Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга, в составе председательствующего судьи Реутовой А.А., при секретаре Савельевой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бузуновой "Иные данные" к ГУ МВД России по Свердловской области, УФМС России по Свердловской области о взыскании денежной компенсации за неполученное форменное обмундирование,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с указанным иском, мотивируя требования следующим.
Истец проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; последняя должность - заместитель начальника отдела УФМС по "адрес" в "адрес", звание - подполковник внутренней службы.
Уволена истец ДД.ММ.ГГГГ в связи с выходом на пенсию по достижении предельного возраста по п. "б" ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
При увольнении истцу не была выплачена компенсация за неполученное форменное обмундирование.
Уточнив требования (л.д.60), просила взыскать с ответчиков денежную компенсацию за неполученное форменное обмундирование в размере "Иные данные" рублей.
В судебном заседании истец исковые требования поддержала по предмету и основаниям, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ МВД России по "адрес", действующая по доверенности, в судебном заседании требования истца не признала, в иске просила отказать. По существу пояснила, что ГУ МВД является ненадлежащим ответчиком.
Представители ответчика УФМС России по "адрес", действующие по доверенности, в судебном заседании требования истца не признали, в иске просили отказать.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено судом и не оспаривается сторонами, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходила службу в органах внутренних дел Российской Федерации.; откомандирована в УФМС России по "адрес" с оставлением в кадрах МВД; последняя должность - заместитель начальника отдела УФМС по "адрес" в "адрес", звание - подполковник внутренней службы.
Уволена истец ДД.ММ.ГГГГ в связи с выходом на пенсию по достижении предельного возраста по п. "б" ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации.
Сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что стоимость неполученного форменного обмундирования не была выплачена истцу.
В соответствии со ст.5 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
По смыслу ст.11 Трудового Кодекса Российской Федерации, трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на определенных лиц, если это установлено федеральным законом.
Из анализа данных норм следует, что нормы Трудового Кодекса Российской Федерации применимы к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел в случаях, предусмотренных законом, а также когда данные правоотношения не урегулированы нормами специального права.
Порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации на момент увольнения истицы регулировался Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со ст.6 Положения, гражданам Российской Федерации, назначенным на должности рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, присваиваются специальные звания: г) старший начальствующий состав: подполковник внутренней службы.. .
Согласно ст.19 Положения, сотрудники органов внутренних дел могут быть также прикомандированы к высшим органам государственного управления Российской Федерации, министерствам, ведомствам и организациям для выполнения работ специального характера, связанных непосредственно с деятельностью Министерства внутренних дел Российской Федерации. Прикомандирование осуществляется за счет лимитов численности, выделяемых Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Статьей 20 Положения предусмотрено, что сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к органам государственного управления Российской Федерации, проходят службу в порядке, установленном настоящим Положением, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, с учетом следующих особенностей: увольнение прикомандированных сотрудников органов внутренних дел со службы производится по представлению руководителей соответствующих органов по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Положением; прикомандированным сотрудникам органов внутренних дел выплачиваются должностные оклады, установленные для работников органов государственного управления, а также оклады за специальное звание, процентная надбавка за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, производятся иные выплаты, установленные для сотрудников органов внутренних дел. Если размер заработной платы прикомандированных сотрудников органов "утренних дел (с учетом повышения оклада за специальное звание после прикомандирования, при присвоении очередного звания, установлении нового должностного оклада, увеличении должностных окладов начальствующему составу органов внутренних дел) окажется ниже размера денежного довольствия, получаемого ими ранее, то соответствующая разница выплачивается Министерством внутренних дел Российской Федерации; премирование прикомандированных сотрудников органов внутренних дел осуществляется по действующим в соответствующих органах государственного управления системам премирования исходя из должностных окладов. Выплата должностных окладов и премий производится за счет ассигнований, выделяемых на содержание соответствующих органов государственного управления. Все остальные виды положенных довольствия и выплат прикомандированным сотрудникам органов внутренних дел предоставляются Министерством внутренних дел Российской Федерации. При этом взамен предметов вещевого имущества им может выплачиваться денежная компенсация. За прикомандированными сотрудниками органов внутренних дел и их семьями сохраняются права, социальные гарантии и преимущества, установленные действующим законодательством для сотрудников органов внутренних дел и их семей. Контроль за прохождением службы прикомандированными сотрудниками органов внутренних дел осуществляет Министерство Внутренних Дел Российской Федерации.
Статей 64 Положения предусмотрено, что сотрудникам органов внутренних дел, увольняемым со службы с правом на пенсию, производятся единовременные выплаты, а при увольнении без права на пенсию - выплаты в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации.
Порядок производства расчета при увольнении Положением не предусмотрен, в связи с чем подлежат применению соответствующие нормы Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст.140 Трудового кодекса Российской Федерации, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в указанный в настоящей статье срок выплатить не оспариваемую им сумму.
В соответствии с п.1 Порядка выплаты денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, утвержденного Приказом МВД РФ N от ДД.ММ.ГГГГ, выплата денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования производится ежегодно согласно приложению N к Приказу на основании справки (ведомости) на выплату денежной компенсации, оформляемой вещевой службой органа внутренних дел Российской Федерации следующим сотрудникам органов внутренних дел, имеющим специальные звания милиции или юстиции: п.п. 1.2. Лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, в установленном порядке прикомандированным к представительным органам государственной власти, органам государственного управления и организациям, а также назначенным представителями в иностранном государстве.
Согласно п. 7 Порядка выплаты денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющим специальные звания милиции или юстиции, увольняемым без права ношения форменной одежды, выплачивается денежная компенсация за все предметы вещевого имущества, предусмотренные для выдачи соответствующими нормами снабжения, по месяц увольнения включительно и не полученные ими, согласно приложению N к Приказу.
Таким образом, суд учитывает, что истица при увольнении имела право на получение денежной компенсации за не выданные ей в период службы предметы вещевого имущества личного пользования и реализация данного права не должна ставиться в зависимость от того, что компетентными органами не разрешен вопрос о размерах и порядке его реализации. При этом, надлежащим ответчиком в данном случае суд признает именно УФМС России по "адрес".
Список предметов вещевого имущества, представленный в материалы дела как представителем ответчика ГУ МВД России по "адрес", так и истцом, сторонами в судебном заседании не оспаривался.
По стоимости указанного имущества суд приходит к следующему.
Учитывая, что если бы истец получила при увольнении на руки неполученные ранее предметы вещевого имущества, их стоимость определялась бы также на момент получения.
Поскольку истцом не была получена денежная компенсация за 1997-2007г.г., стоимость неполученного имущества определяется на основании Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N-р об установлении стоимости предметов вещевого имущества личного пользования, положенных отдельным категориям сотрудников, имеющих специальные звания внутренней службы.
Эти же цены применены для расчета компенсации в справке ГУ МВД РФ по СО N (л.д.47).
Истцом представлен подробный расчет денежной компенсации, который судом проверен и является правильным (л.д.56-59).
Данный расчет произведен истцом с учетом сроков носки, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N.
Таким образом, сумма компенсации по справке N равна "Иные данные" рублей. Дополнительно истцом учтена сумма компенсации (с учетом периода носки) за костюм летний (2 шт.) - "Иные данные" рубля; за перчатки шерстяные (2 шт.) - "Иные данные" рублей; свитер (джемпер) шерстяной (2 шт.) - "Иные данные" рублей.
Итого за перио "адрес". сумма компенсации составила "Иные данные" рублей.
Согласно справки ГУ МВД РФ N (л.д.41), сумма компенсации составит "Иные данные" рублей (на 1997г.).
За период с 1997г. по 2008г. сумма компенсации составит "Иные данные" рублей (л.д.46, 58).
Иных расчетов сторонами, как того требует ст.56 ГПК РФ, не представлено.
По требованию истца взыскать с ответчика компенсацию за задержку выплаты денежных сумм в размере "Иные данные" рублей, суд приходит к следующему.
Поскольку данные правоотношения регулируются трудовым законодательством в части взыскания процентов, суд применяет не ст.395 ГК РФ, а ст.236 ТК РФ.
В соответствии со ст.236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня посте установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Ставка рефинансирования, то есть процентная ставка, по которой Центральный Банк Российской Федерации предоставляет кредитные ресурсы коммерческим банкам, устанавливается Центральным Банком Российской Федерации исходя из макроэкономических показателей состояния экономики страны. Привязка размера компенсации к ставке рефинансирования имеет целью возместить потерпевшим от несвоевременной выплаты заработной платы работникам ущерб, нанесенный работодателем, смягчить инфляционное обесценивание не выплаченных в срок денежных сумм.
В Трудовом кодексе РФ для удобства правоприменения в формулировке ст.236 уже заложена формула расчета: за основную расчетную единицу берется ставка рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, и от этой цифры высчитывается одна трехсотая.
На момент вынесения решения, денежная компенсация вместо предметов вещевого имущества в размере "Иные данные" рублей не была выплачена, задержка составила 171 день.
( "Иные данные" руб. х "Иные данные" дн. х "Иные данные" (%)) : "Иные данные" = "Иные данные" руб. - компенсация.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию:
"Иные данные" руб. + "Иные данные" руб. + "Иные данные" руб. + "Иные данные" руб. = "Иные данные" рублей.
В силу ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы.
С ответчика в доход государства не подлежит взысканию государственная пошлина, поскольку ответчик от ее уплаты освобожден. Истец также был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-198, 209 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Бузуновой "Иные данные" к УФМС России по Свердловской области о взыскании денежной компенсации за неполученное форменное обмундирование, удовлетворить частично.
Взыскать с УФМС России по Свердловской области в пользу Бузуновой "Иные данные" компенсацию за неполученное форменное обмундирование в размере "Иные данные" рубля "Иные данные" коп.
В иске к ГУ МВД России по Свердловской области отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Свердловский областной суд через суд, вынесший решение.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.