Судья Верховного суда Республики Дагестан Хираев Ш.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан на постановление судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от 21 августа 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Кировского районного суда г.Махачкалы от 21 августа 2012 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ГБУ РД "Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова", прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан (далее Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан) Газимагомедовым Г.У. подана жалоба на указанное постановление суда, в которой им ставится вопрос о его отмене и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы заявитель указывает, что оспариваемое постановление суда является незаконным и необоснованным. В учреждении ГБУ РД "Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова" выявлен факт смешивания отходов различных классов в нарушение требований СанПиН 2.1.7.2790-10, в связи с чем учреждением не соблюдаются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Суд пришел к ошибочному выводу, что требования статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непосредственно связаны с исполнением требований ФЗ N 89 "Об отходах производства и потребления", нормы которого регулируют отношения связанные только с деятельностью промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих и иных предприятий (объектов) и никоим образом не затрагивают деятельность в сфере лечебно-профилактических учреждений.
На указанную жалобу представителем ГБУ РД "Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова" Алимагомедовой А.М. принесены возражения, в которых по существу ставится вопрос об оставлении постановления Кировского районного суда г.Махачкалы в силе, а жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Управлением Роспотребнадзора по Республике Дагестан неправильно квалифицированы выявленные в ходе проверки нарушения, поскольку отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ. Требования статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях непосредственно связаны с исполнением требований ФЗ N 89 "Об отходах производства и потребления", нормы которого регулируют отношения связанные с деятельностью промышленных, сельскохозяйственных, транспортных, горнодобывающих и иных предприятий (объектов). Кроме того, не учтен тот факт, что на территории ГБУ РД "Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова" располагается и другое юридическое лицо, которое также выносит отходы в вышеуказанные контейнеры, в связи с чем нет достаточных доказательств, подтверждающих вину именно ГБУ РД "Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова" в совершении административного правонарушения.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан Газимагомедова Г.У., поддержавшего доводы жалобы, объяснения представителя ГБУ РД "Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова" Алимагомедовой А.М., просившей оставить постановление суда в силе, а жалобу без удовлетворения, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, составляют действия или бездействие, в том числе, должностных лиц, состоящие в невыполнении обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
По смыслу данной нормы права обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Указанным законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Указанные вопросы урегулированы Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, должностным лицом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в отношении ГБУ РД "Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова" проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по факту, изложенному в обращении гражданки Сараевой А.Я. N 3171 от 13 июня 2012 года.
В ходе указанной проверки был выявлен факт правонарушения, выразившийся в том, что в контейнерах на контейнерной площадке допускается смешивание отходов различных классов, что является нарушением СанПиН 2.1.7.2790-10, ст. 22 ФЗ N 52 от 30.03.1999 г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами".
По данному нарушению в отношении ГБУ РД "Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова" составлен протокол об административном правонарушении N 214-12 от 19 июля 2012 года, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Материалы административного дела переданы для рассмотрения по подведомственности в Федеральный суд Кировского района г.Махачкалы.
Принимая решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ГБУ РД "Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова" суд в своем постановлении указал, что обстоятельства, установленные судом при рассмотрении дела не позволяют сделать вывод о наличии в действиях ГБУ РД "Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова" состава административного правонарушения.
Между тем, указанные выводы судьи первой инстанции являются преждевременными.
В соответствии с пунктом 3.3 СанПин 2.1.7.2790-10 (Сантирано-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами) смешивание отходов различных классов в общей емкости недопустимо.
Выводы суда при рассмотрении вопроса связанного с нарушением пункта 3.3 СанПиН 2.1.2790-10 сводятся к несогласию с принятием административным органом в качестве доказательств материалов проверки и с произведенной Управлением Роспотребнадзора по Республике Дагестан оценкой доказательств. Указанные выводы суда не основаны на материалах представленных доказательств. Соответствующая оценка установленным заявителем в ходе административной проверки обстоятельствам, а именно о наличии факта смешивания отходов различных классов в общие емкости, в оспариваемом постановлении суда не дана.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
При таких обстоятельствах в ходе рассмотрения настоящего дела не были выполнены предусмотренные статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требования о необходимости всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела.
Названные нарушения процессуальных требований являются существенными, влекут отмену вынесенного постановления и направления дела на новое рассмотрение в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе которого подлежат исследованию остальные доводы жалобы.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
постановление судьи Кировского районного суда г. Махачкалы от 21 августа 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ в отношении ГБУ РД "Республиканский центр инфекционных заболеваний им. С.М. Магомедова" отменить, дело направить на новое рассмотрение в Кировский районный суд г.Махачкалы.
Судья
Верховного Суда Республики Дагестан Ш.М. Хираев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.