Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Т.А. Разуваевой,
судей Е.А. Бузыновской, И.И. Куликовой,
прокурора Е.В. Максименко,
при секретаре Л.А. Горюновой,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Советско-Гаванского городского прокурора Хабаровского края в интересах Палчей И. М., Палчей М. В., Палчей М. И., Палчей О. И., Палчей И. И.ча к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Министерству имущественных отношений Хабаровского края о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Хабаровского края на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 05 июля 2012 года
Заслушав доклад судьи И.И. Куликовой, заслушав прокурора Максименко Е.В.. истца Палчея И.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Советско-Гаванский городской прокурор Хабаровского края обратился в суд в интересах Палчей И.М. к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края о предоставлении жилого помещения.
В обоснование исковых требований указал, что Палчей И.М. являлся военнослужащим, с ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас. В период военной службы и после увольнения он не был обеспечен жилым помещением и выбрал постоянным местом жительства "адрес", где постановлением главы Черниговского сельского поселения Черниговского района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N он был признан нуждающимся в получении жилого помещения и поставлен на учет. В дальнейшем Палчей И.М. принял решение об изменении постоянного места жительства на "адрес". Распоряжением главы города Советская Гавань от ДД.ММ.ГГГГ N-р Палчей И.М. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 года. Одним из направлений её реализации является подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством". В соответствии с п. "г" ст. 5 Правил выпуска и реализации государственных сертификатов в рамках реализации данной подпрограммы Палчей И.М. обладает правом на получение государственного жилищного сертификата, как военнослужащий, уволенный с военной службы и вставший в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ. На основании заявления он стал участником указанной подпрограммы. Администрацией Советско-Гаванского муниципального района сформировано учетное дело, которое направлено в Министерство ЖКХ Хабаровского края для предоставления жилого помещения семье Палчей И.М., с которым проживают 4 члена семьи. В учетном деле Палчей И.М. имеются все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством. В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" Палчей И.М. выбрал форму обеспечения жилым помещением в виде предоставления ему в собственность бесплатно, что отражено в его заявлении (рапорте) от ДД.ММ.ГГГГ Просил обязать ответчика предоставить Палчею И.М. жилое помещение на территории Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края в собственность бесплатно площадью не менее 90 квадратных метров, из расчета 18 кв.м. на каждого члена семьи.
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 21.02.2012г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство имущественных отношений Хабаровского края.
Также Советско-Гаванский прокурор Хабаровского края обратился с иском в суд в интересах Палчей М.В., Палчей М.И., Палчей О.И., Палчей И.И. к Министерству имущественных отношений Хабаровского края о предоставлении жилого помещения по основаниям указанным выше, указав, что членами семьи Палчей И.М., являющимся военнослужащим, являются Палчей М.В. (супруга), Палчей М.И. (дочь), Палчей О.И. (дочь), Палчей И.И. (сын), в связи с чем, площадь предоставляемого жилого помещения не должна быть менее 90 кв.м.
Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 14.06.2012г. указанные гражданские дела объединены в одно производство.
Решением Центрального районного суда города Хабаровска от 05 июля 2012 года исковые требования удовлетворены. На Министерство имущественных отношений Хабаровского края возложена обязанность предоставить Палчей И.М., Палчей М.В., Палчей М.И., Палчей О.И., Палчей И.И. в собственность бесплатно благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 90 квадратных метров на территории Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края, на состав семьи из 5 человек. В удовлетворении исковых требований к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края отказано.
В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Хабаровского края - Леонова Н.В. решение суда просит отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. Указывает на то, что заявка на приобретение жилого помещения для семьи Палчей в Министерство имущественных отношений Хабаровского края не поступала, в связи с чем, прав и законных интересов министерством не нарушается. Кроме того, суд необоснованно пришел к выводу о том, что избранным постоянным местом жительства для Палчея И.М. является Советско-Гаванский муниципальный район Хабаровского края.
Проверив материалы дела, заслушав прокурора, истца Палчея И.М., проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы по правилам ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Палчей И.М. являлся военнослужащим и с ДД.ММ.ГГГГ уволен в запас. Выслуга Палчей И.М. составляет в календарном исчислении 24 года. В период военной службы и после увольнения он не был обеспечен жилым помещением.
После прохождения военной службы сначала избрал постоянным местом жительства "адрес", где постановлением главы Черниговского сельского поселения Черниговского района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ N Палчей И.М. был признан нуждающимся в получении жилого помещения и поставлен на учет в качестве такового, а затем изменил постоянное место жительство и перехал в "адрес", где распоряжением Главы г. Советская Гавань от ДД.ММ.ГГГГ N-р Палчей И.М. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 года одним из направлений реализации которой является подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
В соответствии с п. "г" ст. 5 Правил выпуска и реализации государственных сертификатов в рамках реализации данной подпрограммы Палчей И.М. обладает правом на получение государственного жилищного сертификата, как военнослужащий, уволенный с военной службы и вставший в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года. На основании поданного заявления Палчей И.М. стал участником указанной подпрограммы и выбрал форму обеспечения жилым помещением в виде предоставления ему в собственность бесплатно.
В соответствии с п. п. 13 и 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списков очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными актами, а военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Данное право закреплено в ч.3 ст.6 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Постановлением Правительства РФ N 1054 от 6 сентября 1998 года "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" утверждены Правила учета (далее - Правила) военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел.
Согласно п.п. "а" пункта 6 Правил нуждающимися в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья и в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В соответствии с пунктом 7 Правил одним из оснований признания указанной категории граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
Правилами предусмотрено, что основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
Право граждан, уволенных с военной службы, на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных основаниях предоставляется в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" и иными нормативными правовыми актами один раз. Свидетельством о наличии такого права служит удостоверение по форме согласно приложению N 1, выдаваемое командиром (начальником) воинской части, подписавшим приказ об увольнении военнослужащего, либо областным (республиканским) военным комиссариатом - для граждан, уволенных с военной службы из вооруженных сил и других воинских формирований государств - участников СНГ.
Согласно п.18 Правил в случае если военнослужащий в период увольнения изменил ранее принятое решение о постоянном месте жительства, в военный комиссариат направляется, кроме указанных в пункте 17 настоящих Правил документов, также ходатайство командира (начальника) воинской части перед соответствующим органом местного самоуправления о включении этого военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Командир (начальник) воинской части извещает об этом военный комиссариат по избранному военнослужащим ранее постоянному месту жительства для снятия данного лица с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
В соответствии с п.22 Правил в случае если гражданин, уволенный с военной службы, изъявит желание изменить постоянное место жительства после увольнения со службы и встать на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий в другом населенном пункте, документы учетного дела высылаются по его заявлению в орган местного самоуправления по вновь избранному постоянному месту жительства (п. 22 Правил).
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в настоящий момент действуют нормы, которые не ограничивают граждан, уволенных с военной службы, как в праве выбора места жительства при увольнении, так и в праве изменения своего решения после увольнения, а государство гарантирует для граждан, уволенных с военной службы по льготным основаниям, обеспечение жилыми помещениями по избранному месту жительства.
Из материалов дела следует, что Палчей И.М. сдал квартиру по "адрес" жилой площадью на территории г.Ивано-Франковска Украина, с.Черниговка Приморского края, Советско-Гаванского района Хабаровского края не обеспечивался, записи о выдаче субсидии на приобретение жилья отсутствуют. Истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, обратился по избранному месту жительства с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории "адрес". На обращения главы Советско-Гаванского муниципального района в Министерство ЖКХ Хабаровского края о предоставлении жилого помещения Палчей И.М. были получены отказы.
На основании установленных обстоятельств и вышеприведенных положений действующего законодательства суд пришел к правильному выводу, что истец имеет право на получение жилого помещения за счет государственного жилищного фонда Хабаровского края на состав семьи 5 человек на избранной им территории для постоянного места жительства - Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края.
Также правильным является вывод суда о возложении обязанности по предоставлению истцу жилого помещения в собственность бесплатно на Министерство имущественных отношений Хабаровского края. Данный вывод соответствует требованиям ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", ст. 28.5 Закона Хабаровского края от 13.10.2005 года N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае", ст. 28.3 Закона Хабаровского края "О жилищных правоотношениях", п. 3 Постановления Правительства края от 23.08.2011г. N 272-пр, т.к. Министерство ЖКХ Хабаровского края наделено полномочиями по представлению жилых помещений по договорам социального найма и не наделено полномочиями по представлению жилых помещений в собственность бесплатно.
Довод апелляционной жалобы о не поступлении заявки на приобретение жилого помещения для семьи Палчей И.М. в министерство имущественных отношений судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку он был предметом судебной оценки и направлен на переоценку выводов суда, сделанных с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств. Из материалов дела усматривается, что администрацией Советско-Гаванского муниципального района неоднократно направлялось учетное дело Палчея И.М. для предоставления ему жилого помещения, в чем ему было отказано со ссылкой на отсутствие необходимых документов, несмотря на то, что в учетном деле Палчей И.М. имелись все необходимые документы, предусмотренные действующим законодательством, что установлено судом и подтверждается материалами дела.
Также необоснованным является довод апелляционной жалобы о недоказанности избрания Палчеем И.М. своим постоянным местом жительства "адрес". Данный довод опровергается фактом постановки его на учет по данному месту жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ. Выводы суда соответствуют материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно.
Постановленное по делу судебное решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 05 июля 2012 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий Т.А. Разуваева
Судьи Е.А. Бузыновская
И.И. Куликова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.