Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Нецветаевой Н.А.,
при секретаре Трофимовой О.В.,
рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.
Согласно исковому заявлению (л.д. 3-8) Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой в феврале 2012 года проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства на территории Верх-Исетского района г. Екатеринбурга. В ходе проверки в результате обследования земельных участков на территории Верх-Исетского района г. Екатеринбурга выявлены факты несанкционированного размещения отходов, образованных в результате деятельности человека, по маршруту от района Старая Сортировка, через микрорайон Палкино до Чусовского озера, от перекрестка "адрес" и "адрес" по направлению к "адрес" речка в "адрес", в частности, искусственная насыпь (отвал), расположенная с левой стороны перед железнодорожным переездом по "адрес" а также железобетонных блоков, расположенных с правой стороны от дороги, ведущей на "адрес" торфяник.
Прокурор указывает на отсутствие в Управление Федеральной службы государственного кадастра и картографии по "адрес" сведений относительно земельных участков, на которых расположены несанкционированные свалки отходов.
Ссылается на положения ст. 3 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.ст. 12 ч. 2, 24, 25, 16 ч. 1 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ";
ст.ст. 8, 13 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" об организации деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образования органами местного самоуправления;
ч. 1 ст. 72 Земельного кодекса РФ об осуществлении контроля за использованием земель на территории муниципального образования органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами;
положения ст. 2, п.п. 12, 25 ч. 2 ст. 9 Устава МО " "адрес""; п. 4, п. 26 п. 6 Положения "Об администрации района "адрес"", утвержденного решением Екатеринбургской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N.
С учетом изложенного, прокурор просит суд возложить на ответчика обязанность по организации ликвидации и утилизации указанных несанкционированных свалок отходов, в виде искусственной насыпи (отвала), расположенной с левой стороны перед железнодорожным переездом по "адрес" а также в виде железобетонных блоков, расположенных с правой стороны от дороги, ведущей на "адрес" торфяник, - расположенных в "адрес", в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В ходе судебного разбирательства, к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Комитет по экологии, природопользованию Администрации "адрес", Лесхоз ГБУ Верх-Исетское лесничество (л.д. 40-41).
В судебном заседании помощник Свердловского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3 исковые требования поддержал по предмету и основаниям, с учетом заявления об отказе от части исковых требований. Указанное заявление об отказе от иска в части, было принято судом ДД.ММ.ГГГГ с прекращением производства по делу в части требований возложить на ответчика обязанность по организации ликвидации и утилизации несанкционированных свалок отходов, расположенных на земельном участке в "адрес", в виде искусственной насыпи, расположенной на пустыре в 70-100 метрах от площадки строительства логистического центра по "адрес"; искусственной насыпи, расположенной вдоль дороги, ведущей в "адрес" речка МО " "адрес", на удалении 20 метров в северо-восточном направлении, искусственной насыпи, расположенной с левой стороны от дороги, "адрес" торфяник; искусственная насыпь с левой стороны от дороги на отсыпной площадке рядом с въездом в СНТ "Росинка" в "адрес" торфяник; искусственная насыпь на откосе дренажной канавы с левой стороны от дороги, рядом с забором СНТ "Юбилейный" в "адрес" торфяник, о чем вынесено определение.
Представители ответчика Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга ФИО4, ФИО5, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании исковые требования не признали. Пояснили, что оснований для возложения обязанности по ликвидации указанных объектов на администрацию района нет, поскольку бетонные блоки, об утилизации которых заявлены требования, по сути являются несанкционированной преградой для проезда, в связи с чем обязанность по их ликвидации должна быть возложена на лиц, их разместивших, а искусственная насыпь (отвал), исходя из координат места ее расположения - с левой стороны перед железнодорожным переездом по "адрес" расположена на территории Лесхоза "Верх-Исетское лесничество", который и обязан как владелец земельного участка отвечать за его очистку.
Третье лицо - Комитет по экологии, природопользованию Администрации "адрес", своего представителя в судебное заседание не направил, представили отзыв на исковое заявление, в котором просили о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д. 53-54). Ранее, в ходе судебного разбирательства представитель третьего лица ФИО6 пояснил, что Комитет по экологии и природопользованию администрации "адрес" согласно Положению о Комитете по экологии и природопользованию, утв. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ имеет основной задачей формирование и осуществление единой политики в сфере охраны окружающей среды, сбора вывоза, переработки промышленных и бытовых отходов в муниципальном образовании " "адрес"" (п. 6 п.п. 1); в функции данного Комитета включены полномочия муниципального заказчика по реализации природоохранных мероприятий, целевых городских программ по охране окружающей среды, координации деятельности подведомственных муниципальных предприятий, в частности ЕМУП "Специализированная автобаза"; организация сбора вывоза, переработки промышленных и бытовых отходов в муниципальном образовании " "адрес"" (п. 7 п.п.2, 7, 13). Ликвидация несанкционированных свалок на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, входит в круг обязанностей администрации района, возложенных на нее Положением "Об администрации района "адрес"". Исполнение данной обязанности администрацией района указанным нормативным актом не поставлено в зависимость от вида территориальной зоны.
Представитель третьего лица - ГКУ "адрес" "Верх-Исетское лесничество" ФИО7 исковые требования поддержал, как и доводы ранее представленного ходатайства (л.д. 88-91) о том, что исходя из указанных в иске признаков расположения несанкционированных свалок, они не находятся на территории лесничества. Пояснил также, что лесной фонд находится в пользовании лесничества, однако исходя из целей создания учреждения обязанности по ликвидации несанкционированных свалок отходов жизнедеятельности человека на землях лесной зоны не входит в обязанности лесничества, финансирования на эти цели им также не выделяется. Данная территория, как и лесная зона находится в черте муниципального образования, иск считает обоснованным к ответчику администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга.
Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства по делу, считает необходимым указать следующее.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
С учетом изложенного суд находит, обоснованным доводы иска о наличии у прокурора права на обращение с ним в порядке ст.45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц, в целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Прокурор просит суд обязать ответчика организовать мероприятия по ликвидации и утилизации несанкционированных свалок на территории Верх-Исетского района г. Екатеринбурга в виде бетонных блоков и искусственной насыпи из отходов жизнедеятельности человека. Суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В силу ст. 3 Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу ст. 13 Федерального закона РФ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии со ст. 8 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно п. 12 и п. 25 ст. 9 Устава муниципального образования " "адрес"", утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ к вопросу местного значения муниципального образования относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (л.д.9-10).
В соответствии с Положением "Об администрации района "адрес"", утвержденного Решением Екатеринбургской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ N, п.п. 26 п. 6, деятельность по решению вопросов местного значения на территории района в пределах представленных полномочий, в частности участие в организации и контроле сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории района, осуществляет "адрес" (л.д.11).
Факт нахождения железобетонных блоков, располагающихся с правой стороны от дороги, ведущей на "адрес" торфяник, на территории Верх-Исетского административного района "адрес", несанкционированный характер их размещения в указанном месте, ответчиком не оспаривается.
Доводы представителей ответчика о цели размещения указанных объектов, и возложение ответственности за подобные действия, влекущие воспрепятствование проезду, на лиц, установивших блоки, правового значения для данного дела не имеют, основанием для освобождения Администрации района от обязанности по очистке территории муниципального образования от отходов, к которым относятся, в том числе объекты строительства (строительный мусор) признаны быть не могут.
Вывод о том, что обязанность по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на администрацию района муниципального образования " "адрес"", происходит из наличия у органа местного самоуправления в силу закона обязанности по организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, что не исключает возможности возложения такой обязанности на лиц, непосредственно виновных в нарушении требований земельного и природоохранного законодательства, если таковые будут установлены и их вина подтверждена надлежащими доказательствами.
Требование прокурора о возложении на ответчика обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов на территории, расположенной с левой стороны перед железнодорожным переездом по "адрес" тракт, координаты 56 градусов 45?95?? СШ 60 градусов 18?32??ВД, суд также находит обоснованным.
Ответчик, возражая против иска в данной части, указывает на расположение указанной свалки отходов на территории, находящейся во владении третьего лица ГКУ "адрес" "Верх-Исетское лесничество".
При этом ссылается пп. 3.1, 3.1.2 "Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования " "адрес"" о том, что должностные лица предприятий, учреждений, организаций независимо от их правового статуса и формы хозяйственной деятельности, в собственности, полном хозяйственном ведении (оперативном управлении), которых находятся земельные участки, здания, сооружения и транспортные средства, а также граждане - владельцы, пользователи земельных участков, зданий, сооружений и транспортных средств, должностные лица, ответственные за исполнение работ ремонтно-эксплуатационных служб жилищно-коммунального хозяйства и других предприятий, независимо от их организационно-правовой формы, деятельность которых связана со строительством, ремонтом, обслуживанием и использованием территорий, зданий, сооружений, инженерных сетей и коммуникаций, обязаны обеспечить своевременный вывоз бытового, природного и строительного мусора, пищевых отходов, металлолома, тары и других загрязнителей, не допуская сжигания горючих остатков во дворах, на территории жилых кварталов, строительных площадок и на уличной территории, а также заключение договоров на вывоз ТБО, КГМ и других видов мусора со специализированными предприятиями, имеющими лицензию на их вывоз, утилизацию и обезвреживание.
Положение "Об администрации района "адрес"" (решение Екатеринбургской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ N 15/6) администрация района участвует в организации благоустройства, участвует в организации мероприятий по предотвращению образования несанкционированных свалок и ликвидации существующих, организации и контроле сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории района.
Суд с данной позицией ответчика согласиться не может.
По доводам ГКУ Свердловской области "Верх-Исетское лесничество" (л.д.88-90) земель лесного фонда, примыкающих к автомобильным дорогам по маршрутам от района Старая Сортировка через микрорайон Палкино до микрорайона Северка, от ТРЦ МЕГА вдоль автомобильной доги до "адрес", включая территорию поселка, от перекрестка "адрес" и "адрес" по направлению к "адрес" торфяник в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга в ведении ГКУ Свердловской области "Верх-Исетское лесничество" не имеется. Доказательств обратного суду не представлено.
Кроме того, суд отмечает, что в соответствии с положениями законодательства казенные учреждения обладают земельными участками на праве бессрочного пользования. Пояснения участвующих в деле лиц о нахождении свалки на территории земель лесного фонда, носят предположительный характе "адрес", и в случае расположения несанкционированной свалки на территории лесной зоны, суд не усматривает основания для отказа в удовлетворении заявленных требований к ответчику, на основании следующего.
В судебном заседании сведений о принадлежности земельного участка по месту расположения несанкционированной свалки, о ликвидации которой заявлены требования, во владении, в собственности, суду не представлено. Федеральная служба государственного кадастра и картографии указала на отсутствие возможности идентификации земельных участков. Иск рассмотрен судом в соответствии со ст. 196 ГПК РФ по заявленным требованиям. После разъяснений суда стороны заявили об отсутствии дополнительных доказательств, просьбе рассмотреть дело по представленным доказательствам, и заявленным требованиям.
Таким образом, при рассмотрении дела достоверно не установлено, что земельный участок является объектом вещных либо обязательственных прав граждан, либо юридических лиц, а также публично-правовых образований (РФ, субъекта РФ, муниципального образования).
Между тем, установлено в судебном заседании, не оспаривается сторонами, что спорная насыпь, является несанкционированной свалкой бытовых отходов жизнедеятельности человека, и располагается в границах муниципального образования " "адрес"", на территории Верх-Исетского района.
В статье 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 1 указанной нормы Закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, а в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 16 этого же Закона к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Также абз. 12 ч. 2 ст. 9 Устава муниципального образования " "адрес"" к вопросам местного значения муниципального образования относит, в том числе, организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 24, 25 ч. 1 ст. 16 названного Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, и ч. 3 ст. 8 Закона "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения (то есть к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно) отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа.
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Земельное законодательство (ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации) действительно определяет общие обязанности землепользователей, в том числе и собственников земельных участков, среди которых - защита земель от захламления отходами производства и потребления и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидация последствий загрязнения; рекультивация нарушенных земель. Вместе с тем, данная норма не указывает на то, что перечисленные обязанности возлагаются на собственников земельных участков в случае, если захламление земель, их порча являются следствием противоправных действий других лиц. Доказательств того, что организация несанкционированной свалки осуществлены пользователем земельного участка, участка лесного фонда, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, учитывая, что территория, на которой организована свалка, находится в границах "адрес", а именно Верх-Исетского административного района муниципального образования, по существу является местом общего пользования, поскольку согласно п. 9 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, используются для отдыха граждан и туризма.
Суд отмечает также, что согласно ст. 19 Лесного кодекса РФ, мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами. В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"), при условии, что иное не установлено настоящим Кодексом.
Ответчиком правового обоснования, фактических данных, подтверждающих довод о возложении на ГКУ "адрес" "Верх-Исетское лесничество" каких-либо обязанностей, связанных с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения на находящейся в их пользовании территории лесной зоны, не приведено, судом не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств, суд находит, что исковые требования заявлены к надлежащему ответчику, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 13, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга о возложении обязанности организовать ликвидацию и утилизацию в соответствии с требованиями действующего законодательства об отходах производства и потребления несанкционированных свалок отходов, расположенных на земельном участке по маршрутам от района Старая Сортировка, через микрорайон Палкино до Чусовского озера, от перекрестка "адрес" и "адрес" по направлению к "адрес", удовлетворить.
Обязать Администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга организовать ликвидацию и утилизацию в соответствии с требованиями действующего законодательства об отходах производства и потребления несанкционированных свалок, отходов - железобетонных блоков, расположенных с правой стороны от дороги, ведущей на "адрес" торфяник, в течение месяца со дня вступления в силу решения суда.
Обязать Администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга организовать ликвидацию и утилизацию в соответствии с требованиями действующего законодательства об отходах производства и потребления несанкционированных свалок, отходов - искусственную насыпь, расположенную с левой стороны перед Железнодорожным переездом по "адрес", в течение месяца со дня вступления в силу решения суда..
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательном виде с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.