Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Кадкина А.А.,
судей Дегтяревой Л.Б., Шульга С.В.
при секретаре Бурдюк И.А.
при участии прокурора Забродиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Владивостока в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации г. Владивостока о возложении обязанности на администрацию г. Владивостока привести пешеходную дорожку, проходящую вдоль "адрес" в "адрес", в надлежащее состояние по апелляционной жалобе администрации г. Владивостока на решение Ленинского районного суда города Владивостока от 10 июля 2012 года, которым исковые требования удовлетворены. На администрацию г. Владивостока возложена обязанность привести пешеходную дорожку, проходящую вдоль "адрес" в "адрес" в надлежащее состояние путём восстановления элементов мощения в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи ШульгаС.В., объяснения представителя администрации города Владивостока Офицеровой О.В., возражения прокурора Забродиной Ю.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленинского района города Владивостока обратился в суд с названным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой Ленинского района г. Владивостока проведена проверка состояния пешеходных дорожек, расположенных на территории Ленинского района г. Владивостока, по результатам которой установлено, что последние в ряде случаев находятся в неудовлетворительном состоянии. Ненадлежащее исполнение администрацией г. Владивостока обязанности по содержанию указанной пешеходной дорожки вынуждает пешеходов передвигаться по краю проезжей части, что создаёт предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий с их участием. Поскольку улица Светланская в г. Владивостоке является частью гостевого маршрута, приведение её в надлежащее состояние является приоритетной задачей администрации г. Владивостока в преддверии проведения саммита АТЭС 2012 в г. Владивостоке с целью обеспечения безопасности в сфере дорожного движения не только жителей г. Владивостока но и гостей города в период проведения Саммита.
Просил суд возложить на администрацию г. Владивостока обязанность привести пешеходную дорожку, проходящую вдоль "адрес" в "адрес", в надлежащее состояние путём восстановления элементов мощения.
В судебном заседании прокурор Ленинского района г. Владивостока уточнил исковые требования, просил возложить на администрацию г. Владивостока обязанность привести пешеходную дорожку, проходящую вдоль "адрес" в "адрес", в надлежащее состояние путём восстановления элементов мощения в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования, настаивала на их удовлетворении в полном объёме, по основаниям и доводам, изложенном в иске.
Представитель администрации г. Владивостока в судебном заседании требования не признала в полном объёме, по основаниям и доводам, изложенным в письменном отзыве на иск.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился ответчик в апелляционной жалобе, его представителем, ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В суде апелляционной инстанции представитель администрации города Владивостока поддержал доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить в удовлетворении иска отказать.
Прокурор возражала против удовлетворения жалобы, считает решение суда законным и обоснованным.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Всоответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257- ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к автомобильным дорогам относятся объекты транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 5 названной статьи к элементам обустройства автомобильных дорог относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
В соответствии с п. 4 ст. 6 указанного Федерального закона органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В соответствии с разделом 3 Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 221 проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их благоустройству.
Согласно акту проверки (л.д. 5) от 18 марта 2012 года, покрытие пешеходной дорожки, проходящей вдоль дома, расположенного по адресу: "адрес" находится в неудовлетворительном состоянии, элементы мощения частично разрушены.
Удовлетворяя заявленные требования, суд руководствовался приведёнными положениями закона и пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что факт наличия указанных недостатков пешеходной дорожки вынуждают пешеходов передвигаться по краю проезжей части, создавая угрозу для жизни пешеходов, в связи с чем обязал администрацию г. Владивостока привести пешеходную дорожку, проходящую вдоль "адрес" в "адрес" в надлежащее состояние путем восстановления элементов мощения.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 08 мая 2009 года N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско- тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско- Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" местной администрацией Владивостокского городского округа осуществляются мероприятия по капитальному ремонту, реконструкции, реставрации объектов выходящих на море или трассу гостевого маршрута делегаций - участников саммита фасадов многоквартирных домов, жилые помещения в которых находятся в муниципальной или частной собственности.
Из материалов дела следует, что улица Светланская в г. Владивостоке является частью указанного гостевого маршрута.
Таким образом, приведение пешеходной дорожки в надлежащее состояние необходимо с целью обеспечения безопасности в сфере дорожного движения не только жителей г. Владивостока, но и гостей города.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в действующем законодательстве отсутствует норма права, обязывающая исполнительные органы власти, а также собственника тротуаров и пешеходных дорожек асфальтировать либо мостить участки улично-дорожной сети, необоснованны, поскольку в мотивировочной части решения, суд сослался на нормы материального права, предусматривающие обязанности органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, в резолютивной части решения суда на администрацию г. Владивостока возложена обязанность не по асфальтированию, а по восстановлению элементов мощения.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом проверки в ходе судебного разбирательства, им дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им надлежащую правую оценку и в соответствии с требованием норм материального, процессуального права, разрешил спор по существу, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Владивостока от10 июля 2012года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.