Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Крайниковой Т.В.
судей Бичуковой И.Б., Наконечной Е.В.
при секретаре Ким И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Скутнева П.И. к администрации Г сельского поселения О района ПК о признании незаконным решения, возложении обязанности по его отмене и принятию соответствующего решения,
по апелляционной жалобе истца Скутнева П.И. на решение Октябрьского районного суда Приморского края от 10 июля 2012 года.
Заслушав доклад судьи Бичуковой И.Б., объяснения Скутнева П.И. и его представителя, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Скутнев П.И. обратился в суд с иском к администрации Г сельского поселения О района ПК о признании незаконным решения администрации Г сельского поселения О района ПК от 15.05.12 по непризнанию его в качестве нуждающегося в получении постоянного жилья по избранному месту жительства в г. В после увольнения с военной службы по нормам, установленным федеральными законами, возложении обязанности отменить данное решение и принять новое решение о признании заявителя в качестве нуждающегося в получении постоянного жилья по избранному месту жительства в г. В после увольнения с военной службы по нормам, установленным федеральными законами. Просил также взыскать с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей. В обоснование заявленных требований указал, что как гражданин, уволенный с военной службы до 01.01.05, он имеет право на обеспечение жилой площадью в виде предоставления жилого помещения в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета по своему выбору в избранном постоянном месте жительства.
В судебном заседании истец и его представитель на заявленных требованиях настаивали. Истец также просил суд взыскать понесенные расходы на оплату услуг представителя в размере 15 000 рублей.
Представитель ответчика иск не признала, пояснив, что по результатам поступившего в феврале 2012 года в администрацию Г сельского поселения заявления истца о признании его нуждающимся в получении жилого помещения, в котором избранное место жительства г. В указано не было, 15.05.12 жилищная комиссия вынесла решение признать заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий и включить в списки общей очереди для получения жилья по договору социального найма. Ранее истец в администрацию поселения с заявлением на получение жилья не обращался. В соответствии с Уставом Г сельского поселения, как администрация, так и глава администрации уполномочены обеспечивать жильем только малоимущих граждан. Обеспечивать жильем военнослужащих в отставке администрация не уполномочена. Администрация поселения может предоставить жилье только на территории Г сельского поселения, поэтому поставить на учет гражданина для предоставления жилья в г. В глава администрации не может. Истец не подтвердил свое право на получение жилья, как бывший военнослужащий в отставке.
Решением Октябрьского районного суда Приморского края от 10 июля 2012 года в удовлетворении исковых требований отказано.
С данным решением не согласилась истец, подав апелляционную жалобу.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, полагает, что оснований для отмены постановленного решения не имеется.
Из материалов дела следует, что Скутнев П.И. был уволен из рядов Вооруженных сил СССР в ДД.ММ.ГГГГ году в связи с достижением предельного возраста.
Решением отдела учета и распределения жилой площади исполнительного комитета К районного Совета народных депутатов (г. В) от 17.10.90 Скутнев П.И., проживающий в квартире по адресу: "адрес", жилой площадью ... кв.м. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (состав семьи 5 человек, всего - 6).
Постановлением администрации К района г. В N от 15.10.93 Скутнев П.И. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с выбытием из г. В.
06.02.12 Скутнев П.И. обратился в администрацию Г сельского поселения О района ПК с заявлением о включении его в список очередников на получение жилья, по результатам рассмотрения которого общественная комиссия по жилищным вопросам при администрации 15.05.12 приняла решение о признании Скутнева П.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении его в списки общей очереди для получения жилья по договору социального найма.
Основанием для обращения заявителя с данными требованиями в суд явилось то, что администрация должна была принять решение не о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, а решение о признании его нуждающимся в получении постоянного жилья по избранному месту жительства в г. В.
Разрешая заявленные требования, суд оценил оспариваемое решение и представленные документы и пришел к выводу о том, что данное решение принято в пределах полномочий общественной комиссией по жилищным вопросам и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судебная коллегия считает вывод суда обоснованным.
Согласно части 4 статьи 49 ЖК РФ категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Из положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ, следует, что до 01.01.05 в качестве основной формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, законодатель признавал предоставление им жилья по договорам социального найма органами местного самоуправления из фонда муниципального жилья, а дополнительной формой - приобретение жилья за льготную (доступную) плату либо за счет целевых субсидий по государственным жилищным сертификатам, выдаваемым органами исполнительной власти субъекта российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Пунктом 14 статьи 15 настоящего Закона предусматривалось, что порядок предоставления льгот, указанных в нем, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1054 от 06.09.98 были утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительств, которыми устанавливался единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном месте жительства в том числе граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.
Решением Верховного Суда РФ от 14.04.09 N 2н-9/09 нормы указанных Правил в части возложения на органы местного самоуправления обязанностей по учету и обеспечению жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года, были признаны противоречащими закону и в силу ст. 120 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ не подлежащими применению.
Поскольку указанные нормы не подлежат применению лишь в отношении военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению после 1 января 2005 года, то в отношении граждан, уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, нормы указанных Правил являются действующими.
Согласно пункту 8 Правил, право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ.
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению (п.9).
В соответствии с пунктом 22 Правил, в случае, если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному месту жительства.
Из системного толкования указанных норм, следует, что Скутнев П.И. мог быть поставлен администрацией Г сельского поселения О района ПК на учет в качестве нуждающегося в получении жилья на льготных основаниях в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" лишь при подтверждении им данного права соответствующим удостоверением.
Данных, свидетельствующих о предоставлении Скутневым П.И. в администрацию сельского поселения документов, подтверждающих его право на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях, в материалах дела не имеется. Пояснения представителя администрации о том, что заявителем не было подтверждено право на получение жилья, как бывшего военнослужащего в отставке, Скутневым П.И. не опровергнуты. Документы учетного дела из органа местного самоуправления г. В в администрацию Г сельского поселения О района ПК не поступали.
В связи с этим, оснований для постановки Скутнева П.И. на учет в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" у общественной комиссии по жилищным вопросам администрации сельского поселения не имелось. Рассматривая поступившее от Скутнева П.И. заявление о включении его в список очередников на получение жилья, общественная комиссия по жилищным вопросам обоснованно приняла по нему решение в соответствии с нормами Жилищного законодательства. При этом довод заявителя о том, что комиссия должна была признать его нуждающимся в получении постоянного жилья по избранному месту жительства в г. В, основан на неверном толковании закона.
В силу ч. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
Таким образом, законодателем предусмотрено право гражданина встать на учет не по месту своего жительства, что не является равнозначным постановке на учет по месту своего жительства для получения жилого помещения в другом населенном пункте. В данном случае, предоставляемое гражданину жилье будет предоставляться ему в том населенном пункте, в котором он встал на учет.
Что касается формулировки, изложенной органом местного самоуправления при постановке заявителя на учет нуждающегося в жилом помещении в виде признания Скутнева П.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий, то изложенная в таком виде формулировка не свидетельствует о нарушении прав заявителя, так как по своему существу свидетельствует о признании Скутнева П.И. нуждающимся в жилом помещении.
С учетом изложенного, оснований для отмены постановленного решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда Приморского края от 10 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.