Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
Председательствующего Киселевой А.А.,
судей: Баимовой И.А., Охременко О.В.,
с участием прокурора: Грековой Л.Р.,
при секретаре: Н.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Охременко О.В.,
дело по искам прокурора ЗАТО г.Железногорск Красноярского края в защиту социальных прав Почуевой РИ., Шпаковой ВА., Пушкаревой ЗФ. к администрации ЗАТО г.Железногорск Красноярского края в лице Управления социальной защиты населения о признании права на получение мер социальной поддержки (субсидий) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности по их предоставлению,
по апелляционной жалобе руководителя Управления социальной защиты населения администрации ЗАТО г.Железногорск Дергачевой Л.А.,
на решение Железногорского городского суда Красноярского края от 24 августа 2012г., которым постановлено:
"Исковые требования прокурора ЗАТО г.Железногорск Красноярского края удовлетворить.
Признать за Почуевой РИ., Шпаковой ВА., Пушкаревой ЗФ. право на получение мер социальной поддержки (субсидий) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогическим работникам, вышедшим на пенсию.
Обязать Управление социальной защиты населения Администрации ЗАТО г.Железногорск Красноярского края с 01 января 2012 года предоставить меры социальной поддержки Почуевой РИ., Шпаковой ВА., Пушкаревой ЗФ. путем предоставления денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением как педагогическим работникам, проработавшим в сельской местности более 10 лет, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности".
Заслушав докладчика, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор ЗАТО г.Железногорск Красноярского края обратился в суд с исками в защиту прав и законных интересов Почуевой Р.И., Шпаковой В.А., Пушкаревой З.Ф. к администрации ЗАТО г.Железногорск в лице УСЗН администрации ЗАТО г.Железногорск о признании права на получение мер социальной поддержки (субсидий) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и возложении обязанности по их предоставлению. Требования мотивировал тем, что Почуева Р.И., Шпакова В.А., Пушкарева З.Ф. являются педагогическими работниками - пенсионерами, отработавшими свыше 10 лет в сельском дошкольном образовательном учреждении, проживают в сельской местности - в пос.Подгорный ЗАТО г.Железногорск Красноярского края. Ссылаясь на положения п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", другие нормативные акты, Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 г. N 322-О-П, прокурор полагает, что за истцами, как за педагогическими работниками, сохраняется право на предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением. Ответчиком незаконно отказано истцам в предоставлении вышеназванных мер социальной поддержки.
Определением Железногорского городского суда от 25 июня 2012г. гражданские дела по искам прокурора ЗАТО г.Железногорск объединены в одно производство, к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство финансов Красноярского края.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе руководитель УСЗН администрации ЗАТО г.Железногорск Дергачева Л.А. просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение и толкование судом норм материального права.
В судебное заседание Почуева Р.И., Шпакова Р.И., Пушкарева З.Ф., представитель Министерства финансов РФ, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах неявки не сообщили, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обратились.
Представитель УСЗН администрации г.Железногорска в ходатайстве от 19.10.2012г. N 04-01-10/3593 просил рассмотреть данное дело в отсутствие представителя.
При таких обстоятельствах судебная коллегия, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора Грекову Л.Р., полагавшую необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Из материалов дела видно, что Пушкарева З.Ф. с марта 1964г. по октябрь 1999г. работала воспитателем в дошкольном образовательном учреждении - предприятия п/я 92, детский комбинат N 24, детский сад-ясли N 6 Государственного предприятия "Красноярский машиностроительный завод". Почуева Р.И. с 28.07.1967г. по 08.08.1995г. работала воспитателем в дошкольном образовательном учреждении - детский комбинат N 31 Государственного предприятия "Красноярский машиностроительный завод". Шпакова В.А. с 15.06.1967г. по 24.02.1992г. работала воспитателем в дошкольном образовательном учреждении - детский комбинат N 31 Государственного предприятия "Красноярский машиностроительный завод".
В 1999г. Пушкаревой З.Ф., в 1992г. - Шпаковой В.А., в 1995г. - Почуевой Р.И. назначены пенсии по старости, в указанные периоды работы и в настоящее время истцы проживали и проживают в п.Подгорный ЗАТО г.Железногорск Красноярского края. Поселок Подгорный является поселком городского типа, подчиненным администрации г.Железногорск. Детские ясли, сады, комбинат N 6, 24, 31, входившие в состав указанных предприятий, находились в п.Подгорный.
Материалами дела подтверждено и судом установлено, что до 01 июля 2011г. Почуева Р.И., Пушкарева З.Ф., Шпакова В.А. пользовались льготой на оплату жилой площади с отоплением и освещением как педагогические работники, вышедшие на пенсию. Однако на их заявления, поданные Шпаковой В.А. - 28.12.2011г., Пушкаревой З.Ф., Почуевой Р.И. - 10.01.2012г., руководителем УСЗН администрации ЗАТО г.Железногорск был дан ответ от 23 января 2012г. об отказе в предоставлении мер социальной поддержки (субсидии) на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как педагогам-пенсионерам в связи с отсутствием 10-летнего стажа работы в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях.
Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, руководствуясь положениями закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, пришел к выводу о том, что истицы имеют право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогические работники и правомерно возложил на ответчика обязанность по предоставлению им мер социальной поддержки путем предоставления денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением.
Судебная коллегия данное решение суда считает законным и обоснованным.
Согласно Постановлению Совета Министров СССР от 4 мая 1971г. N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", в целях улучшения жилищно-бытовых условий учителей общеобразовательных школ в сельской местности за вышедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из таких работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет. Это право было подтверждено также Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982г. N 437, от 24 января 1985г. N 85, и другими нормативными правовыми актами государственных органов СССР.
Положения указанных актов о предоставления жилищно-коммунальных льгот педагогическим работникам общеобразовательных школ в сельской местности, вышедшими на пенсию, сохраняли свое действие и применялись и после принятия Закона РФ от 10 июля 1992г. N3266-1 "Об образовании" (абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона в редакции ФЗ от 13 января 1996г. N12-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 55 вышеуказанного Закона РФ "Об образовании" педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, порядок и условия возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки устанавливаются законодательными актами субъектов РФ.
На территории Красноярского края меры социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам в сельской местности установлены Законом Красноярского края от 10 июня 2010г. N 10-4691 "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)".
До 01 января 2012г. положения указанного Закона предусматривали льготы только для педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.
В связи с принятием Закона Красноярского края от 01 декабря 2011г. N13-6597 "О внесении изменений в Законы края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" и "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения", с 01 января 2012г. предусмотрены меры социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Красноярского края, а также указанным работникам, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которых в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
В соответствии со ст.2 Закона Красноярского края от 10 июня 2010г. N 10-4691 педагогическим работником является педагогический работник краевого государственного или муниципального образовательного учреждения, работающий и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), для которого указанное учреждение является основным местом работы, а также указанный педагогический работник, вышедший на пенсию и проживающий в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа), общий стаж по основному месту работы которого в краевых государственных и (или) муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности, рабочем поселке (поселке городского типа) составляет не менее 10 лет.
Из статьи 7 этого Закона следует, что предоставление денежных выплат является расходным обязательством Красноярского края и финансируется за счет средств краевого бюджета.
Согласно ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2010г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона РФ "Об образовании", нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции настоящего Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Из указанной нормы Закона следует, что получение указанных льгот педагогическим работникам не связано с формой собственности образовательного учреждения.
Материалами дела подтверждено и судом установлено, что Почуева Р.И., Шпакова В.А., Пушкарева З.Ф. более 10-ти лет являлись педагогическими работниками образовательных учреждений, в полном объеме получали меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг и после выхода на пенсию, как педагогические работники образовательного учреждения, работавшие в сельской местности.
В связи с вышеизложенным судебная коллегия считает, что поскольку истицы пользовались правом на получение вышеуказанных мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, установленных как ранее действующими законодательными актами союзного значения, так и действующим Законом Российской Федерации "Об образовании", а субъект Российской Федерации не наделен полномочием снижать объем полагающихся педагогическим работникам указанных мер социальной поддержки, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, то факт того, что они работали в детских садах и яслях, не являющихся краевыми государственными либо муниципальными образовательными учреждениями, не может явиться основанием для лишения их права на получение указанных льгот.
При таких обстоятельствах решение суда об удовлетворении исковых требований и о возложении на ответчика обязанности предоставить истицам меры социальной поддержки с 01 января 2012г. является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы Управления социальной защиты населения администрации ЗАТО г.Железногорск, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может принять во внимание, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права, являлись предметом судебного разбирательства и суд в решении дал им надлежащую правовую оценку. Доказательств, опровергающих выводы суда, в жалобе не приведено. Обстоятельства дела судом исследованы с достаточной полнотой, материальный закон применен судом правильно, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железногорского городского суда Красноярского края от 24 августа 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу руководителя Управления социальной защиты населения администрации ЗАТО г.Железногорск Дергачевой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.