Ирбитский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Буньковой Н.А., помощника Ирбитского межрайонного прокурора Швейцарова В.А., при секретаре Аллояровой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Ирбитского межрайонного прокурора об оспаривании муниципального нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
Ирбитский межрайонный прокурор В.А. Хороших обратился в суд с заявлением об оспаривании опубликованного в специальном выпуске газеты "Восход" N66(15809) 09 июня 2012 года муниципального нормативного правового акта - постановления администрации Муниципального образования город Ирбит от 04.06.2012 года N 1339 "О внесении изменений в постановление N 2810 от 30.12.2011 года об определении перечня должностных лиц органа местного самоуправления МО г. Ирбит, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Законом Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" в части наделения государственными полномочиями следующих должностных лиц муниципальных бюджетных учреждений, и муниципальных унитарных предприятий по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с Законом Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области": директор МБУ МО г. Ирбит "Благоустройство", главный инженер данного МБУ, директор МУП МО г. Ирбит "Коммунал - Сервис", главный инженер МУП МО г. Ирбит "Коммунал - Сервис", директор МБУ МО г. Ирбит БДД "Сигал", в связи с противоречием законодательству ( л.д.12-18, 19).
В судебном заседании помощник прокурора Швейцаров В.А. пояснил, что в ходе проверки установлено, что указание в перечне данных должностных лиц, уполномоченных на составление административных протоколов, которые не являются должностными лицами органа местного самоуправления, противоречит ст. 1.1, подп.5 ч.2 ст. 22.2, ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 9.2 Закона "О некоммерческих организациях", ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Уставы МБУ "Благоустройство", МБУ "Сигнал", МУП "Коммунал-Сервис" не содержат положений о том, что указанные учреждения либо их руководители осуществляют контрольно-надзорные функции, либо государственные полномочия по осуществлению административного преследования в подведомственной им сфере, поэтому указанные должностные лица муниципальных бюджетных учреждений и муниципальных унитарных предприятий не могут осуществлять функции по составлению административных протоколов. Наделение их властными функциями создаст препятствие для реализации конституционных прав граждан на реабилитацию, предусмотренную статьями 52, 53 Конституции Российской Федерации, а также статьёй 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку собственник муниципального унитарного предприятия, а также муниципального бюджетного учреждения муниципального образования г. Ирбит, а также его казна, в силу части 2 статьи 120 ГК РФ, ч. 7 ст. 114 ГК Российской Федерации не отвечают по обязательствам указанных учреждений, возмещение вреда из казны муниципального образования г. Ирбит станет невозможным. Ранее в адрес главы муниципального образования г. Ирбит прокуратурой был внесён протест от 09.07.2012 года, однако 06.08.2012 года поступил ответ об отсутствии оснований для его удовлетворения. Просит признать недействующим со дня принятия обжалуемое постановление в части наделения полномочиями по составлению административных протоколов, следующих должностных лиц: директора МБУ МО г. Ирбит "Благоустройство", главного инженера МБУ МО г. Ирбит "Благоустройство", директора МУП МО г. Ирбит "Коммунал - Сервис", главного инженера МУП МО г. Ирбит "Коммунал - Сервис", директора МБУ МО г. Ирбит БДД "Сигал".
Представитель органа местного самоуправления администрации муниципального образования г. Ирбит Юрьева С.А. требования заявления не признала и пояснила, что Законами Свердловской области N 52-ОЗ от 14.06.2005 года "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" и N 116-ОЗ от 27.12.2010 года "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Свердловской области" не установлен исключительный перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях. Указанные прокурором руководители муниципальных предприятий и учреждения не являются должностными лицами городской администрации, но ни глава, ни его заместители, начальники отделов не в состоянии будут заниматься составлением протоколов, будет утрачена возможность в оперативном порядке привлечь к ответственности лиц, устраивающих несанкционированные свалки. В Уставе муниципального образования не указано право на издание оспариваемого нормативного акта, есть ли полномочия по составлению протоколов в должностных инструкциях руководителей МУПов сказать не может.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях( далее- КоАП Российской Федерации ) законодательство, об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч.2, 3 ст. 1.3.1 КоАП Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4 - 6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьёй 19 выше указанного Федерального закона определён порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
В соответствии со статьёй 3 Закона Свердловской области N 116-ОЗ от 27.12.2010 года "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, государственным полномочием Свердловской области по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Свердловской области" органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, при осуществлении переданного им государственного полномочия по определению перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в пределах их компетенции обязаны принять муниципальный правовой акт, определяющий перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законом Свердловской области, на территории соответствующего муниципального образования. Данная норма Областного закона, по убеждению суда, не противоречит ч. 3 ст. 1.3.1 КоАП Российской Федерации, так как не предусматривает возможности наделения властными полномочиями должностных лиц, не входящих в штат органа местного самоуправления.
Судом бесспорно установлено, что постановлением администрации МО г. Ирбит от 04.06.2012 года N 1339 определён перечень должностных лиц органа местного самоуправления, наделённых отдельными государственными полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с Законом Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области". Пункт 6 оспариваемого в части постановления содержит указания на следующих должностных лиц: директора МБУ МО г. Ирбит "Благоустройство", главного инженера МБУ МО г. Ирбит "Благоустройство", директора МУП МО г. Ирбит "Коммунал - Сервис", главного инженера МУП МО г. Ирбит "Коммунал - Сервис", директора МБУ МО г. Ирбит БДД "Сигал". Указанные должностные лица в силу договорных отношений являются руководителями муниципальных бюджетных учреждений, муниципального унитарного предприятия, то есть руководителями хозяйствующих субъектов (л.д. 32, 34-35,46-49, 50, 51-52, 63-6, 66, 67-68), которые не являются структурными подразделениями администрации муниципального образования город Ирбит, как и их руководители не являются должностными лицами органа местного самоуправления, согласно ст. 20, 35 Устава муниципального образования город Ирбит. В Уставе не содержится полномочий по принятию нормативных правовых актов по установлению перечня должностных лиц, правомочных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях ( ст. 30), а осуществление полномочий, установленных законами Свердловской области ( ст. 31) не предполагает при этом нарушение действующего федерального законодательства.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135 ФЗ "О защите конкуренции" запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральным законом. Судом не установлено ни одного из выше указанных источников норм права, которые бы разрешили совмещение функций органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов по рассматриваемому спорному правоотношению.
Судом также установлено, что Уставы МБУ "Благоустройство"(л.д. 55-62), МБУ "Сигнал" (л.д. 23-31), МУП Коммунал-Сервис" (л.д. 37-45) не содержат положений о том, что указанные предприятия - учреждения осуществляют контрольно - надзорные функции, либо государственные полномочия по осуществлению административного преследования в подведомственной им сфере. Также не содержат указанных положений должностные инструкции руководителей данных предприятий.
У суда не вызывает сомнения незаконность наделения указанными в оспариваемом постановлении отдельными государственными полномочиями должностных лиц - руководителей муниципальных предприятий и учреждений, осуществляющих определённую уставом деятельность, не являющихся должностными лицами органа местного самоуправления. Кроме того, в силу возникающих правоотношений при осуществлении определённой Уставами видами деятельности, как сами должностные лица руководители предприятий, так и муниципальные предприятия и учреждения, в качестве юридических лиц, могут быть субъектами административного правонарушения, что, по убеждению суда, создает конфликт интересов и является не допустимым.
При таких обстоятельствах издание муниципального нормативного акта в части противоречащего КоАП Российской Федерации, Федеральным законам "О защите конкуренции", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" влечёт признание данного акта недействующим в части указания о наделении отдельными государственными полномочиями, о составлении протоколов по делам об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" следующих должностных лиц: ФИО1 -директора МБУ МО г. Ирбит "Благоустройство", ФИО2- главного инженера МБУ МО г. Ирбит "Благоустройство", ФИО3 - директора МБУ МО г. Ирбит "Благоустройство", ФИО4 - главного инженера МБУ МО г. Ирбит "Благоустройство", ФИО5 - директора МБУ МО г. Ирбит БДД "Сигнал". Поэтому заявление прокурора является обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Заявление Ирбитского межрайонного прокурора Хороших В.А. об оспаривании муниципального нормативного правового акта - постановления администрации Муниципального образования город Ирбит от 04.06.2012 года N 1339 "О внесении изменений в постановление N 2810 от 30.12.2011 года об определении перечня должностных лиц органа местного самоуправления МО г. Ирбит, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Законом Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" в части указания на наделение государственными полномочиями руководителей муниципальных бюджетных учреждений, и муниципальных унитарных предприятий по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с Законом Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" - удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия муниципальный нормативный правовой акт - постановление администрации Муниципального образования город Ирбит N 1339 от 04.06.2012 года "О внесении изменений в постановление N 2810 от 30.12.2011 года об определении перечня должностных лиц органов местного самоуправления Муниципального образования город Ирбит, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с Законом Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области"" в части наделения отдельными государственными полномочиями по составлению протоколов об административном правонарушении: ФИО1 -директора МБУ МО г. Ирбит "Благоустройство", ФИО2 - главного инженера МБУ МО г. Ирбит "Благоустройство", ФИО3 - директора МБУ МО г. Ирбит "Благоустройство", ФИО4 - главного инженера МБУ МО г. Ирбит "Благоустройство", ФИО5 - директора МБУ МО г. Ирбит БДД "Сигнал".
Сообщение о принятом Ирбитским районным судом решения после вступления его в законную силу подлежит опубликованию в силу ч. 3 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в печатном издании: Общественно-политической газете "Восход" в течение десяти дней с момента получения издателем МАУ муниципального образования город Ирбит "Редакция телерадиовещания "Ирбитский вестник" уведомления суда.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ирбитский районный суд.
Председательствующий (подпись)
Верно
Судья Н.А. Бунькова
Секретарь А.А. Аллоярова
Решение вступило в законную силу 13 октября2012.
Судья Н.А. Бунькова
Подлинник решения находится на л.д. 103-105 в гражданском деле N 2-860/2012.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.