Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего: Чикаловой Е.Н.,
судей: Виноградовой О.Н., Дегтяревой Л.Б.,
при секретаре: Барса О.А.,
с участием прокурора: Забродиной Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уссурийского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью "Уссурийский Завод Алюминиевых Конструкций" о возложении обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны предприятия
по апелляционной жалобе ООО "Уссурийский Завод Алюминиевых Конструкций"
на решение Уссурийского районного суда Приморского края от 31 июля 2012 года, которым на ООО "Уссурийский Завод Алюминиевых Конструкций" возложена обязанность разработать проект санитарно-защитной зоны предприятия в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскана с ООО "Уссурийский Завод Алюминиевых Конструкций" госпошлина в доход местного бюджета 4 000 рублей.
Заслушав доклад судьи Виноградовой О.Н., выслушав заключение прокурора Забродиной Ю.В., полагавшей решение суда законным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Уссурийский городской прокурор, выступая в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился с названным иском, в обоснование заявленных требований указал, что на земельном участке по ул. "адрес" ООО "УЗАК" осуществляет производство по вторичной переработке металлического лома путем переплавки, литья чушки (болванки) из алюминиевых сплавов, производство товарного бетона, с нарушением санитарного и природоохранного законодательства.
Уссурийский городской прокурор просил суд обязать ООО "УЗАК" разработать проект санитарно-защитной зоны предприятия в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения.
В судебном заседании помощник прокурора поддержал заявленные требования.
Представитель ООО "УЗАК" в судебном заседании с иском не согласился.
Решением Уссурийского районного суда Приморского края от 31 июля 2012 года на ООО "Уссурийский Завод Алюминиевых Конструкций" возложена обязанность разработать проект санитарно-защитной зоны предприятия в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскана с ООО "Уссурийский Завод Алюминиевых Конструкций" госпошлина в доход местного бюджета 4 000 рублей.
С решением не согласно ООО "УЗАК", представителем подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанного решения.
Судебная коллегия, изучив письменные материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, не находит оснований для отмены решения суда.
В ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 39 Федерального закона "Об охране окружающей среды" N 7-ФЗ от 10 января 2002 года указано, что эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. На юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, возложена обязанность по соблюдению утвержденных технологий и требований в области охраны окружающей среды.
В ч. 2 ст. 52 указанного ФЗ определено, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.
В соответствии с ч. 3 ст. 16 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха" N 96-ФЗ от 4 мая 1999 года в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В силу ч. 6 ст. 2 ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
В ст. 11 Федерального закона РФ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно - противоэпидемические мероприятия, а также осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний.
Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установлена обязанность по разработке проекта организации санитарно-защитных зон объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Пунктом 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническим нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. Размер СЗЗ и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим Санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими Санитарными правилами не установлены размеры СЗЗ и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера СЗЗ. Ориентировочный размер СЗЗ должен быть обоснован проектом СЗЗ с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Согласно п. 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 критерием для определения размера СЗЗ является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны (абз. 2 п. 3.1 раздела III СанПиН). Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
В пунктах 3.10, 3.12 СанПин определено, что в проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены: размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования.
В соответствии с Санитарными правилами 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" вторичная переработка металлического лома путем переплавки, литья чушки (болванки) из алюминиевых сплавов, производство товарного бетона относится к третьему классу опасности с размером санитарно-защитной зоны 300 метров.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ООО "Уссурийский Завод Алюминиевых Конструкций" осуществляет производство по вторичной переработке металлического лома путем переплавки, литья чушки (болванки) из алюминиевых сплавов, производство товарного бетона. В нарушение действующего законодательства предприятием не разработан проект санитарно-защитной зоны.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ООО "Уссурийский Завод Алюминиевых Конструкций" обязанности разработать проект санитарно-защитной зоны предприятия в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, верно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, не допущено.
Доводы, указанные в апелляционной жалобе, основаны на указаниях, данных в письме Роспотребнадзора от 22.11.2010 года N01/16400-0-32 "О разъяснении изменений N3 в СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03". Вместе с тем, данные разъяснения в настоящее время утратили силу.
Руководствуясь ст.ст. 329-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Уссурийского районного суда Приморского края от 31 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.