Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Кудриной Я.Г., Украинцевой С.Н.
при секретаре Ким И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Черниговского района Приморского края в интересах Российской Федерации, Приморского края, муниципального образования Черниговский район и неопределенного круга лиц о признании незаконными распоряжений Администрации Черниговского района N 53 лс от 7 октября 2008 года "О приеме на работу Семкина В.В.", N 34-к от 12 марта 2009 года "Об изменении заработной платы Семкину В.В.", N 10-ко от 1 марта 2010 года "Об изменении срока действия, заработной платы трудового договора Семкина В.В.", N 10-к от 9 февраля 2011 года "Об изменении условий трудового договора Семкину В.В.", N 119-к от 1 ноября 2011 года "Об изменении условий трудового договора Семкину В.В", N 137-к от 6 декабря 2011 года "Об изменении условий трудового договора с Семкиным В.В." по апелляционному представлению прокурора Черниговского района Приморского края на решение Черниговского районного суда Приморского края от 7 августа 2012 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Украинцевой С.Н., выслушав объяснения прокурора Брызгалиной Е.С., поддержавшей доводы представления, возражения представителя Администрации Черниговского района Семкиной З.В., пояснения Семкина В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Черниговского района обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что распоряжением Администрации Черниговского района N 53-лс от 7 октября 2008 года Сёмкин В.В. принят на работу юристом по обеспечению деятельности Администрации Черниговского района на срок с 7 октября 2008 года по 31 декабря 2008 года с заработной платой в размере 15000 рублей. Распоряжением N 34-к от 12 марта 2009 года Семкину В.В. изменен размер заработной платы на 17300 рублей, распоряжением N 10-ко от 1 марта 2010 года Семкину В.В. установлена заработная плата в размере 20500 рублей с 1 марта 2010 года, изменен срок действия договора на неопределенный срок, распоряжением N10-к от 9 февраля 2011 года Семкин В.В. принят на работу в юридический отдел администрации с установлением заработной платы в размере 31000 рублей, распоряжением N119-к от 1 ноября 2011 года размер заработной платы Семкина В.В. изменен на 20750 рублей, распоряжением N137-к от 6 декабря 2011 года должностной оклад Семкинам В.В. установлен в размере 5888 рублей, заработная плата - 20819,97 рублей. На момент трудоустройства Семкина В.В. в качестве юриста юридический отдел был упразднен, с 1 мая 2008 года должность юриста в штатном расписании отсутствовала. Прокурор считает, что Семкин В.В. назначен и замещает должность юриста в нарушение ограничений и запретов, предусмотренных положениями ФЗ N25-ФЗ от 2 марта 2007 года "О муниципальной службе в Российской Федерации", поскольку должности начальника и специалиста юридического отдела Администрации Черниговского района относятся к должностям муниципальной службы, замещению которых должен предшествовать конкурс. Сведения о наличии вакантных должностей в юридическом отделе администрация в службу занятости за период 2008-2011 годы не представляла. Кроме того, Семкин В.В. при исполнении должностных обязанностей подчиняется главе администрации Черниговского района Семкину В.Н., являющему его отцом, что влечет возникновение конфликта интересов, требующего урегулирования в установленном законом порядке. Размер заработной платы установлен Семкину В.Н. с нарушениями решения Думы Черниговского района от 17 августа 2011 года "Об оплате труда выборных должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих Черниговского муниципального района". Прокурор полагает, что оспариваемые распоряжения Администрации Черниговского района противоречат интересам Российской Федерации, Приморского края, Черниговского муниципального района в сфере реализации положений о противодействии коррупции, а также нарушает права неопределенного круга лиц, которые не могли быть трудоустроены в качестве специалистов юридического отдела администрации, просил признать их незаконными.
В судебном заседании старший помощник прокурора Черниговского района поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации Черниговского района Семкина З.В. с требованиями прокурора не согласилась, пояснив, что должности в юридическом отделе администрации не относятся к должностям муниципальной службы. Оспариваемые прокурором распоряжения регулируют трудовые отношения между администрацией района и Семкиным В.В., не нарушая прав Российской Федерации, Приморского края, Черниговского района и неопределенного круга лиц, а также законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции. Заработная плата выплачивается администрацией в пределах установленных нормативов от собственных доходов. Семкин В.В. принят на работу для выполнения трудовой функции юриста по обеспечению деятельности администрации по совместительству, что не запрещено трудовым законодательством. Заявила о пропуске прокурором срока для обращения в суд с настоящим заявлением. Просила в удовлетворении заявления прокурора отказать.
Сёмкин В.В. возражал против заявленных требований, пояснив, что занимает должность юриста юридического отдела администрации Черниговского района, которая не относится к муниципальной службе.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласился прокурор, в апелляционном представлении ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия считает решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права, неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (пункты 1, 3 и 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ).
На основании положений части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона N 2202-1 от 17 января 1992 года "О прокуратуре Российской Федерации", статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, части шестой статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" прокурор обратился в суд, оспаривая ненормативные правовые акты, изданные Администрацией Черниговского района о приеме на работу Семкина В.В., состоящего в близком родстве с Главой администрации Черниговского района Семкиным В.Н.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что Семкин В.В. принят на должность юриста юридического отдела Администрации Черниговского района, не отнесенную к муниципальной службе и не включенную в "Реестр должностей муниципальной службы в Приморском крае", утвержденный Законом Приморского края N 83-КЗ, поэтому на него не распространяются ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Также суд указал на то, что глава администрации Черниговского района не является муниципальным служащим, в связи с чем, отсутствует подчиненность и подконтрольность между ним и Семкиным В.В., а также конфликт интересов, которые указывали бы на несоблюдение администрацией установленных законом ограничений.
В качестве основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, суд также сослался на пропуск прокурором срока для обращения в суд.
Судебная коллегия находит выводы суда необоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 13 Федерального закона N25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
Должность муниципальной службы - это должность в органе местного самоуправления, которая образуется в соответствии с Уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления.
Понятие муниципальной службы дано в статье 2 Федерального закона N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" как профессиональной деятельности граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).
Из дела видно, что распоряжением Администрации Черниговского района N 53 лс от 07 октября 2008 года Семкин В.В. принят на работу по договору по совместительству юристом, с ним заключен трудовой договор N 23 от 07 октября 2008 года. В дальнейшем в трудовой договор вносились изменения, изменялась редакция распоряжения о приеме Семкина В.В. на работу. На основании распоряжения Администрации Черниговского района N 10-ко от 01 марта 2010 года трудовые отношения с Семкиным В.В. продлены на неопределенный срок, распоряжением N 10-к от 09 февраля 2011 года изменен подпункт 4.1 трудового договора N 23 от 07 октября 2008 года и занимаемая Семкиным В.В. должность поименована "юрист юридического отдела управления делами администрации Черниговского района", распоряжением N 137 от 06 декабря 2011 года установлена заработная плата в сумме 5888 рублей в месяц с надбавкой к должностному окладу за особые условия работы в размере 121%.
Из положения о юридическом отделе Администрации Черниговского района, утвержденного Постановлением администрации Черниговского района N 18-па от 15 февраля 2011 года следует, что основными задачами юридического отдела является повышение эффективности и качества правового регулирования основных сфер деятельности администрации района с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
Согласно дополнительному соглашению к трудовому договору N 23 от 07 октября 2008 года Семкина В.В. должностные обязанности юриста включают в себя правовую экспертизу проектов постановлений, распоряжений и других актов правового характера, вносимых на рассмотрение органов и должностных лиц местного самоуправления, принятие мер по приведению правовых актов органов и должностных лиц местного самоуправления в соответствие с действующим законодательством, представлять интересы органов местного самоуправления в суде.
Установленный Семкину В.В. круг должностных обязанностей обеспечивает исполнение полномочий органа местного самоуправления, то есть соответствует должности муниципальной службы. Исполнение перечисленных должностных обязанностей предусматривает подконтрольность Главе администрации муниципального образования.
Таким образом, Семкин В.В. состоит в трудовых отношениях с администрацией муниципального образования на постоянной основе, которые оформлены трудовым договором, где от имени работодателя выступает муниципальное образование в лице Главы администрации Черниговского района Семкина В.Н.
Допущенное при составлении штатного расписания в нарушение пункта 3 статьи 6 Закона Приморского края от 4 июня 2007 года "О муниципальной службе в Приморском крае" наименование должности муниципальной службы, не предусмотренное Реестром должностей муниципальной службы в Приморском крае, не изменяет категорию должности, занимаемой Семкиным В.В., и не исключает обязанности работодателя соблюдать ограничения, связанные с амещением должностей муниципальной службы.
Администрация Черниговского района Приморского края, привлекая к трудовой деятельности, а в дальнейшем допуская нахождение на муниципальной службе юриста Семкина В.В., являющегося сыном Главы администрации Черниговского района Семкина В.Н., нарушила пункт 5 части 1 статьи 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", что влечет признание действий администрации противоречащими требованиям закона.
Вывод суда в мотивировочной части решения о том, что пункт 5 части 1 статьи 13 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" не применяется к спорным правоотношениям по тем основаниям, что Глава администрации Черниговского района не является муниципальным служащим, а трудовые отношения между Семкиным В.В. и администрацией Черниговского района возникли до вступления в силу изменений в ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", касающихся нахождения на муниципальной службе близких родственников главы муниципального образования, не может быть признан обоснованным.
С даты вступления в силу новой редакции закона, с 04 апреля 2011 года наличие близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования исключает нахождение на муниципальной службе, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. В связи с этим дата начала трудовых отношений Семкина В.В. с администрацией Черниговского района не имеет значения для оценки действий должностных лиц.
В силу части 1 статьи 256, статьи 45 ГПК РФ оспариваемые решения органа местного самоуправления могут быть обжалованы в суд прокурором в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении прав и свобод граждан.
Из дела видно, что основанием для обращения в суд 31 мая 2012 года прокурора Черниговского района послужили результаты проверки, проводимой им по поручению прокуратуры Приморского края в апреле 2012 года, следовательно, срок для обращения в суд не пропущен. В связи с изложенным, выводы суда о пропуске прокурором срока для обращения в суд не соответствуют обстоятельствам дела.
Поскольку установленные обстоятельства свидетельствуют о несоответствии закону оспариваемых прокурором действий Администрации Черниговского района по изданию распоряжений, которые влекут нарушение прав неограниченного круга жителей муниципального образования, судебная коллегия считает необходимым отменить решение Черниговского районного суда от 7 августа 2012 года и принять по делу новое решение об удовлетворении заявления прокурора.
Во исполнение требований части 1 статьи 258 ГПК РФ судебная коллегия считает необходимым устранить допущенное Администрацией Черниговского района нарушение законодательства о муниципальной службе и признать незаконным Распоряжение администрации Черниговского района N 53 лс от 07 октября 2008 года о приеме на работу Семкина В.В. в последующих редакциях Распоряжения Администрации Черниговского N 10-ко от 01 марта 2010 года, Распоряжения N 10-к от 09 февраля 2011 года, Распоряжения N 137 от 06 декабря 2011 года.
По заявлению прокурора о признании незаконным Распоряжения администрации Черниговского района N 34- к от 12 марта 2009 года об изменении заработной платы Семкину В.В. производство по делу следует прекратить на основании абзаца 2 статьи 220 ГПК РФ, поскольку указанное распоряжение преодолено последующими распоряжениями, изменяющими размер заработной платы Семкина В.В. и не порождает правовых последствий.
Распоряжение администрации Черниговского района N 119-к от 01 ноября 2011 года "Об изменении условий трудового договора Семкину В.В." признано утратившим силу Распоряжением администрации Черниговского района N 137-к от 06 декабря 2011 года, то есть является недействующим. Недействующий правовой акт не может быть предметом оценки в судебном заседании, в связи с этим производство по заявлению прокурора о признании незаконным Распоряжения администрации Черниговского района N 119-к от 01 ноября 2011 года следует прекратить на основании статей 134, 220 ГПК РФ.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Черниговского районного суда Приморского края от 7 августа 2012 года отменить, принять новое решение.
Заявление прокурора Черниговского района Приморского края удовлетворить частично.
Признать незаконными распоряжение администрации Черниговского района N 53 лс от 7 октября 2008 года "О приеме на работу Семкина В.В." в редакции распоряжения N 10-ко от 1 марта 2010 года "Об изменении срока действия, заработной платы трудового договора Семкина В.В.", распоряжения N 10-к от 9 февраля 2011 года "Об изменении условий трудового договора Семкину В.В.", распоряжения N137-к от 6 декабря 2011 года "Об изменении условий трудового договора с Семкиным В.В.".
Обязать администрацию Черниговского района устранить допущенные нарушения.
В части заявления о признании незаконными распоряжения N 34-к от 12 марта 2009 года "Об изменении заработной платы Семкину В.В." и распоряжения N119-к от 1 ноября 2011 года "Об изменении условий трудового договора Семкину В.В" производство по делу прекратить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.