом первой инстанции также обоснованно учтено, что превышение количества воспитанников в детских учреждениях более установленных норм приведет к нарушению требований СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 г. N 91 (ред. от 20.12.2010 г.), которыми определено допустимое количество детей в группах. Прием в МБДОУ детей свыше установленных предельных норм повлечет нарушение условий лицензии, и, как следствие, применение установленных санкций к учреждению, вплоть до приостановления деятельности детского учреждения.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством оснований для предоставления несовершеннолетнему К.Е.А., как первоочередного, так и внеочередного места в МБДОУ "Детский сад N 227", не имелось.
Из материалов дела объективно усматривается, что истцу не отказано в реализации права ее сына на получение дошкольного образования, каких-либо препятствий к осуществлению прав не создано, предоставление истцу места для его сына незамедлительно повлекло бы незаконное нарушение прав других граждан, стоящих в очереди на определение в дошкольное образовательное учреждение, т.е. права истца и его ребенка на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, не нарушено.
Каких-либо иных доказательств, а также законных оснований, предусматривающих, что К.Е.А. незамедлительно должен быть обеспечен местом в детском дошкольном учреждении, не имеется.
Выводы суда основаны на законе, не противоречат фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 24 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Ларионова С.Г.
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.