судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Полынцева С.Н.,
судей Пашковского Д.И., Малякина А.В.,
при секретаре: Елисеенко И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Пашковского Д.И.
дело по заявлению Р.Д.С., Р.Н.С. о признании незаконными действий и бездействия Администрации Ленинского района г.Красноярска,
по апелляционной жалобе Администрации Ленинского района г.Красноярска,
на решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 05 сентября 2012 года, которым постановлено:
"Требования Р.Д.С., Р.Н.С. о признании незаконным действий и бездействия Администрации Ленинского района г.Красноярска удовлетворить полностью.
Признать незаконным действия администрации Ленинского района г.Красноярска, выразившиеся в непризнании молодой семьи в составе: Р.Д.С., Р.Н.С., Р.Д.Д., нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Признать незаконным бездействие администрации Ленинского района г.Красноярска, выразившееся в непризнании молодой семьи в составе: Р.Д.С., Р.Н.С., Р.Д.Д. имеющей достаточные доходы или средства для дальнейшего участия в жилищных программах.
Обязать администрацию Ленинского района г.Красноярска признать нуждающейся молодую семью в составе: Р.Д.С., Р.Н.С., Р.Д.Д. в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы или средства для дальнейшего участия в жилищных программах с учетом даты обращения с заявлением "дата"".
Заслушав докладчика, Судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Р.Д.С., Р.Н.С. обратились в суд с заявлением, уточненным в ходе судебного заседания, о признании незаконными действия, оформленные в форме писем от "дата", "дата", "дата" Администрации Ленинского района г.Красноярска в признании их молодой семьи в составе: Р.Д.С., Р.Н.С. и Р.Д.Д., нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконными бездействия Администрации Ленинского района г.Красноярска, выразившегося в непризнании их молодой семьи имеющей достаточные доходы или средства для дальнейшего участия в жилищных программах, и обязании Администрации Ленинского района г.Красноярска признать нуждающейся их молодую семью в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы или средства для дальнейшего участия в жилищных программах с учетом даты обращения с заявлением "дата".
Требования мотивировали тем, что "дата" они обратились в администрацию Ленинского района г.Красноярска с заявлением о признании их молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы для включения в состав участников программы "Обеспечение жильем молодых семей". Однако, "дата" ими было получено уведомление об отказе в признании их молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий. При предоставлении Р.Д.С. всех необходимых документов, указанных в ответе от "дата", "дата" ими было получено уведомление об отказе в признании их молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Требование заявителей о признании их семьи имеющей достаточные доходы для дальнейшего участия в жилищных программах Администрацией Ленинского района г.Красноярска оставлено без рассмотрения.
Основанием для отказа в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий послужило то обстоятельство, что семья Р зарегистрирована по адресу: "адрес", где общая площадь составляет 77 кв.м., на зарегистрированных лиц в составе 5 человек. При этом на одного члена семьи приходится 15,4 кв.м., что превышает учетную норму. Кроме того указано, что Р необходимо предоставить документы на жилое помещение по адресу: "адрес".
Впоследствии, "дата"ада основанием для отказа в признании семьи нуждающейся в улучшении жилищных успений послужило то обстоятельство, что семья Р.Д.С. проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", зарегистрированном на праве собственности за ФИО4 Общая площадь данного жилого помещения составляет 63,3 кв.м., а жилая 34,4 кв.м. Из соглашения о проживании следует, что семья Р.Д.С. занимает комнату 20,876 кв.м., а места общего пользования составляют 28,9 кв.м., в связи с чем, на каждого члена их семьи приходится по 7,22 кв.м. В совокупности с местами общего пользования и занимаемой комнатой на семью Р приходится 42,55 кв.м., что превышает учетную норму для признания семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Истцы считают данные отказы незаконными, поскольку ими были представлены все необходимые документы, из которых следует, что Р.Д.С., Р.Н.С. и их дочь Р.Д.Д. не имеют в собственности жилого помещения, зарегистрированы по адресу: "адрес", а проживают по адресу: "адрес" на основании соглашения о проживании. Временно занимаемая ими по соглашению о проживании жилая площадь не должна учитываться при определении обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи. Кроме того, истцы не проживают и не являются собственниками и членами семьи собственника "адрес" в "адрес", следовательно на их семью приходится 0 кв.м., т.е. меньше учетной нормы, что является основанием для признания их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы или средства для участия в жилищных программах.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации Ленинского района г.Красноярска по доверенности ФИО11, ссылаясь на свои прежние доводы просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Администрации Ленинского района г.Красноярска по доверенности ФИО12, Судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу п.5 Постановления правительства РФ от 13 мая 2006 года "Об утверждении правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы - участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.Статьей 51 ЖК РФ предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее -нуждающиеся в жилых помещениях)
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п.4 и п.5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
В силу п.1 Постановления Администрации г.Красноярска "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г.Красноярска" для постановки на жилищный учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Красноярска установлена в размере менее 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания (в домах, признанных в установленном действующим законодательством порядке не отвечающими установленным для жилых помещений требованиям, норма для постановки на учет не ограничивается).
Разрешая заявленные требования, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителей о признании незаконными отказов Администрации Ленинского района г.Красноярска от "дата", "дата", "дата", в признании молодой семьи в составе: Р.Д.С., Р.Н.С., Р.Д.Д., нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании незаконными бездействия Администрации Ленинского района г.Красноярска, выразившегося в непризнании их молодой семьи имеющей достаточные доходы или средства для дальнейшего участия в жилищных программах.
Выводы об этом в решении суда подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, надлежащая оценка которым дана судом в решении.
Судом установлено, что "дата" заявители обратились в Администрацию Ленинского района г. Красноярска с заявлением о признании их семьи в составе: Р.Д.С. (супруг), Р.Н.С. (супруга), Р.Д.Д. (дочь), нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении в состав участников подпрограммы ""Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2009-2011 годы.
Администрацией Ленинского района г. Красноярска письмом от "дата", Р в удовлетворении заявления о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий было отказано. Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что ими не были представлены сведения о наличии у семьи доходов, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер представляемой социальной выплаты. Кроме того, в нарушение требований п. 3.1.9. указанной выше программы копии представляемых заявителями документов изготовлены не в полном объеме (копии паспортов) и не заверены в установленном порядке.
Кроме того, Администрацией Ленинского района г.Красноярска письмами от "дата" и от "дата", Р в удовлетворении заявления о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий было отказано. Основанием для отказа явилось превышение учетной нормы жилья на каждого члена семьи для признания их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. Заявления истцов в части признания их молодой семьи, имеющей достаточные доходы или средства для дальнейшего участия в жилищных программах, Администрацией Ленинского района г.Красноярска осталось без рассмотрения.
Семья в составе: Р.Д.С. (супруг), Р.Н.С. (супруга), Р.Д.Д. (дочь) проживают в квартире по адресу: "адрес", общей площадью 63,3 кв.м., сособственником которой является: ФИО4 на основании договора на передачу квартиры от "дата".
Согласно сведениям Управления Росреестра по Красноярскому краю и ФГУП "Ростехинвентаризации - Федеральное БТИ" за Р.Д.С., Р.Н.С., Р.Д.Д. какие-либо объекты недвижимого имущества на праве собственности и ином вещном праве в "адрес" не зарегистрированы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции верно констатировал, что Р.Д.С., Р.Н.С., Р.Д.Д. на праве собственности жилья не имеют, по договорам социального найма жилых помещений не занимает.
Таким образом, администрацией Ленинского района г.Красноярска при принятии решения об отказе в постановке на учет семьи Р, как нуждающихся в улучшении жилищных условий, необоснованно была включена жилая площадь квартиры, расположенной по адресу: "адрес", а также жилая площадь квартиры, расположенной по адресу: "адрес".
При таких обстоятельствах, Судебная коллегия находит возможным согласиться с правильным выводом суда первой инстанции о возложении на Администрацию Ленинского района г.Красноярска обязанность признать нуждающейся молодую семью в составе: Р.Д.С., Р.Н.С., Р.Д.Д., в улучшении жилищных условий и имеющей достаточные доходы и средства для дальнейшего участия в жилищных программах с учетом даты обращения с заявлением "дата".
Выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, подробно мотивированы и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы представителя Администрации Ленинского района г.Красноярска по доверенности ФИО11 не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены судебного решения, поскольку опровергаются материалами дела и направлены на переоценку правильных по существу выводов суда.
Процессуальных нарушений, влекущих за собой вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Красноярска от 05 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Ленинского района г.Красноярска - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.