Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Карпова А.В.,
судей Прокопец Л.В., Крылова Н.А.,
при секретаре Бодряга Т.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Носакиной Е.Г. к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Макаровский городской округ", Министерству социальной защиты Сахалинской области о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию
по апелляционной жалобе Носакиной Е.Г.
на решение Макаровского районного суда Сахалинской области от 14 мая 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Карпова А.В., объяснения Носакиной Е.Г., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
12 марта 2012 года Носакина Е.Г. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Макаровский городской округ" о возложении обязанности предоставить жилищную субсидию.
В обоснование требований указала, что она стояла в очереди по переселению на материк. В январе 2012 года ей пообещали, что в феврале 2012 года ей выделят денежные средства на переселение, однако, когда она обратилась 14 февраля 2012 года в Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Макаровский городской округ", ей было отказано. Считает, что она имеет право на получение жилищной субсидии.
Определениями Макаровского районного суда от 27 апреля 2012 года и от 11 мая 2012 года к участию в деле по инициативе суда в качестве соответчиков привлечены Правительство Сахалинской области и Министерство социальной защиты Сахалинской области.
В судебном заседании истица Носакина Е.Г. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика - Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Макаровский городской округ" Лаптева О.В. с иском не согласилась.
Представитель ответчика - Минсоцзащиты Сахалинской области извещен судом о времени и месте судебного заседания, но в судебное заседание не явился.
Судом принято приведенное выше решение, которое обжалует истица Носакина Е.Г., в апелляционной жалобе просит решение отменить. Считает, что она имеет право на получение жилищной субсидии в 2012 году, поскольку является пенсионером и имеет дочь - инвалида. Полагает, что ей незаконно отказали в заявленных требованиях, поскольку ее очередь на получение субсидии уже подошла.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав объяснения истицы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Статьей 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года (в редакции от 17.07.2011 года) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлена очередность предоставления жилищных субсидий.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по датам подачи гражданами заявлений для постановки на учет.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска соответствует установленным обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам, и сделан с правильным применением норм материального права.
Судом первой инстанции правильно истолкованы положения статьи 2 вышеуказанного закона, предусматривающие предоставление жилищных субсидий гражданам второй очереди лишь после обеспечения субсидиями граждан первой очереди.
Довод жалобы о том, что Носакиной Е.Г. должны выделить субсидию, поскольку подошла ее очередь на получение жилищного сертификата, не обоснован.
Из материалов дела следует, что истица является неработающим пенсионером и состоит в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории. Согласно сводному списку граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на 2012 год, утвержденному постановлением администрации муниципального образования "Макаровский городской округ" Сахалинской области от 5 июля 2011 года N 311, она состоит в списке очередников категории "пенсионер" под номером N (л.д. 66, 67 -69), по сводному списку на 2012 года по Сахалинской области, утвержденному распоряжением Правительства Сахалинской области от 31 августа 2011 года N 633 -р состоит в списке очередников категории "пенсионер" - под номером N ( л.д. 86 -87).
Пунктом 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153, следует, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Судебная коллегия отклоняет довод жалобы о нарушении прав истицы предоставлением жилищных субсидий гражданам, вставшим на учет позже нее.
Федеральный законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, как это следует из статей 37 ( часть 3), 40 и 71 ( пункты "в", "е", "з") Конституции Российской Федерации, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан.
Поскольку судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На момент рассмотрения спора истице социальная выплата для приобретения жилья пределами районов Крайнего Севера не предоставлена.
При рассмотрении дела суд правильно руководствовался положениями нормативных актов, регулирующих обеспечение жилыми помещениями граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". В рамках реализации вышеуказанной подпрограммы осуществляется обеспечение жилыми помещениями граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, установлены Федеральным законом от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
В статье 2 указанного Федерального закона установлена очередность предоставления жилищных субсидий, в соответствии с которой жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, - во вторую очередь.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей" утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879.
В соответствии с пунктом 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 N 153 (далее - Правила) орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Анализ изложенных норм закона свидетельствует о том, что предоставление государственного жилищного сертификата осуществляется в порядке установленной очередности по дате постановки граждан на учет.
Суд первой инстанции, установив, что государственные жилищные сертификаты выдавались гражданам с датами постановки на учет, а истица имеет более позднюю дату постановки на учет, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для выдачи истице государственного жилищного сертификата. При этом суд правильно указал, что внеочередное предоставление истице государственного жилищного сертификата нарушает права граждан аналогичной категории, ранее подавших заявление на получение государственного жилищного сертификата.
Принимая во внимание, что истица включена в общеобластной сводный список граждан по категории пенсионер на 2012 год, под номером N, нарушений ее прав на получение государственного жилищного сертификата не допущено.
Приведенное выше свидетельствует о несостоятельности доводов апелляционной жалобы. Обстоятельства дела судом установлены полно, все доводы, на которые ссылались стороны в обоснование иска и возражений на него, судом проверены. Спор разрешен в соответствии с требованиями закона, регулирующего возникшие по делу правоотношения, и на основании установленных по делу доказательств.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Макаровского районного суда Сахалинской области от 14 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Носакиной Е.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Карпов А.В.
Судьи Прокопец Л.В.
Крылов Н.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.