Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Саломатиной Л.А.,
судей Виноградовой О.Н., Шульга С.В.,
секретаре Кружилиной А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Чередниченко Н.Г. к Отделу Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края о назначении досрочной трудовой пенсии на решение Ольгинского районного суда Приморского края от 7 февраля 2012 года, которым решение государственного учреждения - отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Чередниченко Н.Г. в установлении пенсии признано незаконным. На ответчика возложена обязанность включить Чередниченко Н.Г. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, весь период трудовой деятельности, в льготном исчислении, в который включить следующие периоды: с 28 мая 1993 года по 1 июля 1994 года - период службы в Вооруженных силах РФ; с 13 сентября 1995 года по 25 сентября 1995 года, с 15 ноября 1999 года по 24 декабря 1999 года, с 18 октября 2004 года по 8 декабря 2004 года и с 9 ноября 2009 года по 9 декабря 2009 года - нахождение на курсах повышения квалификации. На ответчика возложена обязанность назначить Чередниченко Н.Г. досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с момента обращения с 29 апреля 2011 года. С Отдела Пенсионного фонда РФ по Ольгинскому району Приморского края в пользу Чередниченко Н.Г. взыскана государственная пошлина в размере ....
Заслушав доклад судьи Шульга С.В., объяснения представителя ответчика по доверенности Мальковой А.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чередниченко Н.Г. обратилась в суд с названным иском, в обоснование которого указала, что 21 апреля 2011 года она обратилась в Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, так как она осуществляла лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, однако решением ответчика N от 29 апреля 2011 года в назначении такой пенсии ей было отказано в связи с отсутствием требуемого стажа - 25 лет. По её мнению ей необоснованно были не зачтены в специальный стаж период службы в войсковой части в должности фельдшера с 28 мая 1993 года по 1 июня 1994 года в льготном исчислении, а также её нахождение на курсах повышения квалификации с 13 сентября 1995 года по 25 сентября 1995 года, с 15 ноября 1999 года по 24 декабря 1999 года, с 18 октября 2004 года по 8 декабря 2004 года и с 9 ноября 2009 года по 9 декабря 2009 года. Кроме того, поскольку она работает в сельской местности, то трудовой стаж следует исчислять как 1 год работы за 1 год и 3 мес.
Просила признать решение ответчика незаконным, обязать ответчика включить указанные периоды в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии и назначить ей такую пенсию с 29 апреля 2011 года. Взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере ....
В судебном заседании истица поддержала заявленные требования в полном объёме.
Представитель ответчика с заявленными требованиями не согласился, по доводам и основаниям, изложенным в возражениях, пояснив, что в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истице отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа работы.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик, его представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика по доверенности Малькова А.В. поддержала доводы апелляционной жалобы, пояснив, что оснований для досрочного назначения пенсии Чередниченко Н.Г. не имеется, в связи с недостаточностью специального стажа.
Чередниченко Н.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежаще, в суд апелляционной инстанции заявления и ходатайства не поступали. В связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившейся стороны.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что решение суда подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права (пп.4, ч.1 ст. 330 ГПК РФ).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в период с 20 марта 1990 года истица работает в МЛПУ "Ольгинская ЦРБ", в том числе, с 20 марта 1990 года до 22 ноября 1990 года заведующей фельдшерско-акушерского пункта "адрес", с 22 ноября 1990 года до 22 июля 1991 года фельдшером отделения скорой медицинской помощи, с 22 июля 1991 года по 31 августа 1991 года медицинской сестрой хирургического кабинета, с 20 сентября 1994 года по настоящее время фельдшером отделения скорой медицинской помощи. В период с 25 мая 1993 года по 30 июня 1994 года проходила службу в Вооруженных Силах РФ в войсковой части 44939 в должности фельдшера дивизиона.
В период с 13 сентября 1995 года, с 15 ноября 1999 года по 24 декабря 1999 года, с 18 октября 2004 года по 8 декабря 2004 года и с 9 ноября 2009 года по 9 декабря 2009 года находилась на курсах повышения квалификации.
За указанный период истица была занята на работе, связанной с лечебной деятельностью в сельской местности.
21 апреля 2011 года Чередниченко Н.Г. обратилась в Государственное учреждение - Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением Государственного учреждения - Отделом Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края N 85 от 29.04.2011 истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Не зачтены в специальный стаж периоды работы:
- с 06.10.1992 по 25.05.1993- период ухода за ребенком до 1,5 лет (работала в должности фельдшера отделения скорой медицинской помощи Ольгинской центральной районной больницы).
- с 28.05.1993 по 01.07.1994- период службы в Вооруженных силах РФ.
- с 13.09.1995 по 25.09.1995, с 18.10.2004 по 08.12.2004, с 09.11.2009 по 09.12.2009 нахождение на курсах повышения квалификации в период работы в должности фельдшера отделения скорой медицинской помощи Ольгинской центральной больницы.
Разрешая спор по существу, суд исходил из того, что при исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
В связи с этим, суд принял обоснованное решение, о включении в специальный стаж истицы, периодов ее нахождения на курсах повышения квалификации с 13.09.1995 по 25.09.1995, с 15.11.1999 по 24.12.1999, с 18.10.2004 по 08.12.2004, с 09.11.2009 по 09.12.2009, а также периода работы в должности фельдшера дивизиона войсковой части 44939 с 28.05.1993 по 30.06.1994.
При этом суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что работа истицы с 20.03.1990 по 01.11.1999, подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении.
Судебная коллегия находит эти выводы суда правильными, основанными на нормах действующего законодательства и соответствующими установленным обстоятельствам.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На основании пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 вышеназванного закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (подпункт 20 пункт 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
При исчислении стажа работы, дающего право на пенсию ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Закона в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения подлежит применению законодательство, действовавшее на время выполнения указанной работы.
На период до 01 ноября 1999 года действовало Постановление Совета Министров РСФСР N 464 от 6.09.1991, согласно которому исчисление сроков выслуги работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, производилось с учетом: один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) за один год и 3 месяца. Служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР подлежала включению в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений (ст. 2 Постановления).
Аналогичное положение содержится в пп. г п.1 Положения "О порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 (действовавшего на дату призыва истицы в Вооруженные силы СССР).
Что касается обоснованности выводов суда о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации они также основаны на нормах действующего пенсионного законодательства.
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата (статья 187 Трудового кодекса Российской Федерации).
Таким образом, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации являются периодом работы с сохранением ей средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
При этом каких-либо исключений об исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в календарном порядке вышеуказанные правовые акты не содержат. Следовательно, указанные периоды работы (до 01.11.1999) подлежат зачету в специальный стаж работы Чередниченко Н.Г. для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и исчисление специального стажа должно производиться за этот период в льготном порядке.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о исчислении периода работы с 01.11.1999 по 29.04.2011 (дата принятия решения об отказе в назначении пенсии) в льготном выражении: 1 календарный год за 1 год 3 месяца, как основание для назначения льготной пенсии с наличием специального стажа в размере 25 лет.
При принятии решения в указанной части, судом не приняты во внимание изменения в пенсионном законодательстве с 01.11.1999.
Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (далее - Постановление N 1066).
В соответствии с п. 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464. В соответствии с пп. "а" п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В соответствии с указанными Правилами, если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.
Таким образом, исчисление периода работы истицы с 01.11.1999 по 29.04.2011 в льготном выражении (1 календарный год за 1 год 3 месяца) как основание для назначения трудовой пенсии с наличием специального стажа в размере 25 лет недопустимо, поскольку противоречит нормам действующего пенсионного законодательства. Возможность применения льготного порядка, в соответствии с пп. "а" п.5 постановления N781 от 29.10.2002, допускается лишь только при "смешанной" работе, т.е. работа должна выполняться как в селе, так и в городе, при этом требуемый специальный стаж составляет 30 лет. Однако Чередниченко Н.Г. осуществляла работу только в сельской местности, в связи с чем, оснований для распространения условий, предусмотренных постановлением Совета Министров РСФСР N 464 от 06.09.1991, постановлением Правительства РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, применительно к последующим правовым актам (спискам), регулирующим вопросы пенсионного обеспечения медицинских работников не имеется в связи с утратой действия названных постановлений с 01.11.1999.
Проверяя в интересах законности решение суда первой инстанции в полном объеме в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции не в полном объеме проверил решение пенсионного органа N 85 от 29.04.2011 об отказе в установлении пенсии, а именно: не рассмотрел период с 06.10.92 по 25.05.1993 (нахождение Чередниченко Н.Г. в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет и исключенный ответчиком из специального стажа работы истицы)
Отказ пенсионного органа в части включения в специальный стаж периода нахождения Чередниченко Н.Г. в отпуске по уходу за ребенком до достижения полутора лет с 06.10.1992 по 25.05.1993 (период отпуска с 19.02.1992 до 06.10.1992 включен в бесспорном порядке) является незаконным.
Согласно пункту 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11, действовавшего в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Пунктом 15 Постановления Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992, то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.
Поскольку отпуск по уходу за ребенком истице был предоставлен с 19.02.1992, т.е. в период, когда данный отпуск включался в трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости и с учетом того, что право на данный отпуск у истицы возникло до 06.10.1992, то в силу требований закона ее положение не может быть ухудшено с введением нового правового регулирования, следовательно за Чередниченко Н.Г. сохраняется ранее приобретенное право на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
При этом, с учетом указанных выше правовых норм, период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам подлежит включению в специальный стаж истицы на льготных условиях и в льготном исчислении, как 1 год за 1 год 3 месяца..
Между тем, вывод суда о праве истицы на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, судебная коллегия находит неверным, поскольку такое право у Чередниченко Н.Г. на дату принятия решения не наступило.
Согласно расчетного периода с 20.03.1990 по 31.10.1999 (исчисленного в льготном порядке, в т.ч. с учетом отпуска по уходу за ребенком до достижения полутора лет с 06.10.1992 по 25.05.1993, курсов повышения квалификации с 13.09.1995 по 25.09.1995); периода с 01.11.1999 по 21.04.2011 на дату обращения за назначением пенсии, исчисленного календарно, в т.ч. с учетом периода службы в ВС РФ с 28.05.1993 по 30.06.1994, нахождения на курсах повышения квалификации с 18.10.2004 по 08.12.2004, 09.11.2009 по 09.12.2009, специальный стаж работы истицы составляет менее 25 лет (10 лет 4 мес. 12 дней в льготном исчислении и 12 лет 06 мес. 24 дня в календарном исчислении, всего22 года 11 мес.06 дней) в связи с чем, оснований для назначения пенсии с 29.04.2011 не имеется.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является незаконным и подлежит отмене.
Отменяя решение суда, судебная коллегия в соответствии с требованиями ст. 328 ГПК РФ принимает новое решение об удовлетворении исковых требований Чередниченко Н.Г. в части.
На основании изложенного включению в специальный стаж истицы подлежат периоды работы, необоснованно исключенные пенсионный органом.
В льготном исчислении:
-с 06.10.1992 по 25.05.1993- период ухода за ребенком до 1,5 лет;
-с 13.09.1995 по 25.09.1995 нахождение на курсах повышения квалификации.
В календарном исчислении:
-с 28.05.1993 по 01.07.1994- период службы в Вооруженных силах РФ.
-с 18.10.2004 по 08.12.2004 и с 09.11.2009 по 09.12.2009 нахождение на курсах повышения квалификации.
Таким образом, судебная коллегия установив, что истица на дату обращения за назначением досрочной трудовой пенсией с учетом зачтенных периодов работы пенсионным органом и включенных судом, не имеет необходимого специального стажа для назначения пенсии в связи деятельностью по охране здоровья населения, который должен составлять 25 лет, приходит к выводу, что оснований для назначения досрочной трудовой пенсии по старости с 29.04.2011 истице не имеется.
В связи с частичным удовлетворением требований в соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию государственная пошлина в размере 50 % от суммы оплаченной при обращении с иском в суд.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ольгинского районного суда Приморского края от 7 февраля 2012 года отменить, принять новое решение, которым исковые требования Чередниченко Н.Г. удовлетворить в части.
Признать решение государственного учреждения - Отдела Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края N 85 от 29 апреля 2011 года в части исключения из специального стажа периодов работы Чередниченко Н.Г. - незаконным.
Обязать Отдел Пенсионного фонда Российской Федерации по Ольгинскому району Приморского края включить Чередниченко Н.Г. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в льготном исчислении:
с 06.10.1992 по 25.05.1993 - период нахождения по уходу за ребёнком до достижения полутора лет;
с 13.09.1995 по 25.09.1995 - нахождение на курсах повышения квалификации.
В календарном исчислении:
с 28.05.1993 по 01.07.1994 - период службы в Вооруженных силах РФ;
с 15.11.1999 по 24.12.1999; с 18.10.2004 по 08.12.2004; с 09.11.2009 по 09.12.2009 - нахождение на курсах повышения квалификации.
Взыскать с Отдела Пенсионного фонда РФ по Ольгинскому району Приморского края в пользу Чередниченко Н.Г. государственную пошлину в размере 100 рублей.
В остальной части исковых требований Чередниченко Н.Г. отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.