Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Скурихиной Л.В.,
судей Шемякиной О.Т., Шемякиной О.Т.,
при секретаре Федотовой Н.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района города Хабаровска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска "Тепловые сети" о возложении обязанности по организации ежеквартального мониторинга выполнения производственных программ и своевременного направления результатов мониторинга в уполномоченный орган тарифного регулирования по апелляционному представлению прокурора, участвующего в деле, Хромовой Е.В. на решение Кировского районного суда города Хабаровска от 30 августа 2012 года.
Заслушав доклад судьи Шемякиной О.Т., пояснения прокурора Максименко Е.В., представителя МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" Власовой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кировского района города Хабаровска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" о понуждении к выполнению действий по организации мониторинга выполнения производственных программ.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что при проведении проверки выполнения законодательства, регулирующего установление тарифов на тепловую энергию, на товары и услуги жилищно-коммунального комплекса, было установлено, что в нарушение Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и Методики проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций жилищно-коммунального комплекса, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.04.2008 г. N 48, МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" в 2011-2012 г.г. не велся мониторинг выполнения производственных программ, не предоставлялась в течение 25 рабочих дней с момента окончания отчетного периода в орган тарифного регулирования информация о выполнении производственных программ по установленным показателям, тем самым ответчиком не выполнялась обязанность, возложенная законом, и нарушалось право граждан на свободный доступ к информации о товарах и услугах, цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию. В связи с этим прокурор просил суд возложить на МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" обязанность по организации ежеквартального мониторинга выполнения производственных программ и предоставлению мониторинга выполнения производственных программ за 2011 год и за 1 и 2 квартал 2012 года в уполномоченный орган тарифного регулирования - Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.
В суде представитель прокурора Кировского района г.Хабаровска Хромова Е.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в суде исковые требования не признала и пояснила, что деятельность предприятия регулируется Федеральным законом "О теплоснабжении", которым не предусмотрена обязанность мониторинга производственных программ.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска от 30 августа 2012 года в удовлетворении иска прокурору отказано.
В апелляционном представлении прокурор, участвующая в деле, Хромова Е.В. просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение и неправильное применение норм материального права. Указывает, что МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" является предприятием, осуществляющим эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры (эксплуатация тепловых сетей, инженерных сооружений и объектов теплоснабжения), используемых для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения горячего водоснабжения населения г.Хабаровска и иных потребителей, то есть является организацией коммунального комплекса, следовательно, на неё распространяются требования Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и обязательно предоставление в орган тарифного регулирования ежеквартального мониторинга выполнения производственных программ.
В судебном заседании представитель истца - прокурор Максименко Е.В. доводы апелляционного представления поддержала.
Представитель ответчика МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" Власова Н.А. возражала против доводов представления и просила оставить его без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив решение суда, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав объяснения участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела) определены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых отходов.
Общими принципами формирования тарифов, установленными статьей 3 этого Закона, являются, в том числе, установление тарифов, обеспечивающих финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации производственных программ и инвестиционных программ, а также доступность для потребителей информации о формировании тарифов.
Статьей 9 вышеуказанного Закона установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы с учетом обеспечения доступности их для потребителей.
С этой целью органами тарифного регулирования, согласно статье 16 указанного Закона, проводится мониторинг выполнения производственных программ и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса в соответствии с методикой проведения указанного мониторинга, содержащей перечень экономических и иных показателей, применяемых органами регулирования для анализа информации о выполнении производственной программы и инвестиционной программы организации коммунального комплекса.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 14.04.2008 г. N 48 утверждена Методика проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Пунктом 15 указанной Методики установлено, что организации коммунального комплекса в течение 25 рабочих дней с момента окончания отчетного периода (квартала) направляют в соответствующие органы регулирования информацию о выполнении производственных и инвестиционных программ по показателям, приведенным в приложениях 1-5 к Методике.
Прокурором Кировского района г.Хабаровска в отношении МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.8.1 КоАП РФ, за непредоставление в орган регулирования ежеквартально по установленной форме сведений о выполнении производственной программы, которое было прекращено постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 28.06.2012 г. в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик - МУП г.Хабаровска "Тепловые сети" оказывает услуги теплоснабжения и горячего водоснабжения по открытой системе горячего водоснабжения, при которой забор горячей воды осуществляется непосредственно из системы водоснабжения, и его деятельность регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", которым мониторинг выполнения производственных программ не предусмотрен.
Судом указано, что Методикой проведения мониторинга выполнения производственных и инвестиционных программ организаций коммунального комплекса горячее водоснабжение в сфере теплоснабжения учитывается в показателях и индикаторах только инвестиционных программ в сфере теплоснабжении (Приложение N 3); проведение мониторинга выполнения производственных программ в сфере теплоснабжения этой Методикой не предусмотрено.
Учитывая установленные обстоятельства и руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по организации ежеквартального мониторинга выполнения производственных программ и своевременного направления результатов мониторинга в уполномоченный орган тарифного регулирования необоснованны и не подлежат удовлетворению.
У судебной коллегии нет оснований считать выводы суда неправильными. Действиями ответчика, не направившего в орган регулирования результаты мониторинга выполнения производственных программ в 2011 году и в 1 и 2 кварталах 2012 года, не нарушены законные права и интересы неопределенного круга лиц, в защиту которых прокурором заявлен настоящий иск.
Статьей 3 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" предусмотрена обязанность организаций коммунального комплекса обеспечивать свободный доступ к информации о товарах и об услугах, цены (тарифы) на которые подлежат регулированию в соответствии с этим Федеральным законом, и к такой информации, в частности, относятся сведения об инвестиционных и о производственных программах (о проектах программ) и отчеты об их реализации (пункты 4, 6).
В сфере теплоснабжения и сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии свободному доступу подлежит информация об инвестиционных программах и отчетах об их реализации (Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющих деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 г. N 1140).
Следовательно, действующим законодательством не предусмотрена обязанность ответчика по предоставлению в орган тарифного регулирования ежеквартально сведений о выполнении им производственных программ.
Судебная коллегия считает, что судом правильно определены обстоятельства дела и правильно применены нормы материального права, и не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного представления.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда города Хабаровска от 30 августа 2012 года по делу по иску прокурора Кировского района города Хабаровска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию города Хабаровска "Тепловые сети" о возложении обязанности по организации ежеквартального мониторинга выполнения производственных программ и своевременного направления результатов мониторинга в уполномоченный орган тарифного регулирования оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора, участвующего в деле, Хромовой Е.В.- без удовлетворения.
Председательствующий Л.В.Скурихина
Судьи О.М.Шилова
О.Т. Шемякина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.