Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Крайниковой Т.В.
судей Бичуковой И.Б., Наконечной Е.В.
при секретаре Ким И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Скутнева П.И. к ФГУ " ВУ" Минобороны России и администрации Г сельского поселения О района ПК о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и предоставлении постоянного жилья по избранному месту жительства,
по апелляционной жалобе истца Скутнева П.И. на решение Октябрьского районного суда Приморского края от 11 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Бичуковой И.Б., объяснения Скутнева П.И. и его представителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Скутнев П.И. обратился в суд с указанным иском к ответчикам к ФГУ " ВУ" Минобороны России и администрации Г сельского поселения О района ПК. В обоснование требований указал, что он 06.03.90 был уволен из рядов ВС СССР по п. " ..." ст. ... по достижению предельного возраста, как ветеран военной службы с выслугой лет 25 лет. До настоящего времени должностные лица в нарушение п. 2.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" не предоставили ему постоянного жилья по избранному месту жительства в г. В. ФГУ " В" сообщило ему, что жилье он должен получать в органах местного самоуправления, как уволенный с военной службы до 01.01.05. С данным ответом не согласен, поскольку он должен быть обеспечен жилой площадью за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в виде предоставления жилого помещения в собственность бесплатно, как военнослужащий, уволенный с военной службы до 01.01.05 и стоявший на учете на получение жилой площади с 1990 года. Просил обязать ФГУ " ВУ" Минобороны России поставить его на учет (реестр) нуждающегося в жилом помещении, обязать данного ответчика предоставить ему постоянное жилое помещение по избранному месту жительства в г. В после увольнения с военной службы по нормам установленным федеральными законами, обязать администрацию Г сельского поселения О района ПК предоставить его учетное дело в ФГУ " ВУ" Минобороны России, взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
В судебном заседании истец на заявленных требованиях настаивал, пояснив, что после увольнения в ДД.ММ.ГГГГ году с военной службы выехал в г. В, где в администрацию "адрес" подал документы на получение жилья. Был поставлен в очередь на получение жилья, но после выезда в ДД.ММ.ГГГГ году его известили об исключении из очереди. В 2001 году он подал документы на получение жилищного сертификата, которые были приняты на учет. Полагает, что на учет был поставлен, а потому имеет право на предоставление постоянного жилья по избранному месту жительства. На основании письменного ходатайства просил суд взыскать понесенные расходы на оплату услуг представителя в размере 8 000 рублей.
Представитель истца заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признала, пояснив, что истец до 01.05.05 на учет для получения жилого помещения в орган местного самоуправления не встал, а потому утратил свое право на получения жилья как военнослужащий.
Представитель ответчика ФГУ " ВУ" Минобороны России извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Решением Октябрьского районного суда Приморского края от 11 июля 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
С данным решением не согласилась истец, подав апелляционную жалобу.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для отмены постановленного судом решения не имеется.
Из материалов дела следует, что Скутнев П.И. был уволен из рядов Вооруженных сил СССР в ДД.ММ.ГГГГ году в связи с достижением предельного возраста.
Решением отдела учета и распределения жилой площади исполнительного комитета К районного Совета народных депутатов (г. В) от 17.10.90 Скутнев П.И., проживающий в квартире по адресу: "адрес", жилой площадью ... кв.м. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (состав семьи 5 человек, всего - 6).
Постановлением администрации К района N от 15.10.93 Скутнев П.И. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выбытием из г. В без указания причин выбытия.
По результатам обращения Скутнева П.И. в администрацию К района г. В о восстановлении его в очереди, отделом учета и распределения жилой площади ему были даны ответы от 08.05.98 и 13.11.98 о том, что оснований для восстановления его в очереди на получение жилого помещения не имеется и о том, что он был принят на льготную очередь как военнослужащий запаса неправомерно, так как на момент постановки на очередь был прописан и проживал вместе с сыном, как член семьи, на жилой площади 50 кв.м.
В 2011 году Скутнев П.И. обратился в ФГУ " ВУ" Минобороны России и Департамент жилищного обеспечения Минобороны России по вопросу обеспечения его жилым помещением (текст заявлений в материалы дела не представлен).
Ответами ФГУ " ВУ" Минобороны России от 20.07.11 и Департамента жилищного обеспечения Минобороны России от 30.06.11 Скутневу П.И. было сообщено о том, что в соответствии со ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями от Министерства обороны за счет средств федерального бюджета для постоянного проживания производится только для военнослужащих, увольняемых (уволенных) после 01.01.05, в связи с чем, было рекомендовано для решения вопроса об обеспечении постоянным жильем обратиться в органы местного самоуправления.
Решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Г сельского поселения от 15.05.12 Скутнев П.И. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в списки общей очереди для получения жилья по договору социального найма.
Ответ ФГУ " ВУ" Минобороны России послужил основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции указал, что оснований для обеспечения истца жилым помещением за счет средств федерального бюджета, предусмотренных п. 2.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" не имеется, поскольку Скутнев П.И. не обратился за реализацией своих прав своевременно и до 01.01.05 не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Судебная коллегия, соглашается с указанным выводом суда по следующим основаниям.
В силу с ч. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 13, 14 статьи 15 настоящего Закона, в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, постановка на учет и обеспечение жилыми помещениями указанных военнослужащих, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, возлагались на органы местного самоуправления избранного места жительства.
В связи с принятием Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ статья 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" существенно изменилась.
Согласно пункту 2 указанной статьи жилищное строительство и приобретение жилого помещения для военнослужащих-граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 2.1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", введенным в действие Федеральным законом от 08.12.10 N 342-ФЗ, предусмотрено, что за счет средств федерального бюджета осуществляется также обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Следовательно, обеспечение уволенных с военной службы до 1 января 2005 года граждан жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета связано с принятием их органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года.
Судом установлено, что до 1 января 2005 года истец в администрацию Г сельского поселения О района ПК с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не обращался.
Материалами дела подтверждается, что после снятия Скутнева П.И. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, он до 2012 года в органы местного самоуправления с заявлениями о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не обращался.
Данное обстоятельство прямо указывало на отсутствие оснований для обеспечения истца жилым помещением за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, отказ в удовлетворении исковых требований на момент принятия судом решения, являлся обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не учел факта постановки Скутнева П.И. на учет нуждающегося в получении жилой площади с 1990 года, признаются судебной коллегией состоятельными. Суд первой инстанции не дал оценки данному обстоятельству. Между тем, учитывая прямое указание закона на необходимость наличия для реализации прав в порядке п. 2.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" такого условия, как факта постановки органом местного самоуправления уволенного с военной службы гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, на момент рассмотрения дела судом первой инстанции обстоятельства постановки уволенного с военной службы на указанный учет с последующим снятием с такого учета правового значения не имела.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15.10.12 N 21-П положения абзацев первого-четвертого пункта 2.1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" были признаны несоответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7 (часть 2), 19 (часть 2), 40 и 55 (часть 3) в той мере, в какой они - в силу неопределенности своего нормативного содержания, порождающей возможность их неоднозначного истолкования, и следовательно, произвольного применения, - препятствуют признанию за уволенными с военной службы гражданами, которые первоначально были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, а затем переехали на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и по этой причине были приняты на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, права на обеспечение жилыми помещениями по их выбору в одной из предусмотренных названными законоположениями форм на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях место жительство не меняли.
Судебная коллегия, оценивая представленные доказательства с учетом положений указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, приходит к выводу о том, что при тех обстоятельствах, которые имели место быть на момент принятия судом решения и при том выборе защиты своего права, который избрал истец, основания для удовлетворения иска, также отсутствуют.
Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.98 N 1054, предусмотрено, что военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае снятия с воинского учета в данном населенном пункте и выезда на другое постоянное место жительства (пп. "в" п. 26). Согласно пункту 22 Правил, в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения с военной службы и встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению по вновь избранному постоянному месту жительства в орган местного самоуправления.
Из приведенных норм права следует, что сам по себе факт постановки уволенного с военной службы гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с последующим снятием с такого учета ввиду изменения постоянного места жительства, не свидетельствует о наличии у него основания для автоматического признания его таковым в последующем, поскольку для этого необходимо волеизъявление гражданина, выраженное в надлежащей форме.
По документам, представленным в материалы дела, сведений о том, что Скутнев П.И. обращался в администрацию К района с заявлением о направлении документов учетного дела в администрацию г. В, как органа местного самоуправления по избранному им месту жительства, не усматривается. Из ответа администрации К района от 03.04.00 следует, что истец просил выслать документы ему, а не переправить их в орган местного самоуправления для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Также материалы дела не содержат в себе документов, свидетельствующих о принятии уволенного с военной службы Скутнева П.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с его переездом на постоянное место жительства в г. В.
Решение общественной комиссии администрации Г сельского поселения О района ПК от 15.05.12 о постановке Скутнева П.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении не является тем нормативным актом, который подтверждает постановку его на учет нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства в г. В в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих".
При таких обстоятельствах, оснований для предоставления заявителю жилого помещения по избранному месту жительства в г. В не имеется.
Для реализации своих прав по п. 2.1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" по обеспечению его жилым помещением за счет средств федерального бюджета в г. В в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно, либо по договору социального найма, либо в форме единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, Скутневу П.И. необходимо встать на учет нуждающегося в получении жилого помещения по избранному месту жительства в г. В, соблюдая единый порядок постановки на очередь, предусмотренный вышеуказанными Правилами учета.
При этом обеспечение жилым помещением Скутнева П.И. будет осуществляться, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из времени принятия его на соответствующий учет по новому месту жительства.
Что касается требования истца о возложении обязанности на ФГУ " ВУ" Минобороны России поставить его на учет нуждающегося в жилом помещении, то указанные требования не основаны на действующем законодательстве.
Пунктом 4 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, предусмотрено, что вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.
Указанные нормы подлежат применению и являются действующими в отношении граждан, уволенных с военной службы до 1 января 2005 года.
Следовательно, ФГУ " ВУ" Минобороны России, являющееся специализированной организацией Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, уполномоченного Министерством обороны Российской Федерации по вопросам реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации требований постановлений и инструкций, учет граждан, уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, не ведет.
Принимая во внимание изложенное, оснований для отмены постановленного судом решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда Приморского края от 11 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.