Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Светловой С.Е.
судей Ильиных Е.А. и Ровенко П.А.
при секретаре Лукьянович В.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Почепа С.Б. о признании незаконным отказа Департамента земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в предоставлении в аренду земельного участка по апелляционной жалобе представителя заявителя на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 26 июля 2012 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Светловой С.Е., выслушав объяснения представителя Почепа С.Б. - Лысенко Ю.В., представителя администрации города Владивостока - Грачевой А.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Почеп С. Б. обратился в суд с вышеназванным заявлением, указав, что 21 марта 2012 года в Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края было подано заявление о предоставлении в порядке статьи 36 ЗК РФ в аренду земельного участка площадью 11240 кв.м, под принадлежащим ему на праве собственности домом по адресу: г. "адрес" 17 мая 2012 года департамент ему отказал в предоставлении участка со ссылкой на то, что данный участок находится на территории лесного фонда. Считает, сто указанный участок относится к землям населенных пунктов. Просил суд признать отказ Департамент земельных отношений государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края в предоставлении участка незаконным и подлежащим отмене. Обязать департамент в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу вынести решение о предоставлении в аренду указанного земельного участка, возместить расходы по госпошлине.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.
Представитель Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края возражал против заявленных требований.
Представитель КГКУ "Приморское лесничество" требования не признал.
Представитель администрации города Владивостока не возражал против заявленных требований, считает, что факт проведения лесоустройства в отношении земельного участка не является доказательством его принадлежности к землям лесного фонда.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Почепу С.Б. на праве собственности принадлежит жилой дом, общей площадью 1226,7 кв.м., расположенный по адресу: Приморский край, г "адрес" д. (свидетельство о государственной регистрации права от 1 марта 2011 года серии Nд. 15).
19 марта 2012 года Почеп С.Б. обратился в Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края с заявлением о предоставлении ему в аренду на 49 лет земельного участка площадью 11240 кв.м, с кадастровым номером 25:28:050025:649, расположенного по адресу: г. "адрес" для дальнейшей эксплуатации жилого дома (лит.А). также указал, что на указанном земельном участке расположен жилой дом, принадлежащий ему на праве собственности.
Распоряжением Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока от 8 февраля 2012 N213 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: г "адрес" площадью 11240 кв.м для дальнейшей эксплуатации жилого дома (лит. А).
Письмом от 17 мая 2012 года департамент отказал Почепу С.Б. в предоставлении участка со ссылкой на то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества, в квартале 46 части выделов 4.5 Садгородского участкового лесничества.
Разрешая данный спор по существу, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и, в соответствии с требованиями вышеназванных норм закона, постановил законное и обоснованное решение.
Согласно статье 7 Лесного кодекса РФ от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса, то есть лесоустроительными материалами.
В соответствии с частью 1 статьи 91 Лесного кодекса РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках.
Согласно предоставленной суду Управлением лесным хозяйством Приморского края выписке из государственного лесного реестра (формы 1.8) по состоянию на 1 января 2011 года все лесные кварталы Садгородского участкового лесничества являются лесными участками с целевым назначением защитные эксплуатационные леса.
Из лесохозяйственного регламента Владивостокского лесничества, утвержденного Управлением лесным хозяйством Приморского края 29 декабря 2009 года, следует, что лесной квартал 46 Садгородского участкового лесничества, где расположен спорный земельный участок, относится к лесопарковой зоне защитных лесов (статьи 10 и 102 Лесного кодекса РФ).
Таким образом, материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок является лесным участком в составе земель населенных пунктов, относящимися к защитным лесам, подлежащим учету и использованию вместе с лесами, образующими лесной фонд.
В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР от 21 июня 1956 года N 3682р все леса Владивостокского лесхоза площадью 32,4 тыс. га были отнесены к лесам первой и второй группы.
Из статьи 8.1 ФЗ от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (введена Федеральным законом от 14 марта 2009 года N 32-ФЗ) следует, что лесопарковые части и лесохозяйственные части зеленых зон, которые созданы на землях лесного фонда до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, подлежат преобразованию соответственно в лесопарковые зоны и зеленые зоны, предусмотренные статьей 102 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 102 Лесного кодекса РФ к защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях, предусмотренных частью 4 статьи 12 названного Кодекса. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 5 указанной статьи Лесного кодекса РФ).
В соответствии с частью 6 статьи 105 Лесного кодекса РФ, изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон, которое может привести к уменьшению их площади, не допускается.
Довод жалобы о том, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа спорный участок относится к зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), в связи с чем спорный участок нельзя отнести к землям лесного фонда, несостоятелен.
Утверждение Генерального плана Владивостокского городского округа от 15 сентября 2008 года и Правил землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа от 7 апреля 2010 года N 462 само по себе не свидетельствует об изменении назначения земельных участков, занятых защитными лесами в городе Владивостоке.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности - Правительством Российской Федерации, за исключением перевода земель населенных пунктов и перевода земель иных категорий в земли особо охраняемых территорий и объектов.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном этим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (абз. 8 пункта 1 статьи 8 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Порядок согласования проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 года N 178.
Проект генерального плана города Владивостока в установленном порядке с федеральными органами лесного хозяйства согласован не был.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 84 Земельного кодекса РФ, включение земельных участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Таким образом, в возникших правоотношениях правовой статус земель, занятых лесными участками, должен определяться с учетом требований федерального законодательства к целевому назначению защитных лесов, а также установленных ограничений для ведения хозяйственной деятельности в зонах санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Фактическое включение земель, занятых защитными лесами, в зоны жилой застройки при зонировании территории города Владивостока без проведения согласования с уполномоченными федеральными органами не влечет изменение их целевого назначения и виды разрешенного использования.
Согласно выписке из государственного лесного реестра (формы 1.8) по состоянию на 1 января 2011 года все лесные кварталы Садгородского участкового лесничества являются лесными участками с целевым назначением защитные эксплуатационные леса.
Отсутствие подлинников лесоустроительных документов в департаменте земельных отношений, не опровергает статус испрашиваемого участка. Получив сведения о принадлежности земельного участка от краевого государственного казённого учреждения, департаментом принято решение. Подвергать проверке полученную информацию в данном случае законом не предусмотрено. Действия КГКУ "Примлес" не оспариваются.
Доводы апелляционной жалобы, направлены к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении данного дела, ошибочны и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Владивостока от 26 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.